Участие граждан Российской Федерации в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям: конституционно-правовой аспект

Кутовой Д.В., генеральный директор ООО «Живой звук»

Отношения в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Гражданским кодексомРФ, Основами законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральным законом от 25 июня 2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации» и другими федеральными законами, а также в пределах компетенции субъектов Федерации законами субъектов РФ.

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации» непосредственно направлен на реализацию конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый  обязан  заботиться  о  сохранении  исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В широком смысле эта обязанность касается не только отдельного человека и гражданина. В первую очередь государство и общество в целом, а также отдельные организации и учреждения, граждане должны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.Из смысла рассматриваемой конституционной нормы видно, что историческое наследие есть часть культурного наследия.Одна из задач современной России - обеспечение на всей ее территории единого культурного пространства, включающего в себя законодательные, институциональные и организационные гарантии устойчивого развития культурной среды. Свободный доступ ко всем культурным благам и освоение всех существующих творческих ресурсов - главные параметры этого развития, создающие надлежащие основы для актуального гражданского диалога как внутри страны, так и за ее пределами.

Российская культура развивается: появляются новые театральные и кинорежиссеры, открываются имена талантливых художников и писателей, в социально-политическую жизнь возвращается словосочетание "культурная политика". Но современное правовое поле по-прежнему не работает в нужном культуре ключе. Законодательству Российской Федерации в сфере культуры необходимы правовые средства, позволяющие решать практические проблемы, стоящие перед интеллектуальным сообществом XXI в.Обязанность беречь памятники истории и культуры относится ко всем субъектам правоотношений. Она распространяется также на объекты, поступившие из-заграницы и находящиеся на территории Российской Федерации.Конституционный Суд РФ по делу о проверке конституционности положений Федерального закона от 15 апреля 1998 г. «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» в  Постановлении от 20 июля 1999 г.[1] указал, что к культурным ценностям, перемещенным в СССР в результате Второй мировой войны, относятся только те из них, которые были перемещены в СССР с территории Германии и ее бывших военных союзников в соответствии с приказами военного командования Советской армии и распоряжениями других компетентных органов.

В ст. 62 Основ законодательства о культуре предусматривается возможность установления гражданско-правовой, уголовной и административной ответственности за нарушения законодательства о культуре. Так, в ст. 240  ГК РФ предусматривается возможность изъятия у собственника путем выкупа или продажи с публичных торгов культурных ценностей, отнесенных к особо ценным и охраняемым государством, если он бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения. Уголовный кодекс РФ за умышленное уничтожение, разрушение или порчу памятников истории и культуры либо природных объектов, взятых под охрану государства, предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, исправительных работ на тот же срок или штрафа.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. устанавливает широкий круг видов нарушений в рассматриваемой области, в частности: за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия; ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения; незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного наследия и др.

На сохранение объектов культурного наследия из федерального бюджета в настоящее время выделяется 10% всего объема средств, а 40% составляют внебюджетные средства. С целью совершенствования системы содержания и сохранности памятников истории и культуры Министерство культуры РФ предложило установить порядок предоставления льгот физическим и юридическим лицам, вкладывающим средства в сохранение объектов культурного наследия, а также приватизировать некоторые культурные объекты.Цель таких мер - возрастание ответственности физических лиц как пользователей памятниками истории и культуры.

Следует отметить, что вопрос о приватизации памятников истории и культуры является весьма дискуссионным. Ряд экспертов считают, что за счет приватизации проблемы охраны памятников истории и культуры  не решить. Государство должно нести основной груз ответственности, при этом сегодня в большинстве регионов памятники культуры удается сохранять только благодаря государственному финансированию. Очевидно, что если и допускать приватизацию памятников истории и культуры, то она должна носить весьма ограниченный характер. До начала приватизации важно определить объекты, которые не подлежат продажи в частную собственность.

В настоящий момент основополагающим актом законодательства в рассматриваемой области является действующий базовый Закон № 3612-I - Основы законодательства Российской Федерации о культуре, который был принят 9 октября 1992 г.[2] В свое время он решил много задач и определил основы государственной поддержки культуры.

