Закон как обязательное основание нотариального удостоверения сделок в Российской Федерации

Козадаев В.С.

Отдельные авторы, объясняя историю возникновения законно­сти, начинают с Платона и ссылаются на его слова: "Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Там же, где закон - вла­дыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государ­ствам боги (Законы)" [Утяшев М.М. Курс лекций по истории политических и правовых учений. Уфа, 1999. С. 67 - 69].

Все еще встречаются представления о том, что закон­ность появилась вместе с государством и правом. Так, в учебнике "Теория государства и права" под редакцией М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева на этот счет написано следующее: «Исторически законность возникла как требование государственной власти соблюдать законы. Еще с античных времен каждый класс, приходящий к власти, созда­ет новое право и, соответственно, новое законодательство. За­воевав власть, правящий класс добивается обеспечения соблю­дения и исполнения законов... Законность и правопорядок не существуют вне конкретного классового общества, следовательно, нет внеклассовой законности, законность всегда направлена на охрану определенного класса» [Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лу­чина, Б.С. Эбзеева. М.: Юнити-Дана, 2001. С. 348].

Целесообразность в праве – это соответствие деятельности органов и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, выбор оптимального пути осуществления нормы в конкретной жизненной ситуации [Дерягин И.Я. Применение норм советского права. Свердловск, 1973. С. 127, 128]. Так, некоторые исследователи (например, М.Ф. Орзих, П.М. Рабинович и др.) считают единственными требованиями правильного применения правовых норм законность и целесообразность. Близкую позицию занимает С.С. Алексеев, утверждающий, что применение права может быть признано надлежащим лишь тогда, когда является законным и обоснованным, добавляя: «Существенное значение также имеют целесообразность и эффективность применения, осуществляемого в рамках… законности» [Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций. Свердловск, 1973. Т. 2. С. 213].

Как видно, здесь возникновение законности, так же как и в советское время, увязывается с возникновением законода­тельства, требованием государства к обеспечению собственных законов. Такое представление о возникновении законности сплошь и рядом можно встретить и в постсоветской юридиче­ской литературе. В конечном счете проблема времени возникновения за­конности упирается в то, что понимается под понятием "законность".

С проблемой времени возникновения законности тесно связана и проблема субъектов, на которых распространяется обязательность законов. Если обязательность законов распро­страняется только на адресатов уже действующих законов, а на самих законодателей нет, то мы имеем в виду одно, а тогда, ко­гда требования законности распространяются на всех без ис­ключения, в том числе и на самих правителей и законодателей, то здесь мы имеем нечто другое. Здесь возникает не просто во­прос о том, в каком случае мы имеем дело с законностью, а о том, можно ли вообще назвать законностью те случаи, когда в законах выражается лишь воля правителей и она является стро­го обязательной только для граждан.

По нашему мнению, правы Н.И. Матузов и А.В. Малько, которые считают, что термин "законность" появляется на рубеже Нового времени, когда для этого складываются соответствующие социально-экономические и мировоззренческие предпосылки [Теория государства и права: Учебник / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. С. 513]. Иногда законность и сегодня понимается слишком узко, зачастую в рамках только борьбы с преступностью. Такой смысл в понятие законности вкладывался, например, Постанов­лением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 4 сентября 1998 г. "Об информации и.о. министра внутренних дел РФ и директора ФСБ РФ о криминальной обстановке в Российской Федерации, принимаемых мерах по укреплению законности, пресечению фактов коррупции и проникновения криминальных элементов в органы государственной власти" [Российская газ. 1998. 10 сент.]. То же самое можно сказать и при характеристике закон­ности: "Законность мы рассматриваем в качестве индикатора качества правопорядка в экономической, в том числе и налоговой сфере, юридического критерия, позво­ляющего оценить степень экономической безопасности" [Махров И.Е. Законность в системе налоговых правоотношений: понятие и основные критерии // Всероссийская науч.-практ. конференция "Социокультурная динамика региона". Оренбург, 2000. С. 226].

Итак, поддержание законности есть за­дача как нотариуса, так и граждан. Законность понимается как особый режим, состояние взаимоотношений государства и личности, выражающая в неукоснительном соблюдении всеми нотариусами зако­нов и основных нормативных актов и обеспечивающая полнейшую уверенность членов общества в неприкосновенности их личности и в гарантированности осуществления ими своих прав и юридиче­ских свобод [Теория юридического процесса / Под ред. В.М. Горшенева. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1985. С. 39].

