Сетевые технологии и облачные сервисы как средство достижения цифрового равенства среди граждан России

Монахов Д.Н., к.п. н., старший преподаватель кафедры методологии социологических исследований Социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Прончев Г.Б., доцент, кандидат физ.-матем. н., заместитель заведующего кафедрой методологии социологических исследований Социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Одним из ключевых ресурсов развития общества, одной из важнейших социальных ценностей в настоящее время является информация. Эффективность получения, обработка и использования информации определяет перспективы социального развития государства [1, 3 – 5].

Доступность к объективной информации всех граждан – важнейшая задача государства, которая помогает выигрывать, в том числе, и в непрекращающихся информационных войнах.

Информационное равенство, на наш взгляд, это социальная ситуация, когда значительная часть населения получает возможность доступа к информации о деятельности публичных органов и публичным услугам, выражения своего мнения по тем или иным вопросам при помощи информационно-коммуникационных технологий.

В настоящее время в России для различных социальных групп наблюдается сильное цифровое неравенство. С целью преодоления такого неравенства в нашей стране проводится работа по следующим направлениям:

“компьютеризация” и “цифровизация” всех регионов, что обеспечивает доступность к своевременной информации через региональные и глобальные сети;

обучение и переподготовка населения с целью эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в социальной, профессиональной и образовательной деятельности.

Пропаганда, обучение, воспитание первичных навыков электронных коммуникаций –задачи, решению которых в Российской Федерации уделяется пристальное внимание. Для установления цифрового равенства государство использует различные методы:

1)         устанавливаются точки доступа к информационно-коммуникационным технологиям в публичных местах (библиотеках, школах, университетах),

2)         проводятся информационное просвещение граждан, что предусмотрено Государственной Программой Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)» [17, 18], в соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации. В настоящее время достаточно эффективно работают программы «Европейские компьютерные права», Microsoft - «Твой курс», Intel - «Обучение для будущего», Всероссийская программа обучения компьютерной грамотности ВПО «КиберЛИКБЕЗ» и многие другие [3, 6, 9].

3)         осуществляется обучение пожилых пользователей. Такие образовательные программы действуют в ряде Вузов согласно Государственной Программе РФ «О развитии системы дополнительного образования пожилых людей» [8, 18]. Для устранения цифрового неравенства между разными поколениями граждан действуют социальные программы в регионах, направленные на обучение пожилых пользователей с помощью адаптированного программного обеспечения, содержащего пошаговые инструкции для индивидуального и группового обучения.

4)         обучение использования информационно-коммуникационных технологий людей с ограниченными возможностями здоровья с целью их последующей социализации и трудоустройства [4, 5].

Индекс сетевой готовности – это комплексный показатель, характеризующий уровень развития информационно-коммуникационных технологий в странах мира по 53 параметрам, объединенным в три основные группы [12]:

Наличие условий для развития информационно-коммуникационных технологий – общее состояние деловой и нормативно-правовой среды с точки зрения ИКТ, наличие здоровой конкуренции, инновационного потенциала, необходимой инфраструктуры, возможности финансирования новых проектов, регуляторные аспекты и так далее.

Готовность граждан, деловых кругов и государственных органов к использованию информационно-коммуникационных технологий – государственная позиция относительно развития информационных технологий, государственные затраты на развитие сферы, доступность информационных технологий для бизнеса, уровень проникновения и доступность сети Интернет, стоимость мобильной связи и так далее.

Уровень использования информационно-коммуникационных технологий в общественном, коммерческом и государственном секторах — количество персональных компьютеров, интернет - пользователей, абонентов мобильной связи, наличие действующих интернет - ресурсов государственных организаций, а также общее производство и потребление информационных технологий в стране.

Россия по данному индексу занимала 54 место в 2013 году [12].

Для преодоления цифрового неравенства в РФ абсолютно необходимо, на наш взгляд, развивать не только техническую составляющую проблемы, но и образовательную. Последняя влияет на мировоззренческий аспект применения информационно-коммуникационных технологий в жизни россиян.

Образовательная среда в информационном обществе изменяется за счет появления новых возможностей, например, использование мобильных коммуникационных средств в обучении (Рисунок 1, 2) [3 – 5].