С 1992 г. был принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих отдельные аспекты деятельности и отношений в области культуры, разъясняющих и конкретизирующих положения Основ законодательства. К их числу относятся: Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 (в ред. от 23 июля 2013 г.) «О вывозе и ввозе культурных ценностей»[3], а также Федеральные законы: от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г.) «О библиотечном деле»[4]; от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ (в ред. от 9 февраля 2009 г.) «О национально-культурной автономии»[5]; от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ (в ред. от 19 июля 2011 г.) «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»[6]; от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ (в ред. от 23 февраля 2011 г.) «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»[7]; от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ (в ред. от 25 декабря 2012 г.) «О народных художественных промыслах»[8]; от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»[9] и др.

Соглашение от 28 сентября 2001 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей»[10] вступило в силу для государств (по состоянию на 18 февраля 2013 г.):Белоруссия, Молдавия, Россия - с 11 декабря 2002 г.;Таджикистан - с 9 января 2003 г.; Киргизия - с 4 августа 2003 г. Согласно ст. 2 данного Соглашения ввоз культурных ценностей, в отношении которых объявлен международный розыск, запрещен. Такие ценности подлежат задержанию для их последующего возвращения законным собственникам в порядке, установленном законодательством и международными соглашениями государств Сторон.В соответствии со ст. 3 Соглашения при транзите культурных ценностей через территорию государства Стороны их собственник или уполномоченное им в установленном законодательством государства Стороны порядке лицо обязаны представить уполномоченным государственным органам, производящим таможенное оформление, таможенную декларацию с описанием провозимых культурных ценностей и указанием транзита как цели ввоза, а также разрешение на вывоз культурных ценностей, выданное государством вывоза. Таможенное оформление транзита культурных ценностей производится в соответствии с таможенными правилами государства транзита.

Однако Основы законодательства Российской Федерации о культуре принимались в условиях правового поля, существенно отличающегося от современного. Достаточно отметить, что действующая Конституция РФ появилась только в следующем после принятия Закона году. В условиях продолжающихся экономических, социальных и административных реформ возникли новые факторы, оказывающие существенное влияние на развитие сферы культуры. Таким образом, некоторые положения Закона не соответствуют духу времени и изменениям в обществе. Как следствие, Закон не раз требовал корректировки, многие статьи утрачивали силу, появлялись дополнения.Указанные дополнения и изменения в Основы законодательства вносились, как правило, без системного подхода и были направлены на решение отдельных задач.

К настоящему времени накоплен определенный опыт практики применения установленных им норм, а также иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области культуры. Определились достоинства и недостатки действующего законодательства о культуре. Однако анализ правоприменительной практики показывает, что отдельные нормы указанных Основ законодательства носят декларативный характер, недостаточно эффективны либо имеют внутренние противоречия.

Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о культуре» (с изм. от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ) задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:а) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;б) создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;в) определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;г) определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.

Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Культурные блага - условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

В соответствии со ст. 8 Основ в России культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.

Согласно ст. 4 Соглашения от 28 сентября 2001 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей»[11] культурные ценности вывозятся с территорий государств Сторон по разрешениям, форма которых утверждается в установленном законодательством государства соответствующей Стороны порядке и доводится до сведения других Сторон.Разрешения заполняются на государственном языке государства вывоза и на русском языке и выдаются уполномоченными государственными органами государств Сторон.Порядок выдачи разрешений регулируется законодательством государства вывоза.Вывоз и временный вывоз культурных ценностей без предъявления разрешений при пересечении таможенных границ запрещается.

В соответствии со ст. 30 данного Соглашениягосударство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, исходя их своей компетенции, обязаны:

- поощрять деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами;

- создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования, прежде всего посредством гуманизации всей системы образования, поддержки и развития сети специальных учреждений и организаций - школ искусств, студий, курсов, любительского искусства (самодеятельного художественного творчества), а также сохранения бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек;

- способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры;

- осуществлять свой протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения;

- публиковать для сведения населения ежегодные данные о социокультурной ситуации.

