Влияние России и Китая на Шанхайскую организацию сотрудничества

Монгуш О. Ш., студент 5-го курса Института политики, права и социального развития Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова

Аннотация: в статье раскрывается влияние России и Китая на ШОС, рассматриваются сферы деятельности стран в данной организации. А также в статье раскрыты взаимоотношения России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества.

Ключевые слова: Россия, Китай, ШОС, Центральная Азия, антитеррористические учения, взаимоотношения, вооружения.
 

В 21 веке, многие государства стремятся объединиться со своими соседями для решения региональных или глобальных вопросов. Это связано с проблемами государств желающие решить свои проблемы во многих областях общества. К примеру, можно назвать  такие проблемы как усиления  терроризма, ослабление мировой экономики, загрязнение природы на планете. ШОС интересна на мировой арене тем, что она представляет собой первой организацией, главной задачкой которой является достижение цели: противоборство против трех зол: экстремизм, терроризм и сепаратизм. Можно надеяться, что ШОС станет именно той организацией, которая может стать в будущем ведущей организацией на международной интеграции 21 века.

   Россия, как и страны Центральной Азии, первоначальный интерес к вхождению в организацию связанно с деятельностью взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, а также сепаратизма и экстремизма в Средней Азии. Министр иностранных дел Китая Тан Цзясюаня считает что ШОС является первой международной организацией, сделавшей идею борьбы с терроризмом стержнем своей деятельности[см. ШОС//http://ru.wikipedia.org]. Дальнейший союз стран принес вскоре свои плоды. Результативность деятельности ШОС за период между двумя саммитами ШОС (5 июля 2005 года — 15 июня 2006 года) в результате деятельности РАТС на территории ШОС было предотвращено более 450 терактов, 15 главарей террористических организаций были задержаны или уничтожены спецслужбами стран Организации, ещё 400 находятся в розыске[1, ШОС]

         На данный момент происходит соперничество в лидерстве в ШОС. Китай хочет направить политику ШОС больше на экономические цели. А РФ предпочитает придерживаться цели, ради которой был создано это содружество. Но все же, как показывает практика, РФ не хочет уступать своему китайскому соседу лидерство в различных сферах деятельности организации. Идея, выдвинутая президентом России В. В. Путиным на шанхайском саммите в июне 2006 года о создании Энергетического клуба ШОС. Фрадков предложил создать в рамках ШОС Международный центр по предоставлению услуг ядерного топливного цикла. Россия своей политикой расширения круга участников в организации показывает, что она хочет занять лидирующую позицию в ШОС. А Китай в проведении инициируемой Россией политики сферы расширения круга участников, соглашается с ней.

  Чтобы не вызвать опасений по поводу мощного влияния КНР, Россия приглашает Индию. Индия является одним из главных соперником Китая на мировой арене. Членство Индии позволит, уменьшить влияние Китая на организацию. Каждое из государств, по-видимому, преследует не только общих, ещё и индивидуальные интересы: Индия и Китай рассчитывают получить доступ к российским энергоносителям — нефти и газу; Россия подчёркивает важность практического сотрудничества в борьбе с международным терроризмом, наркотрафиком и другими новыми угрозами (особенно в зоне, прилегающей к территории всех трёх стран, — в Центральной Азии, поскольку возможное усиление исламского экстремизма в этом регионе способно ударить по каждому из трёх государств);Индия рассчитывает на поддержку её стремления стать постоянным членом Совета Безопасности ООН; Россия и Китай заинтересованы тоже, потому что ООН, по их мнению, должен делать реформы;.

    С момента основания организации странами-участницами было проведено несколько совместных антитеррористических учений, по инициативе Российской Федерацией. Первое из них состоялось в августе 2003 года (Узбекистан в учениях участия не принимал). Первая фаза учений проводилась в Казахстане, вторая — в Китае. Китай не принимал участие в первой фазе учений, что эксперты считают это  осторожностью китайского «дракона», так как не очень хочет участвовать в военных сборах. Потому что КНР  имеет небольшой опыт в  участии, в международных стратегических манёврах. В большем масштабе, но за пределами основной структуры ШОС, в августе 2005 года началась первая совместная тренировка военных сил КНР и России, получившая название «Мирная миссия — 2005».

В дальнейшем учения проводились в 2006 и 2007 годах («Востокантитеррор-2006» и «Мирная миссия—2007»). В сентябре 2008 года прошли командно-штабные учения «Волгоград-Антитеррор-2008», а в 2009 году — «Мирная миссия—2009»[2, Антитеррористические учения]. Большинство мероприятий прошло в РФ, что говорит о заинтересованности стран приобрести у России необходимый опыт в борьбе с терроризмом и главенствующем положении РФ в деятельности, которая является причиной создания ШОС. Несмотря на то, что КНР больше заинтересован в  экономической сфере, что оно не раз заявляло на саммитах, Поднебесная тоже решилась поучиться у России. Россия ставит на первый план в деятельности ШОС – проблемы безопасности в регионе. Россия также заинтересована в поощрении эффективного регионального сотрудничества различных сферах жизни общества. К примеру: в области образования был создан интернет-университет ШОС[3,Университет, не имеющий аналогов в мире Владимир Кючарьянц].

          Основным компонентом, на котором строится вся деятельность Шанхайской организации сотрудничества, считается взаимодействие КНР с Россией. Одним из ключевых факторов взаимодействия КНР с Россией и центрально-азиатскими республиками в ШОС выступает противодействие политике США, связанное с обеспечением политической стабильности государств Центральной Азии и недопущением военного присутствия США на центрально-азиатских базах. Одновременно, Китай заинтересован в контроле над обстановкой в центрально-азиатских республиках и возможности своевременного реагирования на те или иные изменения в регионе, которые препятствовали бы реализации его интересов.