Установление и поддержание законности предполага­ют соблюдение в деятельности нотариуса строго определенных требований как социальных ориентиров в конкретной ситуации раз­решения юридических дел. Основополагающим требованием законности выступает обеспечение верховенства закона в деятельности но­тариуса. Суть этого требования состоит в том, что каждый нотариус при осуществлении своих функций обязан неукоснительно со­блюдать предписания законов, с одной стороны, прямо устанавли­вающих их конкретные полномочия, а с другой - подлежащих приме­нению в конкретном случае разрешения нотариального дела, т.е. выполнять и тот закон, который регулирует обстоятельства, являющиеся предметом нотариального разбирательства. Законность - составляющее звено в политической системе общества. Она получает свою силу и значимость и авторитетность от установленного строя. В ее укреплении и совершенствовании заинтересованы все звенья по­литической системы как в одном из методов государственного ру­ководства обществом [Борисов В.В. Советская социалистическая законность и ее гарантии // Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1961. С. 17]. Эффективность проведения этого требования зависит по крайней мере от двух условий.

Во-первых, от того, насколько совершенно действующее законодательство и как в нем определены полномочия нотариуса, насколько полно и четко уста­новлен круг их прав и обязанностей в соответствующей сфере дея­тельности, а также от того, насколько совершенно действующее законодательство, которое составляет объект реализации, как полно и оптимально оно регулирует соответствующие сферы общественной и государственной жизни. Такая оценка состояния действующего законодательства важна потому, что она составляет реальную, фактическую предпосылку законности.

Во-вторых, эф­фективность проведения требования верховенства закона опреде­ляется также уровнем правовой культуры во всей юридической практике. Правовая культура как идеологическая предпосылка за­конности, как интеллектуальная основа ее проявления представ­ляет собой соединение двух основных элементов: знание действую­щего законодательства, широкая осведомленность о содержании его основных институтов, убежденность в его целесообразности и по­нимание его сущности, а также умение пользоваться юридическим инструментарием, владеть навыками юридического общения.

Высокие и прочные профессиональные знания нотариусов должны сочетаться с неподкупностью, честью и порядочностью. Важно требование систематического и постоянного надзора (контроля) за деятель­ностью нотариусов. Суть его состоит в том, чтобы осуществ­лялось глубоко продуманное, квалифицированное и доброжелатель­ное наблюдение за нотариальной деятельностью, зафиксированной в законе. Все без исключения субъекты, осуществляющие надзор и контроль, должны обладать соответствующей компетентностью и высоким профессионализмом, хорошо осведомлены о содержании и характере нотариальной деятельности и уметь использовать все способы и приемы контроля и надзора. Безусловно, предпосылкой законности выступают правовые предписания, составляющие ее нор­мативную базу. Чем они совершеннее, тем строже и полнее прово­дятся в жизнь, тем выше уровень законности, прочнее правопоря­док [Лисюткин А.Б. Принципы законности и их реализация в условиях формирования правового государства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1992]. "Первым условием законности является, - писал Стучка П.И., - сам закон" [Стучка П.И. Учение о Советском государстве и его конституции. М.: Юридическая литература, 1931. С. 221]. Законы должны быть направлены на реализацию принципа справедливости. Эти меры осуществляются, как правило, че­рез соответствующие права и обязанности, закрепленные в различ­ных отраслях права. В результате чего законность приобретает ка­чество социально-правовой силы. Требованием законности являет­ся равенство всех граждан перед законом. Граждане без всяких исключений должны ставиться в равные условия перед законом, должна обеспечиваться полная объективность в определении ценно­сти личности и результатов ее деятельности. Законность – это прежде всего законы и их соблюдение, исполнение и применение.

Автор рассматривает нотариальную форму реализации пра­ва как осуществление органами нотариата нормативно-правовых предписаний в форме использования прав, выполнения обязанностей, соблюдения запретов и применения норм права.

В этом аспекте целесообразно рассматривать черты правоотно­шений, особенности их проявлений. Правоотношение - более общее понятие отношений в правовой сфере, представляющее собой особый вид осознанного, волевого отношения. Прежде чем ему сло­житься в качестве правового, оно должно пройти не просто через волю отдельных лиц, но непременно через государственную волю об­щества и быть предусмотренной в норме права. Общая теория правовых отношений дает исходную базу для анализа нотариального правоот­ношения как разновидности правовых отношений. Поэтому те черты, которые характеризуют все правоотношения, имеют место и в отно­шении нотариальном.

Нотариальные правоотношения различают регулятивные и ох­ранительные. Первые возникают из правомерных действий субъектов, вторые - из противоправных, связанных с применением государст­венного принуждения.

