Некоторые замечания о правовом государстве по случаю года Олимпийских игр

Кравченко Д.В., к.ю.н., член Совета Московского отделения Ассоциации юристов России,
Председатель Совета молодых адвокатов
Адвокатской палаты г. Москвы
Вице-президент МОФ «Фонд развития права»

Мир, счастье, братство людей – вот что нужно нам на этом свете!

Марк Твен

В 2014 году исполняется десять лет с момента первой публикации Тезисов крупнейшего российского философа права Валерия Дмитриевича Зорькина о правовой реформе. Десять лет назад В.Д. Зорькин прямо указал на необходимость взятия Россией «правового барьера», который позволил бы ей состояться как правовому государству.

Последние исследования в области анализа международных правовых доктрин, в том числе проводимые с участием зарубежных ученых и международных организаций, показали, что в каком-то смысле во взятии «правового барьера» нуждается по существу весь мир, поскольку ни доктрина верховенства права, ни доктрина правового государства на сегодняшний день не имеют международно признанного и установленного содержания. Общим местом среди исследователей теории государства и права и философии права стали утверждения о том, что обе доктрины нередко применяются произвольно, без понимания их сущности, являются «путеводным миражом», незаполненной сущностью.

Российская правовая наука не лишена названных проблем. Конституция Российской Федерации в первой же статье устанавливает в России доктрину правового государства, хотя на сегодняшний день точное содержание этой доктрины (если не считать примитивно-позитивистского понимания правового государства как государства с верховенством закона, достаточно распространенного среди некоторых категорий юристов) не установлено.

В этом смысле важным шагом в направлении взятия «правового барьера» стали исследования Петра Давидовича Баренбойма и Александра Владимировича Захарова, посвященные эстетической концепции государства. Опираясь на анализ концепции Николая Рериха, «основанной на сохранении, Возрождении… и развитии Культуры как первостепенной… задачи и обязанности государства» и названного его именем международного Пакта, П.Д. Баренбойм и А.В. Захаров поднимают важнейшую проблему мира и благополучия как обязательной составляющей правового государства. 

Николай Рерих ставил вопрос о необходимости сохранения культурного наследия, Культуры как постоянной человеческой ценности. «Нам могут сказать, почему мы мыслим о войне. Но ведь никто и не говорил, что Знамя [речь о Знамени, предусмотренном Пактом Рериха, которым отмечались защищаемые Пактом объекты – прим авт.] нужно лишь во время формально объявленной войны. Ведь принцип охранения человеческих сокровищ нужен и во многих других случаях всевозможных потрясений. Действительно, не одна война, но многие другие потрясения и конвульсии человечества почему-то особенно яро обрушиваются на памятники культуры». 

П.Д. Баренбойм и А.В. Захаров совершенно справедливо возводят эстетическую концепцию Николая Рериха к идее мира вообще, и связывают ее с ранее упущенными применительно к правовому государству кантовскими позициями о вечном мире, стремлении к благополучию и процветанию как условиями и принципами правового государства. При этом важно напомнить, что И.Кант отмечал: «вечный мир, о котором до сих пор ложно возмещали мирные договоры (закреплявшие всего лишь состояние перемирия), представляет собой не пустую идею, а задачу, решение которой достигается постепенно и (так как время, необходимое для одинаковых успехов, становится все короче) непрерывно приближается к осуществлению». В этой фразе наиболее важно разграничение идеи вечного мира как ценностного, философско-правового ориентира, и перемирия как технического действия «аморальных политиков».

В этой связи крайне интересным представляется проследить принцип стремления к вечному миру, благополучию и процветанию и в некоторых иных источниках. 

В целом понимание важности постоянного, вечного мира прослеживается в разных трудах и литературных произведениях. Так, известный афоризм Мартина Лютера гласит: «Длящийся мир – самое большое благо на земле, от которого зависят также все другие преходящие блага». 

Вместе с тем можно отметить, что эта идея как общечеловеческая, естественная и правовая ценность может наблюдаться еще в древнем мире на примере Олимпийских игр. Как можно судить по многочисленным историческим материалам, еще до создания Олимпийских игр в племенных и иных общественных институтах прослеживался механизм перемирия. Но именно Олимпийские игры, возможно, стали первоисточником зарождения практического стремления к вечному миру, который, согласно И.Канту, так важно отличать от названного перемирия.

В отличие от имевших место до этого перемирий, имевших тактический характер и часто случавшихся по причине переговоров, торговых соглашений и объединения против общего врага, Олимпийские игры возвысили идею мира на сакральный, концептуальный, основополагающий уровень. Как отмечал историк, доктор исторических наук В.И. Кузищин, «в целом можно сказать, что высший смысл религиозной доктрины так, как она воспроизводилась и воспринималась в самом центре олимпийского культа, в Олимпии, состоял в почитании светлых, миротворческих, созидательных начал, направлявших энергию своих адептов к здоровой соревновательности и утверждению жизни, а не к прославлению войны и раздора, всегда связанных с насилием, жертвами и кровью». Опуская исторически подробности мифологического оформления Олимпийских игр, можно лишь отметить, что придание институту экехейрии сакрального статуса, основанного на авторитете ключевых божеств и особых ритуалах, позволяет говорить о, вполне вероятно, одном из первых системном и ценностном закреплении стремления к миру. Это подтверждается и тем, что Элида, первая столица Олимпийских игр, на длительное время фактически получила постоянную неприкосновенность, выражаемую в запрете военных действий против нее. Интересно и то, что экехейрия получала юридическое гарантирование в виде штрафов и запретов на участие в Олимпийских играх.

