Законодательство России и зарубежных стран в сфере рекламы

Проказин А.Д., курсант 2 курса международно-правового факультета ФГКОУ ВО Московского университета МВД им. В. Я. Кикотя

Исходя из объективных исторических причин и обстоятельств Законодательство Российской Федерации в сфере рекламной деятельности является относительно новым и действует достаточно непродолжительное время в сравнении с аналогичным законодательством зарубежных стран. Несмотря на то, что в процессе своего становления российское законодательство в сфере рекламной деятельности вобрало в себя многие существующие положения из устойчиво сформировавшегося зарубежного опыта оно достаточно сильно отличается от законодательства других государств.

Федеральный закон о рекламе содержит ряд норм, регулирующих рекламу на телевидении и радио. Так в соответствии с п. 4-5 ст. 14 не допускается прерывать рекламой и совмещать с рекламой способом «бегущей строки» религиозные телепередачи и телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут. Данные телепередачи могут быть прерваны спонсорской рекламой в их начале и перед окончанием при условии, что общая продолжительность такой рекламы не превышает тридцать секунд.[1]

Подобные нормы встречаются также в законодательстве иных государств, к примеру, в Белоруссии разрешено прерывать передачу или фильм не более чем на шесть минут. Стоит отметить, что максимальное количество подобных прерываний в течение часа составляет количество, определенное в четыре раза. А в Казахстане указано, что количество рекламы не должна быть более 20 % от общего количества вещания за один день.[2]

Если рассматривать печатные издания, то также во многих странах имеются нормы, которые регулируют предельный объем рекламы, допустимого в таких изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера (Беларусь, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан). В Российской Федерации объем рекламы в печатных изданиях должен составлять не более чем сорок пять процентов объема одного номера периодических печатных изданий. В законодательстве некоторых стран в отношении рекламы в печатных средствах массовой информации нет серьезных требований к количеству рекламы в печатных изданиях, тем самым законодатель оставил вопрос регулирования этих отношений на самих субъектов этих отношений. Подобное регулирование принято в Армении, Казахстане и Украине.

Как во многих зарубежных странах, законодатель не установил особых ограничений и требований к рекламе в печатных средствах массовой информации кроме относящихся к любой рекламе общих требований законности, пристойности и достоверности, государство тем самым оставило вопросы о количестве, тематике, форме рекламы на решение самих субъектов этих отношений – рекламодателю и рекламораспространителю (в данном случае самому печатному изданию).

Отдельный вопрос правового регулирования касается наружной рекламы, которая регулируется ст. 19 Федерального закона о рекламе. В целом объем, количество и порядок размещения наружной рекламы определяются органом местного самоуправления. Закон вводит запрет на распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или ином предназначенном для регулирования дорожного движения приспособлении.

Если мы рассмотрим законы других стран, то обнаружим несколько иной подход. В основном, отличие проявляется в самих терминах: в Узбекистане используется «внешняя реклама», в Республике Казахстан – «наружная и визуальная реклама». Основным правилом в регулировании этой формы рекламы является разрешение органа местного самоуправления, а кроме того, требуется наличие договора с собственником территории.

В связи с вышесказанным следует подчеркнуть, что российское законодательство включает в себя ограниченное количество форм рекламы, поскольку в настоящее время существует множество иных способов и средств распространения рекламы.

В первую очередь, это набирающее обороты реклама в сети интернет.  Среди достоинств интернет-рекламы можно обозначить огромный и постоянно растущий охват аудитории; широкая доступность; неограниченность в средствах создания рекламы; удобство заказа и размещения рекламы на интернет-площадках.

В таких странах как Япония, Южная Корея, Аргентина, а также в странах Евросоюза приняты законы, в соответствии с которыми вводится запрет на рассылку рекламы по электронной почте без согласия адресата. Например, в Японии получатель рекламного сообщения (спама) должен быть в обязательном порядке уведомлен о содержании рекламы в сообщении, а при желании получателя такая рассылка должна быть немедленно прекращена. За нарушение законодательства о спаме в Японии установлена мера наказания в виде штрафа.

Европейские страны в качестве наиболее предпочтительного механизма в этой сфере предусматривают наличие предварительного согласия. Тем самым законодательство Австрии, Норвегии и Финляндии содержит запрещение на распространение электронных сообщений в отсутствии согласия получателей.