В творческих силах российских деятелей культуры не сомневается никто. Но сама культура как сфера общественной и политической жизни требует немедленного обновления правовой основы. Единое культурное пространство должно иметь в качестве своего правового базиса стабильный и современный законодательный акт, гарантирующий конституционные права и свободы человека и гражданина в культурной сфере, обеспечивающий действенные правовые механизмы их реализации. А действующий сегодня базовый для культуры Закон - Основы законодательства Российской Федерации о культуре 1992 г. - принимался еще до вступления в силу Конституции РФ, во время, существенно отличающееся от нынешнего.

Поэтому для модернизации законодательства о культуре во главу угла должна быть положена задача реализации положений нашей Конституции, гарантирующей широкий круг прав и свобод человека в сфере культуры. Исходя именно из этого принципа, Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре и специалистами Российского института культурологии был подготовлен проект нового федерального закона о культуре, который уже на стадии своего обсуждения находит широкую поддержку культурной общественности.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Под защитой понимается восстановление положения, существовавшего до нарушения (путем совершения конкретных действий или бездействия) того или иного права. Государственная защита – это правовая защита[12], осуществляемая государством (его органами). Очевидно, что право может быть реализовано только тогда, когда ему соответствует обязанность государства или другого лица (органа) его обеспечить.

Гарантия (фр. - garantie) – это ручательство, обеспечение, заверение[13]. Гарантии нужны не сами по себе, а для возможно полного претворения в жизнь прав и свобод; они призваны обеспечить такую благоприятную обстановку, в атмосфере которой зафиксированные в конституции и других законах положения о юридическом статусе личности, ее правах и свободах стали бы фактическим положением каждого человека. В связи с этим для наиболее полной реализации в жизнь этой нормы необходим действенный механизм осуществления государственной защиты прав и свобод человека и гражданина; одного лишь провозглашения этого постулата (даже на конституционном уровне) недостаточно.

В узком смысле гарантии прав человека и гражданина - это условия и средства, обеспечивающие возможность пользоваться правами, установленными конституцией и другими законами[14]. В широком смысле понятием «гарантии прав человека» охватывается совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного осуществления. Хотя эти факторы и весьма разнообразны, но по отношению к процессу реализации прав и свобод они выступают в качестве условий, средств, способов, приемов, методов правильного его осуществления.

Большинство гарантий в виде условий обеспечивает благоприятную обстановку, в атмосфере которой гражданин может эффективно пользоваться своими конституционными правами и свободами. Такие условия образуют внешнюю среду деятельности каждого человека и гражданина и не зависят от его воли и желания, ибо они имеют корни в общественном и государственном строе. Гарантии в виде средств и способов обеспечения и охраны конституционных прав и свобод создаются не каждым отдельным гражданином, а обществом, государством и используются ими для претворения в жизнь этих прав и свобод. Наряду с этим существуют и такие условия и средства охраны конституционных прав и свобод граждан, формирование и пользование которыми во многом зависят от них самих, их воли и желания.

Провозглашение в ст.45 Основного Закона гарантируемой каждому человеку и гражданину государственной защиты его прав и свобод означает, с одной стороны, признание государством на самом высшем уровне своей обязанности защищать права и свободы, с другой - наличие корреспондирующего ей права человека и гражданина требовать от государства (его органов) выполнение взятой на себя обязанности. В защите прав и свобод человека и гражданина в России участвуют все ветви государственной власти - законодательная, исполнительная, судебная, каждая из них самостоятельно и в пределах очерченной законом компетенции.

Основы законодательства о культуре 1992 г.устанавливают, что культурная деятельность есть неотъемлемое право каждого гражданина независимо от национального или социального происхождения, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии и других обстоятельств. Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности.

Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» закрепляет право каждого гражданина независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, отношения к религии на библиотечное обслуживание на территории Российской Федерации (ст. 5).

Согласно ст. 1 данного Закона общедоступная библиотека –это библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии; библиотечное дело определяется законодателем как отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек.

Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается: а) созданием государственной и муниципальной сети общедоступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания; б) многообразием видов библиотек, государственным протекционизмом в деле создания юридическими и физическими лицами библиотек независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, специализации и масштабов деятельности.Права граждан в области библиотечного обслуживания приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных объединений, религиозных и других организаций.

