Председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения АЮР Александр Журавлев рассказал о тенденциях в госрегулировании IT-гигантов на Западе, как эти тренды можно сравнить с российскими

Законодательство РФ в регулировании IT-сферы лишь приближается к западному, что следует в этом направлении ждать от 2021 года рассказал Александр Журавлев.

— Прошлый год выдался весьма насыщенным, особенно в регулировании российского сегмента интернета и финтеха. С чем это связано и какие главные изменения вы бы выделили?

— Очевидно, что пандемия ускорила развитие интернета и технологий, в том числе связанных с финтехом. Безусловно, у этих процессов есть плюсы, но стоит прямо говорить и о минусах. Так, по информации МВД, в России в 2020 году увеличилось количество преступлений с использованием интернета - в сравнении с 2019 годом оно выросло на 91%. Подобная картина просматривается и в мире в целом.

В итоге законодателям разных стран пришлось принимать меры, связанные с защитой своих граждан и бизнеса. Как результат - активизировалось законотворческая деятельность, связанная с регулированием социальных сетей, большого ретейла, а также IT-компаний, которые занимают доминирующее положение на рынке. Например, GoogleAmazon, Facebook и других.

Россия же не осталась в стороне от мирового тренда.

Мы все в прошлом году и в начале этого года стали свидетелями того, как соцсети превратились из средства для общения и взаимодействия пользователей, в инструмент целенаправленного (с помощью рекомендательных алгоритмов и таргетинга, модерации контента) влияния на общественное мнение. Все наблюдали, как социальные сети иногда допускают нарушения основополагающих прав граждан, блокируя аккаунты знаменитых деятелей из разных отраслей или политиков.

Пожалуй, самый яркий пример – это Трамп. Но подобные события происходили и в отношении российских пользователей, СМИ и других компаний.

Происходящие события и стали причиной того, что наши законодатели подготовили законы, которые регулируют работу социальных сетей, вводят ответственность за цензуру в отношении российских СМИ и политиков.

— Можно ли говорить об ужесточении регулирования? Насколько российское законодательство в сфере интернета жёстче зарубежного? 

Если сопоставлять с тем, что у нас было ранее – можно говорить об определённом ужесточении, сравнивать с опытом других стран – наша страна идёт по схожему пути с ведущими юрисдикциями.

Если же посмотреть на российское и зарубежное законодательства с точки зрения ответственности, то отечественное сейчас лишь подтягивается в этом вопросе. Например, Google навязывал производителям смартфонов предустановку своего программного обеспечения — и за это Европейская комиссия оштрафовала его на 4,34 млрд евро . В России за аналогичное правонарушение Google был в итоге оштрафован, на 438 млн рублей. Таким образом, Штрафы не соизмеримы.

— А само стремление регулировать... Какие события международной повестки на это влияют?

— Наша страна старается учитывать глобальные экономические и политические тренды, а они складываются, в первую очередь, из событий в США и Европе. Вспомните, например, заокеанские новости с мая прошлого года – Twitter начал отмечать сообщения президента Трампа как недостоверные, а последний в открытую начал бороться с крупнейшими соцсетями и подписал исполнительный указ «о предотвращении онлайн-цензуры». Планировалось изменить статью 230 закона о приличиях в области коммуникации, она освобождает соцсети от ответственности за контент пользователей, но даёт им право модерации. Чем это закончилось? Тотальной внеправовой цензурой в отношении Трампа и республиканского контента в целом. 
Параллельно с этим усилилось антимонопольное преследование интернет-платформ как в самих США (где вообще в Конгрессе предложили принудительно разделить бигтех и завели ряд антимонопольных дел), так и в Европейском союзе. Обострились и вопросы, связанные с пользовательскими персональными данными, а также регулирования цифровых платформ в целом.

А что происходило в России? Бигтех начал маркировать аккаунты государственных СМИ, ограничивать доступ к разному контенту, пользователям. То есть по сути – американские корпорации и их политика перешагнула национальные границы. Изменения в российском законодательстве соответствуют глобальным трендам.

— Какие еще изменения в регулировании российского сегмента интернета нужны? Чего в этом смысле можно ожидать от 2021 года?

— Необходимо ввести обязанность открывать дочерние предприятия, либо представительства глобальных IT-компаний на территории России. Наличие российского юрлица демонстрирует, что компания соблюдает российское законодательство, несет определённые расходы и платит налоги. При его отсутствии становится непрозрачным процесс налогообложения. Кроме того, иностранная компания получает необоснованное конкурентное преимущество перед теми, кто официально ведет бизнес в РФ, так как в отличие от последних не несёт расходы на офис, локализацию персональных данных, работу с пользователями и пр.

Стоит законодательно закрепить возможность осуществления отдельных видов деятельности на российском IT-рынке только при условии партнерства с российскими компаниями. Например, депутат Горелкин уже внес подобный законопроект, он касается деятельности аудиовизуальных сервисов. Зачем это надо? С 1 января в силу вступил закон о налоговом манёвре для IT-отрасли. Уже осуществляются и другие меры поддержки со стороны государства, готовится новый пакет мер, который затронет напрямую и АВС. Законопроект, который критикуется отраслью, ведь в том числе предлагает не допустить ситуации, когда деньги, направленные на поддержку отрасли, в итоге уйдут за границу в виде дивидендов иностранным бенефициарам российского онлайн-кинотеатра.

Подробнее: https://www.gazeta.ru/tech/2021/01/29_a_13459814.shtml