В восемнадцати штатах США также действует запрет на распространение спама. Кроме того, там выработана стабильная практика рассматриваются судебных дел, касающихся данной сферы правоотношений.

В целом необходимо отметить, что лишь немногие государства обладают четким правовым регулированием рекламы в сети интернет. Наиболее развитой страной в данном отношении являются США, где относительно существует правовое поле для регулирования таких отношений как реклама в социальных сетях, в том числе с использованием информации пользователей. В Российской Федерации эти правоотношения требуют более внимательного и детального регулирования.

Отдельный вопрос вызывает регулирование в законодательстве различных стран социальной рекламы. Как правило в западных странах в качестве заказчика социальной рекламы выступает правительство, которое является финансовым источником социальных проектов. Так, к примеру, в Великобритании сформирован и функционирует «Центральный офис информации при правительстве», который координирует связанные с социальной рекламой вопросы. Основной задачей этого офиса является сбор заказов от всех правительственных органов и их распределение между различными рекламными агентствами. Для средств массовой информации он является единым заказчиком.

На отдельные виды товаров в разных странах существую свои ограничения и запреты. К примеру, в Кыргызской Республике запрещено использовать в рекламе алкогольных напитков, табака и табачных изделий образы лиц в возрасте до 35 лет, а кроме того высказывания или участие лиц, пользующихся популярностью у лиц в возрасте до 21 года.[3]

В большинстве государств законодательно закреплено, что реклама запрещенных законом товаров и услуг запрещается.

Приведенные примеры из законодательного регулирования рекламной деятельности разных стран обнаруживают достаточно сильную дифференцированность регламентации правоотношений в сфере рекламы. Как правило регулирование гражданско-правовых вопросов рекламной деятельности осуществляется в рамках гражданского законодательства, которые рассматривают правоотношения в рассматриваемой сфере в качестве гражданско-правовых обязательств по созданию, размещению и распространению рекламного продукта. Во избежание казуальности правового регулирования данные вопросы как правило не выделяются в отдельные разделы обязательственного права, что соответствует действующему гражданскому законодательству РФ.

Таким образом, становление и современное состояние правового регулирования рекламной деятельности в России демонстрирует следование по пути общемирового развития, когда происходит выработка единых подходов на основе общепринятых правовых норм и принципов.  В связи с этим действующее законодательство РФ в сфере рекламы в целом можно охарактеризовать как оптимальное построение приоритетных и направленных на защиту публичных интересов императивных норм и использование гражданско-правового механизма в ходе осуществления рекламной деятельности.

Список литературы:

Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 31.12.2017) // СЗ РФ. – 2006. – № 12. – Ст. 1232. Агошкова С. В. Проблемы административно-правового регулирования рекламы и рекламной деятельности // Современность в творчестве начинающего исследователя. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. 2017. С. 251-254. Азарова С.П. Международный опыт регулирования в сфере рекламной деятельности // Образование и право. – 2015. – № 9-10. Кирилловых, А.А. Реклама и рекламная деятельность: проблемы правового регулирования. – М.: Деловой двор, 2013. Кособродов В.М. Международный опыт саморегулирования рекламной деятельности // Адвокат. – 2015. – № 1. Пискорская С. Ю. О некоторых аспектах правового регулирования рекламной деятельности в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права и законодательства. Сборник материалов Х Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых. Составитель Е. В. Василенко. – 2017. Попов Р.М. Некоторые проблемы правового регулирования спама / Р.М. Попов // Гражданин и право. – 2013. – № 7.

Правовое регулирование рекламной деятельности: Учебное пособие / Авт.: Н.Д. Эриашвили, А.А. Романов, Г.А. Васильев и др. – М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2009.

 

[1] Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 31.12.2017) // СЗ РФ. – 2006. – № 12. – Ст. 1232.

[2] Азарова С.П. Международный опыт регулирования в сфере рекламной деятельности / С.П. Азарова // Образование и право. – 2015. – № 9-10. – С. 328.

[3] Кособродов В.М. Международный опыт саморегулирования рекламной деятельности / В.М. Кособродов // Адвокат. – 2015. – № 1. – С. 61.