Тезисы о признаках правового государства

Кравченко Д.В.
(к совместному заседанию Комиссии АЮР по Конституционному законодательству и государственному строительству и Комиссии АЮР по правовой культуре и пропаганде права)

В ходе предшествующей исследовательской работы на международном уровне, связанной с взаимоопределением международных доктрин Верховенства права (Rule of Law) и Правового государства (Legal State, Rechtsstaat) было установлено, что практически не выработано единообразных позиций в отношении самого понятия Правового государства. В связи с этим представляется необходимым определить некоторые ключевые признаки Правового государства, реперные точки в этой области, от которых можно бы было отталкиваться в дальнейшей исследовательской работе. Ряд из них уже выделялся ранее теми или иными исследователями, но некоторые артикулируются впервые.

До начала определения названных признаков необходимо также согласиться в вопросе о следующем. Правовое государство – реально действующий принцип. Правовое государство – это не его характеристика как некоего идеала, поскольку восприятие его таковым лишает его всякого смысла. Если мы говорим не «Россия – правовое государство» а «в России строится правовое государство» (или что мы «стремимся к нему») – мы создаем условия для полного нивелирования Правового государства, потому что идеальной цели будущего нельзя требовать здесь и сейчас. Правовое государство же – основной принцип Конституции России и правовой системы, имеющий непосредственное прямое действие.

Кроме того, важно отметить, что классификация признаков Правового государства является достаточно условной. Многие из них могут в определенные моменты времени вытекать из других или обосновываться через них, в чем-то пересекаться. Их выделение осуществляется исходя из их самостоятельной роли и значимости.

Основываясь на данных посылках, мы можем определять следующие основные признаки Правового государства.

1. Всеобщая подчиненность праву и формальное равенство. Эти достаточно очевидные критерии неоднократно выделялись многими исследователями права и закрепляются непосредственно в Конституции России. Они означают недопустимость дискриминации, запрет непроцессуального воздействия исполнительной власти на судебную, равную защиту всех форм собственности и т.п.

2. Правовая законность при возможности оспаривания законов. Правовое государство предполагает установление правил законодательствования и системы законодательства, необходимых для конкретного регулирования повседневной жизни. Без соблюдения законов в обществе существовал бы хаос. До момента утраты законом силы необходимо его всеобщее исполнение. Правовой характер закона презюмируется.

Законы должны соответствовать правовым принципам, заложенным в Конституции. Кроме того, нормативные правовые акты должны отвечать принципу системности. Каждый, кто считает, что тот или иной закон или другой нормативный правовой акт нарушает Конституцию или вышестоящий нормативный правовой акт применительно к правоотношениям, участником которых он является, должен иметь возможность оспаривания этого закона или другого нормативного правового акта по этому основанию.

Законы должны быть понятными лицам, которым они адресованы. Законы должны публиковаться способом, соответствующим современному развитию технологий и связи (в том числе в форме, доступной для инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями).

Законопроектный процесс должен осуществляться демократически избранным парламентом по понятным, прозрачным правилам с привлечением необходимых экспертов (об этом также – в пункте «Обоснованность правотворчества»). Законодательный процесс осуществляется в разумные сроки.

3. Правовая определенность и стабильность правопорядка.

Эти критерии уже неоднократно приводились Конституционным Судом Российской Федерации и исследователями.

Правовая определенность предполагает стабильность и предсказуемость законодательства. Стабильность законодательства обеспечивается, по общему правилу, неизменностью законодательства в течение нормального горизонта планирования адресата законодательства. Изменение законодательства достаточно обосновывается (см. пункты «Непрерывная правовая реформа» и «Обоснованность правотворчества»).

Предсказуемость законодательства обеспечивается концептуальной законодательной стратегией, которая может быть выражена в той или иной форме. Это позволяет адресатам законов понимать вектор законодательной политики.

В структуре судебной власти должны быть приняты инструменты обеспечения единообразия судебной практики. В этом смысле решения высшего суда по любому делу должно иметь прецедентный характер.

Частные лица вправе ожидать неизменности своего правового статуса, признанного в официальном порядке. При формировании прав и обязанностей, участии в правоотношениях они вправе руководствоваться разумными правовыми ожиданиями.

4. Непрерывная правовая реформа. Конституция России является «живой», конституционные принципы необходимо применять не в идеальном мире, а в конкретной исторической, социальной, экономической, культурной действительности. Поэтому существенное изменение внешних условий, разбалансирующее текущий правопорядок, должно находить своевременное отражение в законодательной реформе. С точки зрения стабильности и предсказуемости законодательства необходимо, чтобы указанная разбалансировка была достаточно существенной, а реформирование широко анонсировалось и обсуждалось.