   КНР не против политики РФ в области увеличения числа участников организации.  Однако у КНР есть вопросы по вопросу о вхождении некоторых стран в организацию. Отношения же между Пакистаном и Китаем носят стратегический характер, что может являться основанием для включения Пакистана в ШОС, однако это практически неосуществимо в силу сложных геополитических противоречий в треугольнике Китай-Пакистан-Индия. Непростой является и позиция КНР по вопросу вступления в ШОС Ирана. Его вступление было заблокировано в связи с тем, что Тегеран находится под санкциями Совета Безопасности ООН. В 2010 г. Китай, как постоянный член Совета безопасности ООН с правом вето, поддержал новый раунд санкций ООН против Ирана [4, ШОС-2010 в зеркале мировой прессы. Молодежный совет ШОС. Дата обращения: 22.08.11]. Но в то же время Китай понимает, что отказ вышеперечисленным странам может привести к ослаблению международного влияния ШОС в своем регионе.

     Поднебесная показывает свою активность в отношениях с другими участниками содружества. Пример: китайско-казахстанский нефтепровод «Атырау–Атасу» в 2009 году, а в 2010 году был запущен следующий масштабный проект – китайско-туркменский газопровод. Сейчас же ведется работа над транспортными магистралями с Узбекистаном и Таджикистаном, а также ряд других важных проектов. Таким образом, ШОС позволил Китаю укрепить двусторонние отношения с каждой из стран Центральной Азии. Это показывает в заинтересованности КНР в сотрудничестве[5, см. ШОС: путь через десятилетия Игорь ШЕВЫРЕВ].

Экономика – главный козырь Китая. Именно Пекин в 2002 году разработал «трехшаговую стратегию»: 1) упростить формальности в торговле; 2) укрепить технико-экономическое сотрудничество и 3) наладить свободный оборот грузов, капитала, технологий и услуг. Китайской экономике такая стратегия выгодна, она явно преобладает не только над каждой из постсоветских экономик по отдельности, но и над остальной «шанхайской пятеркой» вместе взятой. Так, в 2010 году товарооборот Китая с остальными странами ШОС достиг 83,97 млрд. долл., что в 8 раз больше, чем в 2000 году [5, см. ШОС: путь через десятилетия Игорь ШЕВЫРЕВ].

Китайско - российские отношения в их нынешнем виде, как неоднократно заявляли стороны, имеют форму «стратегического партнерства», что рассматривается как высокий уровень двусторонних отношений.

На региональном уровне фактором сближения Китая и России считается равнонаправленная политика по отношению к Центральной Азии. Фактически после распада Советского Союза у Китая появилась благоприятная возможность для улучшения отношений с республиками Центральной Азии.

С одной стороны, Пекин осведомлен об особой заинтересованности Москвы по отношению к региону связанной с покровительством РФ по отношению к странам, а с другой стороны связанно с тем, что страны Центральной Азии является братьями России в СНГ, которые входили в некогда бывшую великую державу – СССР. Кроме того, Россия и Китай осуществляют общую стратегию по отношению к таким проблемам, как рост исламизации, контрабанда наркотиков и борьба с вооруженными бандами и терроризмом[6, см. Цели и интересы Китая и России в ШОС// Махмуд Ваэзи, опубликовано: 09.11.2011г.].

Поскольку страны Центральной Азии, а также Пакистан и Афганистан являются на юге соседями России и соседствуют с западными районами Китая, интересы обеих этих стран в связи с этим регионом тесно переплетены. При этом важнейшим беспокоящим фактором для обеих сторон является угроза экстремизма и нестабильности в результате экономического застоя в Центральной Азии. Пример: ситуация в республике Кыргызстан. На уровне региона Шанхайская Организация Сотрудничества является главным воплощением стратегического партнерства двух стран. Фактически эти две страны являются главной платформой для формирования и развития ШОС, и при этом они стремятся использовать ШОС в качестве инструмента для создания приемлемого для себя порядка в регионе. Кроме того, Россия является крупнейшим поставщиком оружия в Китай, оружия, которое имеет для Китая чрезвычайную важность. [см. Цели и интересы Китая и России в ШОС Махмуд Ваэзи,опубликовано: 09.11.2011 г.]. В этом способствует Россия, чтобы видеть рядом с собой могучего союзника.

В целом условия в двух странах в различных сферах требуют создания определенного стратегического альянса между двумя странами, поскольку без этого ни одна из двух стран не может решить свои острые проблемы. Учитывая развитие международной обстановки и положение в регионе, интересы Китая и России требуют, чтобы в будущем предпринять шаги для создания своего рода регионального порядка, и, как минимум, превратить эту организацию в важный элемент обеспечения безопасности в регионе, что может выразиться в создании и укреплении механизма Шанхайской Организации Сотрудничества.

 

Список литературы:

1.ШОС//http://ru.wikipedia.org

2.РАТС ШОС: Антитеррористические учения

3. Университет, не имеющий аналогов в мире Владимир Кючарьянц// http://www.infoshos.ru

4. ШОС-2010 в зеркале мировой прессы. Молодежный совет ШОС. URL: http://yc-sco.org/?lng=ru&module=news&action=view&id=72 (Дата обращения: 22.08.11).

5. ШОС: путь через десятилетия Игорь ШЕВЫРЕВ http://telegrafua.com/world/12530/

6. Цели и интересы Китая и России в ШОС// Махмуд Ваэзи. Опубликовано: 09.11.2011г.].