Права пользователей библиотек закреплены в ст. 7 указанного Федерального закона, согласно которой все пользователи библиотек имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами. Порядок доступа к фондам библиотек, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками устанавливаются уставами библиотек или локальными нормативными актами организаций, структурными подразделениями которых являются библиотеки, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне и законодательством об обеспечении сохранности культурного достояния народов Российской Федерации. Пользователь библиотеки имеет право бесплатно получать в любой библиотеке информацию о наличии в библиотечных фондах конкретного документа.

В общедоступных библиотеках граждане имеют право:

1) стать пользователями библиотек по предъявлении документов, удостоверяющих их личность, а несовершеннолетние в возрасте до 14 лет - документов, удостоверяющих личность их законных представителей;

2) бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;

3) бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

4) бесплатно получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов;

5) получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;

6) пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой.

В соответствии с Федеральным законом от 30 мая 1993 г. «Об архивном фонде Российской Федерации и архивах» (ст. 20) документы государственной части архивного фонда России[15] и справочники к ним предоставляются для использования всем физическим и юридическим лицам.

Государство выступает гарантом прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обеспечивает развитие архивного дела в Российской Федерации на основе проведения соответствующей научно-технической и финансовой, в том числе налоговой и кредитной, политики. Государственное управление архивным делом в Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной власти, в том числе специально уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти. Государственное управление архивным делом в субъектах Федерации осуществляют органы государственной власти субъектов Федерации, в том числе уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Федерации в области архивного дела. Управление архивным делом в муниципальных образованиях осуществляют органы местного самоуправления.

Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей и благ. Органы государственной власти и местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования, прежде всего посредством гуманизации всей системы образования, поддержки и развития сети специальных учреждений и организаций (школ искусств, студий, курсов), сохранения бесплатности для населения основных услуг библиотек всех ведомств, любительского искусства.

В частности, целям создания и развития музейного фонда и музеев Российской Федерации служит Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», устанавливающий запрет на ограничение доступа к музейным предметам и музейным коллекциям из соображений цензуры.

Целями создания музеев в Российской Федерации являются:осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности;хранение музейных предметов и музейных коллекций;выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;изучение музейных предметов и музейных коллекций;публикация музейных предметов и музейных коллекций.

Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в музеях Российской Федерации, открыты для доступа граждан.Собственником или владельцем могут устанавливаться ограничения доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав музейного фонда Российской Федерации и находящимся в музеях, по следующим основаниям:неудовлетворительное состояние сохранности музейных предметов и музейных коллекций;производство реставрационных работ;нахождение музейного предмета в хранилище (депозитарии) музея.

Согласно ст. 35 вышеназванного Федерального законапорядок и условия доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, находящимся в хранилище (депозитарии) музея, устанавливаются нормативными актами федерального органа исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры, и доводятся до сведения граждан.Ограничение доступа к музейным предметам и музейным коллекциям из соображений цензуры не допускается.

Право каждого человека на участие в культурной жизни также признается в п. 1 ст. 27 Всеобщей декларации прав человека, в котором предусмотрено, что «каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества». В других международно-правовых договорах упоминаются право на равное участие в культурной жизни[16]; право на участие во всех областях социальной и культурной жизни[17]; право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни[18]; право на доступ к культурной жизни и участие в ней[19]; право на участие наравне с другими в культурной жизни[20].

Важные положения по данному вопросу содержатся также в договорах о гражданских и политических правах[21], о правах лиц, принадлежащих к меньшинствам, в частном порядке или совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком[22] и эффективным образом участвовать в культурной жизни[23], о правах коренных народов наих культурные институты, родовые земли, природные ресурсы и традиционные знания[24] и о праве на развитие[25].

В своем замечании общего порядка № 17 о праве каждого на пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является, Комитет признает, что термин «каждый человек», использованный в первой строке ст. 15, может означать отдельного человека или коллектив; иными словами, культурные права могут осуществляться человеком а) как отдельно взятым лицом, b) совместно с другими или с) в рамках общины или группы, как таковой.В прошлом за термином «культура» закрепилось немало различных определений, к которым, возможно, в будущем прибавятся и новые. Однако все они касаются того многогранного содержания, которое вмещает в себя концепция культуры[26].