Рисунок 1. Виртуальная среда подготовки студентов

 

Рисунок 2. Виртуальная среда подготовки студентов - социологов в области ИКТ

 

Достоинством такого обучения является его индивидуализация, которая каждому обучаемому студенту обеспечивает возможность работать в удобном для него темпе; возможность индивидуально опосредованной обратной связи, когда обучающийся может задавать вопросы в режиме реального времени.

Сетевые технологии являются важным фактором в образовательном пространстве Вуза [4, 6, 7].Мобильные информационно - коммуникационные средства связи (сотовые телефоны, смартфоны, коммуникаторы; портативные карманные компьютеры, планшетные компьютеры), доступные в настоящее время практически всем гражданам, превращаются в мобильные средства обучения, которые дают возможность получать/предоставлять учебную информацию в любое время и в любом месте. Таким образом, современные мобильные средства связи дают возможность преобразовать процесс обучения в более гибкий, доступный и персонализированный. Можно сказать, что в этом случае образовательный процесс становится персонально мобильным, а учебно-познавательная деятельность студентов - более продуктивной. Эволюция рынка мобильных коммуникационных средств подталкивает развитие мобильного обучения [9, 10, 11]. Программы, использующие мобильные устройства в учебном процессе, реализуются в Австралии, Канаде, Великобритании, Германии и Франции [3, 4]. В российском образовании, к сожалению, такого рода обучение достаточно редко. Развитие мобильного обучения в России, по оценкам специалистов [2, 13], отстает на 5-7 лет по сравнению с другими странами.

Для создания мультимедийных пособий, которые можно использовать в мобильном обучении, в настоящее время часто используют программные продукты iSpring [3, 4, 6], которые помогают преподавателю самостоятельно создавать интерактивные курсы, доступные для просмотра на мобильных устройствах; записывать аудио- и видео-сопровождение; добавлять тесты и опросы. Учебные материалы разрабатываемые преподавателями становятся для студентов более понятными при добавлении видео сопровождения (авторского или с бесплатных видео-хранилищ) и Flash-роликов.

«Облачные» технологии – это предоставление ИТ-ресурсов в виде сервиса, который можно получать не вкладываясь в создание новой инфраструктуры, при этом исчезает необходимость готовить новые кадры или покупать лицензированное новое программное обеспечение. Сервисы входящие в облачные технологии, предоставляются на основе подписки или платы за использование услуги, в режиме реального времени через Интернет [4, 10, 11].

Термин «Облако» используется как метафора, основанная на изображении Интернета на диаграмме компьютерной сети, или как образ сложной инфраструктуры, за которой скрываются все технические детали. Согласно документу IEEE, опубликованному в 2008 году, «Облачная обработка данных — это парадигма, в рамках которой информация постоянно хранится на серверах в интернет и временно кэшируется на клиентской стороне, например, на персональных компьютерах, игровых приставках, ноутбуках, смартфонах» [15]. Другими словами, облако - это весь тот набор аппаратного и программного обеспечения, который обеспечивает обработку и исполнение клиентских заявок.

Инструментом в создании тестов, ориентированных на использование мобильных коммуникационных устройств  и «облачных» технологий, стало платное программное обеспечение iSpring QuizMaker 7 [3, 5, 7]. Данный программный продукт позволяет:

разрабатывать тесты с гибким подсчетом баллов,

использовать штрафные баллы за неверный или частично верный ответы,

устанавливать ограничения по количеству попыток и по времени для ответа на вопрос,

создавать тесты с аудио-, видео- вопросами и Flash-роликами,

разрабатывать сценарии ветвления, что дает возможность каждому студенту пройти собственный маршрут теста с максимальной пользой (Рисунок 3).

Рисунок 3. Пример теста с использованием iSpring QuizMaker 7

 

При верном ответе на вопрос теста обучающийся переходит к следующему заданию теста, а при неверном - на информационный слайд. Есть возможность создавать в обучающих тестах и другое ветвление, когда при правильном ответе студента он переходит на группу более сложных вопросов.

Отличительной особенностью таких тестовых оболочек является то, что они поддерживаются различными мобильными коммуникационными устройствами, благодаря чему обучающиеся могут пройти тест в любое время и с любого устройства (компьютер, планшет, смартфон).

Сами материалы могут хранится в «Облаках» для различными типами доступа (открытый, ограниченный и т.д.) или пересылаться по электронной почте. Такие сервисы, как Яндекс Диск, Dropbox, Cloud Drive, «Мое облако», Wuala, Google Диск и другие «облачные хранилища» можно использовать в случае с ограниченным доступам к ресурсам, например, для конкретных групп обучаемых.