По степени конкретизации и субъектному составу правоот­ношения подразделяются на абсолютные, относительные и общерегу­лятивные. В абсолютных точно определена одна сторона, например собственник вещи, которому противостоят все те, кто с ним сопри­касается или может соприкоснуться, и которые обязаны уважать это его право, не чинить никаких препятствий его реализации. В этом смысле право собственности, права на наследство - являются аб­солютными. В относительных - строго определены обе стороны (на­пример, продавец - покупатель, займодавец - заемщик).

Общерегулятивные выражают юридические связи более высоко­го уровня между государством и нотариусом, между государством и субъектами нотариального правоотношения (субъектами права) по поводу гарантирования и осуществления основных прав и законных интересов личности, а равно обязанностей (соблюдать законы, но­тариальные акты) и т.п. Они возникают непосредственно из зако­на, норм Конституции и других основополагающих актов и являются базовыми, исходными для отраслевых правоотношений. Могут быть постоянными или продолжительными, носят общий, а не индивиду­альный характер, являясь основой для возникновения более важных основополагающих и стабильных отношений, выражают общее правовое положение (статус) субъектов, их взаимные права и обязанности, ответственность друг перед другом и перед государством, являются предпосылкой для появления и функционирования разнообразных кон­кретных, частноотраслевых правоотношений. Связь нотариуса с го­сударством представляет собой связь общего характера.

По характеру обязанностей нотариальные правоотношения подразделяются на активные и пассивные. В активных обязанность заключается в необходимости совершения определенных действий в пользу управомоченного (отдать деньги в срок, заключить договор в срок и т.д.), в пассивных, напротив, сводится к воздержанию от нежелательного для контрагента поведения (непринятие наслед­ства в срок лишает права на наследство).

Различают простые нотариальные правоотношения (между двумя субъектами, например, залогодатель-залогодержатель) и слож­ные (между несколькими, например четыре продавца - два покупателя), кратковременные (засвидетельствование копии) и долговременные (оформление наследства: подача заявления - до шести месяцев со дня смерти наследодателя, получения свидетельства о праве на наслед­ство по закону, по истечение шести месяцев) [Халфина P.O. Общее учение о правоотношении. М.: Юридическая литература, 1974. С. 8].

Различают конкретное и общее нотариальное правоотношения. Различие между ними заключается в том, что если первые связаны в основном с такой формой реализации права, как применение, то вторые - с тремя остальными: соблюдение, исполнение, использова­ние. Конкретные нотариальные правоотношения носят правопримени­тельный характер, а общие - правоохранительный и правообеспечительный [Матузов Н.И. Понятие правоотношения как особого вида общест­венных отношений // Теория государства и права: Курс лекций. Саратов: Изд-во СГУ, 1995. С. 387 - 393].

По мнению автора, нотариальные правоотношения связаны со всеми формами реализации права и их нельзя однозначно отнести к общим или конкретным правоотношениям. Это отношения особого ви­да, которые имеют двойную связь: вертикальную (нотариуса с го­сударством), можно отнести к общим правоотношениям и горизон­тальную (нотариуса с клиентами) - к конкретным правоотношениям.

Нотариальное правоотношение, как и любое правоотношение, имеет сложную по составу элементов структуру: субъект; объект; субъективное право и юридическая обязанность [Там же].

Нотариальные правоотношения возникают под эгидой государ­ства и находятся под его защитой, контролем, служат осуществле­нию интересов его граждан. Нормы права регулируют все вопросы возникновения, развития, изменения и прекращения их существова­ния; субъектов, их субъективные права и обязанности, формы их защиты и ответственности.

Эти отношения возникают для удовлетво­рения интересов субъектов права. Они всегда конкретны и индиви­дуализированы, имеют процедуру развития и служат определенным потребностям людей. Они сложны по своей структуре и в них пере­плетаются мотивы волевого, фактического и правового характера. Им характерна строгая и четкая определенность взаимного поведе­ния сторон, которая в необходимых случаях подкрепляется мерами государственного воздействия, вплоть до принуждения. Эти черты присущи нотариальной сфере отношений. Они возникают в процессе осуществления нотариальной деятельности, определяющей их юриди­ческую природу, задачи и функции нотариата, целевую обусловлен­ность. Эта цель состоит в осуществлении защиты прав и законных интересов граждан и других субъектов путем совершения нотариу­сом предусмотренных законодательством действий.