Концепцию культуры необходимо рассматривать не в качестве последовательности изолированных проявлений или обособленных категорий, а в качестве интерактивного процесса, посредством которого отдельные лица и общины, сохраняя свои отличительные черты и цели, становятся выразителями культуры человечества. В этой концепции учитывается индивидуальность и особый характер культуры как творения и продукта общества.[27]

Комитет считает, что для целей осуществления п. 1 а) ст. 15 культура охватывает среди прочего уклады жизни, язык, устную и письменную литературу, музыкальное и песенное творчество, неязыковое общение, систему религий или верований, ритуалы и церемонии, спорт и игры, методы производства или технологию, природную и искусственную среду, традиционную кухню, одежду и жилища, а также искусство, обычаи и традиции, посредством которых отдельные лица, группы лиц и общины выражают свои человеческие качества и тот смысл, который они придают своему существованию, формируют свое восприятие мира, отражающее их реакцию на те внешние силы, которые затрагивают их жизнь. Культура формирует и отражает ценности благосостояния экономической, социальной и политической жизни отдельных лиц, групп лиц и общин.

Термины «участие» и «принятие участия» имеют одно и то же значение и используются на взаимозаменяемой основе в других международных и региональных договорах. Право на «участие» и «принятие участия» в культурной жизни содержит среди прочих три взаимосвязанных основных компонента:

а) участие в культурной жизни:

участие охватывает, в частности, право каждого человека − в индивидуальном порядке или совместно с другими либо в рамках общины − действовать свободно, выбирать свой идентитет, идентифицировать или не идентифицировать себя с одной или несколькими общинами или изменять этот выбор, принимать участие в политической жизни общества, заниматься собственной культурной практикой и изъясняться на языке по своему выбору. Кроме того, каждый человек имеет право стремиться к освоению культурных знаний и форм культурного самовыражения и к их развитию и обмену ими с другими, а также к творческой деятельности и участию в творческой деятельности[28];

b) доступ к культурной жизни:

доступ охватывает, в частности, право каждого − в индивидуальном порядке, совместно с другими или в рамках общины − знать и понимать свою культуру и культуру других людей посредством образования и информации и получать качественное образование и подготовку с должным учетом культурного отождествления. Каждый человек имеет также право на ознакомление с формами выражения и распространения мнений посредством использования любого технического средства информации или коммуникации, вести образ жизни, предполагающий использование культурных благ и таких ресурсов, как земля, вода[29], биоразнообразие, язык или конкретные институты, и пользоваться культурным наследием и творчеством других лиц и общин;

с) вклад в культурную жизнь:

вклад в культурную жизнь касается права каждого человека на участие в создании форм духовного, материального, интеллектуального и эмоционального самовыражения общины. Этому способствует и право участвовать в развитии общины, которой принадлежит человек, и в определении, разработке и осуществлении политики и решений, оказывающих воздействие на осуществление культурных прав человека[30].

 

Библиографический список

1.      Большая Советская Энциклопедия: В 30-ти т. М.: Советская энциклопедия, 1970. Т. 2. С. 89.

2. Грудцына Л.Ю. Гражданское общество и сфера частных интересов // Образование и право. 2012. № 12(40).

3.      Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М.: Рипол-классик, 2002. Т. 1. С. 135.

4.      Stavenhagen R. Cultural Rights: A social science perspective // In: NiecН. (ed.). Cultural Rights and Wrongs: A collection of essays in commemoration of the 50th anniversary of the Universal Declaration of Human Rights. Paris and Leicester: UNESCO Publishing and Institute of Art and Law.

 

[1]См.: СЗ РФ. 1999. № 30. Ст. 3989.

[2] См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 46. Ст. 2615.

[3] См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 20. Ст. 718.

[4] См.: СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 2.

[5] См.: СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2965.

[6] См.: СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4473.

[7] См.: СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2591.

[8] См.: СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 234.

[9] См.: СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2519.

[10] См.: Бюллетень международных договоров 2003. № 5.

[11] См.: Бюллетень международных договоров. 2003. № 5.