Надо отметить, что принцип стремления к миру находит свое отражение в современных олимпийских документах и символике. Так, Олимпийская Хартия (Olympic Charter) указывает на идею олимпизма, целью которого является «служение спорта гармоничному развитию человечества, направленному на способствование мирному обществу» (Второй Фундаментальный Принцип Олимпизма). Сам по себе основной олимпийский символ в виде пяти колец символизирует примирение и единение пяти заселенных континентов.

Здесь интересно проследить, что фашистская Германия, не отвечающая, как отметили П.Д. Баренбойм и А.В. Захаров, критерию «терпимости и уважения к культурным, религиозным и иным духовным ценностям других народов и вытекающего отсюда непризнания войны и всякого насилия по отношению к другим культурам и народам», попрала и идею экехейрии как проявление стремления к миру, так как XII и XIII Олимпийские игры (1940 и 1944 годы) не состоялись именно по причине развязанной Германией Второй мировой войны. Это лишь подчеркивает, что отмеченная П.Д. Баренбоймом и А.В. Захаровым агрессивная разрушительность по отношению к культурному наследию народов мира являлась частью системного отказа от общечеловеческих ценностей фашистской Германии.

Возобновление в 90-х годах прошлого века правила об «олимпийском перемирии» стало победой исторических общечеловеческих ценностей правового государства. Важно участие в декларировании этого правила Организации Объединенных Наций, в резолюции Генеральной Ассамблеи которой от 25.10.1993 № 48/11 содержится призыв к соблюдению «олимпийского перемирия», повторно провозглашенный в Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций 2000 года (пункт 10). 

Не менее интересно отметить и то, что более чем за два тысячелетия до издания трудов Адама Смита, Джеймса Бьюкенена и иных ученых и исследователей, сформировавших науку конституционной экономики, на фоне развития института экехейрии развивались конституционно-экономические идеи связи фундаментальных естественно-правовых принципов с экономическим ростом и развитием, которые сегодня подчеркиваются международными организациями, в том числе и Организацией Объединенных Наций (например, в тексте Декларации Совещания на высоком уровне Генеральной Ассамблеи ООН о верховенстве права на национальном и международном уровне неоднократно прослеживается связь верховенства права с экономическим ростом). Так, древнегреческий историк Страбон отмечал: «Ифит установил Олимпийские игры, а элейцы были теперь священными. В силу этих обстоятельств население Элиды достигло процветания, ибо в то время как другие полисы постоянно воевали друг с другом, одни элейцы пользовались продолжительным миром, да и не только они сами, но и чужестранцы, жившие у них, так что их область стала самой населенной из всех». Так (возможно, впервые), Страбон зафиксировал необходимость соблюдения естественно-правовых, общечеловеческих ценностей, сегодня включаемых в доктрины правового государства и верховенства права, для устойчивого экономического роста. Последующие два тысячелетия, как видим, до сих пор окончательно не убедили человечество в верности этого тезиса.

С учетом изложенного важно заметить, что «олимпийское перемирие», как представляется, на самом деле является не перемирием, а фактором перманентного стремления к миру – важнейшим признаком правового государства. Поэтому международному правовому сообществу следует с особой тщательностью контролировать соблюдение этого принципа.

 

Список литературы

Законодательство и экономика. 2004. № 2.

 См., напр.: Доктрины Правового государства и Верховенства права в современном мире // под ред. В.Д. Зорькина, П.Д. Баренбойма. М. 2013; Международные правовые доктрины: поиск взаимопонимания // под ред. Е.Г. Тарло, Д.В. Кравченко и др.

 См., напр.: Баренбойм П., Захаров А. Пакт Рериха в XXI веке. М. 2010.

 Баренбойм П., Захаров А. Указ. соч. С. 16.

 Важно отметить, что сама по себе важность искусства, культуры, отмечалась неоднократно, выражалась в афоризмах (например, «Искусство – единственная серьезная вещь в мире» - Оскар Уайльд), однако вряд ли можно проследить более раннее указание на связь защиты культурного наследия с правовой доктриной правового государства.

 Рерих Н.К. Конвенция «Знамени Мира». Вашингтон. 1933.

 Иммануил Кант. Собрание сочинений в восьми томах. Том 7 // под общ. Ред. А.В. Гулыги. М. 1994. С. 56.

 Кузищин В.И. Древние Олимпийские игры как миротворческий фактор. URL: http://historystudies.org/2012/07/kuzishhin-v-i-drevnie-olimpijskie-igry-kak-mirotvorcheskij-faktor.

 “To place sport at the service of the harmonious development of humankind, with a view to promoting a peaceful society concerned with the preservation of human dignity” // Olympic Charter. С. 11. URL: http://www.olympic.org/Documents/olympic_charter_en.pdf.

 П.Баренбойм, А.Захаров. Указ. соч. С. 28.

 Цит. по: Кузищин В.И. Указ. соч.