Понятия «субъективные права» и «законные интересы» при­водятся в ряде статей Конституции РФ, УК РФ, УПК РФ, Основах законодательства о нотариате и др. Они широко ис­пользуются при характеристике правового положения личности и употребляются в сочетании и наряду с субъективными правами. От субъективных прав законные интересы отличаются тем, что они раз­нообразнее в количественном измерении, не имеют строгой сис­темности, им не противостоят юридические обязанности лиц, у них нет твердых юридических гарантий для отстаивания их на предвари­тельном следствии, в суде и других стадиях процесса [Францифоров Ю. Деятельность нотариата по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц // Нотариус. 1998. № 2. С. 11 - 13]. В правовой литературе отсутствует универсальное определение законных ин­тересов, их называют «допускаемые законом стремления к достиже­нию определенных благ», «отраженные в законе интересы» [Малеин Н.С. Охраняемый законом интерес // Советское государство и право. 1980. № 1. С. 34] , «инте­ресы, которые не нашли прямого выражения в юридических правах и обязанностях, но не подлежат правовой защите со стороны государ­ства», «юридически предусматриваемое стремление к получению тех благ, обладание которыми дозволено законодательством". Между тем законный интерес отражает возможность и незавершенность определенного поведения, но это не та возможность, которая со­держит субъективное право, создающее для гражданина не только юридическую, но и фактическую возможность для реализации законного интереса. В этом контексте представляются интересными суждения Н.И. Матузова: «Перед нами весьма специфичный правовой феномен, представляющий собой в известном смысле загадку - ни норма, ни принцип, ни правомочие, ни свойство субъекта (право- дееспособность). Это модификация социально-правового интереса, которая создается самим законодателем и опирается на закон, но не образует все же того притязания, которое характерно для субъ­ективного права» [Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1987. С. 115].

Законные интересы - юридическая дозволенность, имеющая в отличие от субъективного права характер правового стремления. Однако и законные интересы могут считаться известной возможно­стью, но возможностью в большинстве своем социальной, фактиче­ской, но не правовой. Она отражает лишь разрешенность известных действий. Если сущность субъективных прав отражается в юридиче­ской гарантированной и обеспеченной обязанностями других лиц возможностями, то сущность законного интереса - в простой дозво­ленности определенного поведения. Законные интересы в правовом статусе должны находиться на одной ступени с субъективными права­ми и обязанностями [Малько А.В. Законные интересы советских граждан: Автореф. дис. …  д-ра юрид. наук. Саратов, 1985].

Законные интересы имеет каждый уже в силу установленного правопорядка и общего статуса гражданина. Нотариус как право­применитель, обеспечивая осуществление субъективных прав субъек­тов правоотношения, может ущемить законные интересы, что является одной из его особенностей [Алешина Т.Е. Нотариальная форма реализации права (Теоретико-правовое исследование): Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 52].

 

Библиографический список

 

1.      Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций. Свердловск, 1973.  Т. 2. С. 213.

2.      Алешина Т.Е. Нотариальная форма реализации права (Теоретико-правовое исследование): Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 52.

3.      Борисов В.В. Советская социалистическая законность и ее гарантии: Автореф. дис. ... д- ра юрид. наук. М., 1961. С. 17.

4.      Дерягин И.Я. Применение норм советского права. Свердловск, 1973. С. 127, 128.

5.      Лисюткин А.Б. Принципы законности и их реализация в условиях формирования правового государства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1992.

6.      Малеин Н.С. Охраняемый законом интерес // Советское государство и право. 1980. № 1. С. 34.

7.      Малько А.В. Законные интересы советских граждан: Автореф. дис. …  д-ра юрид. наук. Саратов, 1985.

8.      Матузов Н.И. Понятие правоотношения как особого вида общественных отношений // Теория государства и права: Курс лекций. Саратов: Изд-во СГУ, 1995. С. 387 - 393.

9.      Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1987. С. 115.

10.  Махров И.Е. Законность в системе налоговых правоотношений: понятие и основные критерии // Всероссийская науч.-практ. конференция "Социокультурная динамика региона". Оренбург, 2000. С. 226.

11.  Стучка П.И. Учение о Советском государстве и его конституции. М.: Юридическая литература, 1931. С. 221.

12.  Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. М.: Юнити-Дана, 2001. С. 348.

13.  Теория государства и права: Учебник / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. С. 513.

14.  Теория юридического процесса / Под ред. В.М. Горшенева. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1985. С. 39.

15.  Утяшев М.М. Курс лекций по истории политических и правовых учений. Уфа, 1999. С. 67 - 69.

16.  Францифоров Ю. Деятельность нотариата по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц // Нотариус. 1998. № 2. С. 11 - 13.

17.   Халфина P.O. Общее учение о правоотношении. М. : Юридическая литература, 1974. С. 8.