[12]Правовая защита – это усилия государства по обеспечению с помощью правовых механизмов (средств и способов) восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина, а также использование самими лицами, права и свободы которых нарушены, предоставленных им законом средств и способов восстановления и защиты своих прав и свобод.

[13] См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М.: Рипол-классик, 2002.Т. 1. С. 135.

[14] См.: Большая Советская Энциклопедия: В 30-ти т. М.: Советская энциклопедия, 1970. Т. 2. С. 89.

[15]В состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе юридические акты, управленческая документация, документы, содержащие результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, градостроительная документация, кино-, фото-, видео- и фонодокументы, электронные и телеметрические документы, рукописи, рисунки, чертежи, дневники, переписка, мемуары, копии архивных документов на правах подлинников, а также архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах.

[16]См.: Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации- ст. 5 е) vi).

[17]См.: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин – ст. 13 с).

[18]См.: Конвенция о правах ребенка – п. 2 ст. 31.

[19]См.: Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей – п. 1 g) ст. 43.

[20]См.: Конвенция о правах инвалидов – п. 1 ст. 30.

[21] См., в частности: Международный пакт о гражданских и политических правах – ст. 17 - 19, 21 и 22.

[22]См.: Международный пакт о гражданских и политических правах – ст. 27.

[23]См.: Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам – п. 1 и 2 ст. 2. См. также: Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (Совет Европы, ETS № 157) – ст. 15.

[24]См.: Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов(в частности, ст. 5, 8 и 10−13). См. также: Конвенция МОТ № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах (в частности, ст. 2, 5, 7, 8 и 13−15).

[25]См.: Декларация о праве на развитие (резолюция 41/128 Генеральной Ассамблеи) – ст. 1. В п. 9 своего замечания общего порядка № 4 Комитет выражает мнение, что данные права не должны рассматриваться изолировано от других прав человека, содержащихся в двух международных пактах и других применимых международных договорах.

[26] Культура: а) «должна рассматриваться как совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков − духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, [которая] помимо искусства и литературы охватывает образ жизни, “умение жить вместе”, системы ценностей, традиции и верования» (Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии – п. 5 преамбулы); b) «по своей природе представляет собой общественное явление, результат совместного творчества людей и воздействия, которое они оказывают друг на друга, [и] не ограничивается доступом к произведениям искусства и гуманитарным наукам, а является одновременно приобретением знаний, потребностью уклада жизни, необходимостью общения» (Рекомендация ЮНЕСКО об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь, 1976 год, Найробийская рекомендация, п/п. а) и с) п. 5 преамбулы); с) «охватывает ценности, верования, языки, знания и искусства, традиции, институты и образы жизни, посредством которых личность или группа лиц выражает значение, придаваемое ею своему существованию и своему развитию» (Фрибургская декларация о культурных правах – ст. 2 а) (определения)); d) «представляет собой всю совокупность материальных и интеллектуальных действий и продуктов данной социальной группы, которая отличает ее от других аналогичных групп, [и] систему ценностей и символов, а также комплекс практических действий, которые конкретная культурная группа воспроизводит с течением времени и которая обеспечивает отдельных лиц необходимыми ориентирами и значениями для поведения и социальных взаимоотношений в повседневной жизни» (StavenhagenR.CulturalRights:Asocialscienceperspective //In:NiecН. (ed.).CulturalRightsandWrongs: Acollectionofessaysincommemorationofthe 50thanniversaryoftheUniversalDeclarationofHumanRights.ParisandLeicester:UNESCOPublishingandInstituteofArtandLaw).

[27]Грудцына Л.Ю. Гражданское общество и сфера частных интересов // Образование и право. 2012. № 12(40).

[28] См., например: Конвенция МОТ о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах (Конвенция № 169) –п. 2 ст. 1, ст. 5 и 31, а также ст. 6а); Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов – п. 1 ст. 26, ст. 20, 33, а также ст. 19 и 1113.

[29] См.: Замечание общего порядка № 15 (2002 г.) – п. 6 и 11.

[30]См.: Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии – ст. 5. См. также: Фрибургская декларация о культурных правах – ст. 7.