«Облачные» технологии находят активное применение в России, обеспечивая новые, экономически эффективные возможности для образования и научных исследований. Это модель обеспечения повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к общим информационным ресурсам, которые могут быть оперативно предоставлены всем гражданам России, желающим получить образование в области информационно - коммуникационных технологий.

Особенно важным это стало в свете последних политических событий, а именно, воссоединения Крыма с Россией. Задачи поставленные правительством РФ: в кратчайшие сроки подготовить учителей общеобразовательных школ и профессорско-преподавательский состав вузов Крыма к переходу на требования к образованию в РФ. Интенсивную и качественную переподготовку кадров можно осуществить без отрыва от работы, без перемещения слушателей путем использования дистанционного обучения. Слушатели курсов повышения квалификации могут работать в облаках или посещать виртуальные пространства ЯндексДиска, которые будут выделять соответствующие вузы и где будут находиться соответствующие мультимедийные курсы, контроль за обучением может осуществляться посредством Веб - тестирования.

Такого рода эксперимент уже проводился на базе ФПК направления «Теория и методика обучения информатике (математике)» (Рисунок 4) и магистратуры направления «Электронные образовательные технологии» факультета точных наук и инновационных технологий МГГУ имени М.А.Шолохова [3, 4, 6].

Рисунок 4. Фрагмент учебного мультимодального учебного пособия по курсу «Актуальные проблемы методики информатики»

 

Подводя итог, можно наблюдать позитивную тенденцию по преодолению и сокращению информационного неравенства в России. Действуют государственные, муниципальные, региональные программы. Россия на государственном уровне стремится занять лидирующее положение в области доступа всех категорий граждан к информационным услугам.

 

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект 12-03-00431) и РФФИ (проекты 12-01-31461-мол_а, 13-01-00392-а).

 

Литература

Докторович А.Б., Монахов Д.Н., Монахова Г.А. Роль социальных сетей в развитии общества и экономики России // Пространство и Время. 2013. № 3(13). С. 103 – 112.

Лонцов В.В., Монахов Д.Н., Прончев Г.Б., Третьякова И.В. Безопасные информационные технологии для виртуальных социальных сред // Инновационные информационные технологии. 2013. Т. 4. № 2. С. 213 – 218.

Монахова Г.А., Монахов Д.Н. Мультимодальные технологии в учебном процессе высшей школы // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 158 – 160.

Монахова Г.А., Монахов Д.Н. Сетевая парадигма образования: инструментарий обучения // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 4. С. 22 – 24.

Монахов Д.Н., Монахова Г.А. Подготовка будущих бакалавров в области ИКТ // Актуальные проблемы современной науки. 2013. № 6(74). С. 206 – 207.

Монахова Г.А., Монахов Д.Н. Влияние сетевых технологий на информационную культуру личности и общества // Социология образования. 2014. № 2. С. 101 – 107.

Монахова Г.А., Монахов Д.Н. Компьютерные визуализации как средства формирования информационной культуры студентов // Вопросы гуманитарных наук. 2013. № 6(69). С. 127 – 129.

О развитии системы дополнительного образования пожилых людей. Режим доступа: http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=1198&hry=./34463/88686/88687/89908/89921 (01.04.2014)

Прончев Г.Б., Монахов Д.Н. Электронное правительство как фактор инновационного развития России // Представительная власть – XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. № 1(128). 2014. С. 4 – 8.

Прончев Г.Б., Муравьев В.И. Социальные сети в условиях перехода России к инновационному развитию // Труд и социальные отношения. 2012. № 2. С. 64 – 73.

Прончев Г.Б., Муравьев В.И. Об особенностях использования Интернет-технологий для развития гражданского общества в современной России // Представительная власть – XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. № 7-8. С. 59 – 63.

Режим доступа: http://icttest.edu.ru (21.12.2013)

Режим доступа: http://www.gks.ru (20.02.2014)

Режим доступа: http://www.ispring.ru (21.01.2014)

Режим доступа: http://hostdb.ru/articles/show/id/47 (02.12.2013)

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года // Информационное общество. 2000. Вып. 3, С. 3 – 21.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. Режим доступа: http://www.fcpro.ru (12.12.2013)