5. Обоснованность правотворчества.

Законодательные и иные акты с учетом необходимости надлежащего обеспечения и защиты конституционных прав граждан и поддержания конституционных принципов должны, особенно если они ограничивают права и свободы, иметь достаточное конституционное обоснование, т.е. проходить в той или иной форме предварительный конституционный контроль.

Помимо этого, разработка нормативной правовой базы должна сопровождаться необходимыми научными и экспертными исследованиями.

6. Ответственность государства. В данном случае под ответственностью государства подразумевается не имущественная ответственность, а ответственное поведение. Это означает недопустимость возложения на частных лиц бремени последствий ошибок государства. Таким образом, граждане могут добросовестно извлекать преимущества из государственных ошибок.

7. Поддержание доверия населения к власти и праву. При отсутствии такого доверия нормальное развитие государства невозможно. Ключевыми условиями поддержания доверия с правовой точки зрения являются, в том числе:

недопустимость принятия законов «в порядке эксперимента»;

недопустимость принятия законов с явными ошибками, которые «оставляются на поправки»;

исключение принятия заведомо неисполнимых законов и учет объективной действительности при законотворчестве.

8. Текущая конституционная эффективность государственных институтов. Этот признак связан с поддержанием доверия к власти, но имеет самостоятельное значение. Он означает, что государственные институты могут работать только и исключительно в целях обеспечения и защиты конституционных и иных прав, свобод и интересов населения. Любое действие или решение органа власти или должностного лица должно согласовываться с указанной целью.

Принципом работы органов власти и должностных лиц должно быть максимальное содействие гражданам и организациям, институтам гражданского общества в решении их проблем. Органы власти и должностные лица должны осуществлять максимальную помощь и поддержку гражданам и организациям, институтам гражданского общества в рамках оказания государственных услуг и реализации государственных функций. Не допускается какое-либо необоснованное усложнение административных процедур, возложение на граждан и организации обязанностей по сбору документов и сведений, которые могут быть получены органами власти и должностными лицами самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия. Не допускается требование документов и сведений, выдаваемых государственным же органом, если другой орган их не выдал.

Применительно к частным лицам государственные институты воспринимаются как представители одного лица – государства. В этом смысле государственные институты должны решать проблемы межведомственного взаимодействия самостоятельно и не вправе ссылаться в обоснование отказа в реализации своей функции на недоработки другого государственного института.

Должностные лица и органы власти должны не только не запрещать, но и поощрять все правомерные виды активности граждан, организаций и институтов гражданского общества, в том числе предпринимательство, общественную и политическую деятельность, создание объединений граждан и организаций, обеспечивать необходимые и разумные условия для соответствующих видов активности.

Содействие граждан, организаций, институтов гражданского общества осуществлению функций должностных лиц, органов власти не может быть основанием для устранения указанных должностных лиц и органов власти от эффективного осуществления соответствующих функций.

9. Тесно связан с эффективностью государства приоритет обеспечения и защиты благополучной и счастливой жизни. Государственные «мегапроекты» не должны приносить серьезный ущерб этой цели.

Этот признак также означает приоритет расходов на культуру, образование и здравоохранение над другими, недопустимость их финансирования по остаточному признаку.

10. Партнерские взаимоотношения с гражданским обществом. Отказ от определения государства как формы организации общества. Гражданское общество является равноправным партнером государства, которое не организует его, а обеспечивает его права, дополняет, защищает его. Понятия «государство» и «общество» должны разделяться.

11. Конституционная экономика и публичные принципы использования публичной собственности.

Конституционная экономика как критерий экономической политики государства и инструмент участия гражданского общества в определении приоритетов этой политики предполагает в том числе, что при решении ключевых конституционных вопросов необходимо исходить из конституционных требований и ценностей. Экономическая политика должна быть направлена на долгосрочное поддержание и повышение качества жизни людей и обеспечение защиты их конституционных прав.

Публичная собственность должна использоваться исключительно в публичных целях. Использование публичной собственности не может иметь основной целью извлечение прибыли.

12. Исключение частного регулирования публично-правовыми методами. Приоритет экономического и социального стимулирования перед ограничениями и запретами.

13. Конституционная дисциплина, которая предполагает немедленное изменение и отмену законов, признанных неконституционными.

14. Стремление к миру. Приоритет защиты культурного, исторического и иного наследия человечества в случае войны.

15. Доверие государства к гражданам. Недопустимость чрезмерного императивного вмешательства в частную жизнь и гражданский оборот.