Некоторые особенности административно-юрисдикционной деятельности подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России

Никулина А.А., курсант 311 учебного взвода международно-правового факультета, рядовой полиции Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя

Такое понятие как «миграция» известно нам уже очень давно. Первые миграции человечества были зафиксированы 70 тыс. назад, когда человек вышел на Ближний Восток.

На сегодняшний день, нарастающее с каждым днем напряжение во всем мире делает незаконную миграцию широко распространенной в большинстве развитых стран, на территории которых уже проживает огромное количество нелегальных мигрантов. Свой нелегальный статус мигранты получают нарушая иммиграционное законодательство принимающей страны, а именно, порядок въезда и пребывания на ее территории.

Прирост потоков нелегальных мигрантов становится следствием ужесточения миграционной политики государств. Правовой статус мигрантов четко отражает политическую позицию страны-донора, как с точки зрения мер, введенных для дисциплинирования потоков, так и мер, принятых для предоставления правового статуса нелегальным иммигрантам. В Российской Федерации ведение государственной политики в сфере миграции было отнесено к полномочиям Федеральной Миграционной Службы (ФМС) до 5 апреля 2016 года, на данный момент их полномочия переданы Главному управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУВМ МВД России)[1] [2].

Одной из мер административного наказания, применяемой исключительно к иностранным правонарушителям, вынуждающей их покинуть территорию страны, является административное выдворение. Данная мера административного принуждения регламентирована Кодексом РФ об административных правонарушениях[3] и следующими федеральными законами: от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[4] и от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[5]. Ее особенность заключается в том, что в соответствии с КоАПом в отношении иностранного гражданина, нарушившего законодательство, выносится мотивированное постановление суда с назначением административного наказания в виде административного штрафа и выдворения за пределы РФ самостоятельно или в принудительном и контролируемом порядке. Единственный способ отмены выдворения – это процедура обжалования судебного решения. Однако практика обжалования решений по делам, связанным с участием иностранных граждан, складывается неоднозначно, особенно это касается категории граждан, имеющих родственные отношения с гражданами Российской Федерации.

При решении вопроса о применении выдворения, в качестве дополнительной меры наказания, суд должен учитывать не только нормы национального миграционного законодательства, но и акты международного права, например, Конвенция о защите прав человека и основных свобод[6]. Так, суд рассматривает сожительство иностранных граждан и граждан РФ как «устойчивые социальные (семейные) связи» и в дальнейшем используя данную формулировку принимает решение не применять дополнительную меру наказания, предусматривающую выдворение за пределы РФ[7], чем, собственно, и могут воспользоваться иностранные граждане, подлежащие выдворению.

В связи с административным выдворением иностранного гражданина или лица без гражданства, влекущим вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, необходимо исходить из фактической необходимости применения к иностранному гражданина или лицу без гражданства, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее пропорциональности в качестве единственного возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства[8]. Обстоятельства, в том числе связанные с наличием у иностранного гражданина, нарушившего закон, членов семьи, проживающих на территории РФ и являющихся гражданами РФ, выясняются в порядке 26 главы КоАП РФ.

Но не только проблема пробелов в законодательстве в отношении нелегальных мигрантов, имеющих родственные связи с гражданами РФ, стоит перед органами государственной власти. Зачастую даже получить документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, не представляется возможным для сотрудников органов внутренних дела. А наряду с личностью, необходимо установить его принадлежность к гражданству какого-либо государства, либо его отсутствие. Данная процедура обязательна, поскольку субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 КоАП РФ, является только иностранный гражданин либо лицо без гражданства.

Правильность сообщенных иностранным гражданином сведений проверяется по регистрам банка данных миграционного учета, ведущегося по правилам, определенным в Положении о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих или постоянно проживающих в Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2005 года № 186[9]. Но на практике, конечно же, не все так просто: базы данных включают в себя данные далеко не обо всех мигрантах, а только о тех, которых удалось установить, тогда вероятность установления личности неизвестного уменьшается, кроме того, зачастую мешают и технические неполадки и сбои в работе баз и банков данных.

Подводя итог, мне хотелось бы подчеркнуть необходимость соблюдения всех особенностей административно-юрисдикционной деятельности подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России для будущих законопроектов и поправок и других нормативно-правовых актов с целью повышения эффективности деятельности подразделений по вопросам миграции.

Список литературы

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.05.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.05.2019) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, №1 (ч. 1), ст. 1. «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // «Собрание законодательства РФ», 08.01.2001, № 2, ст. 163. Постановление Брянского областного суда от 19.02.2015 г. по делу № 44-А-8/2015; Постановление Брянского областного суда от 24.03.2015 г. по делу № 44-А-15/2015. Постановление Правительства РФ от 06.04.2005 № 186 (ред. от 20.11.2018) «Об утверждении Положения о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // «Собрание законодательства РФ», 11.04.2005, № 15, ст. 1348. Приказ МВД России от 15.04.2016 № 192 (ред. от 26.10.2018) «Об утверждении Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации» Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156 (ред. от 15.05.2018) «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» // «Собрание законодательства РФ», 11.04.2016, № 15, ст. 2071. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // «Собрание законодательства РФ», 19.08.1996, № 34, ст. 4029. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 01.05.2019)» «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, № 30, ст. 3032. Федосеев А.И. Применение норм международного права по делам, связанным с ограничением прав иностранных граждан. // КонсультантПлюс.

 

[1] Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156 (ред. от 15.05.2018) «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» // «Собрание законодательства РФ», 11.04.2016, № 15, ст. 2071.

[2] Приказ МВД России от 15.04.2016 № 192 (ред. от 26.10.2018) «Об утверждении Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации»

[3] «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.05.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.05.2019) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, №1 (ч. 1), ст. 1.

[4] Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // «Собрание законодательства РФ», 19.08.1996, № 34, ст. 4029.

[5] Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 01.05.2019)» «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, № 30, ст. 3032.

[6] «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // «Собрание законодательства РФ», 08.01.2001, № 2, ст. 163.

[7] См.: Федосеев А.И. Применение норм международного права по делам, связанным с ограничением прав иностранных граждан. // КонсультантПлюс.

[8] См.: Постановление Брянского областного суда от 19.02.2015 г. по делу № 44-А-8/2015; Постановление Брянского областного суда от 24.03.2015 г. по делу № 44-А-15/2015.

[9] Постановление Правительства РФ от 06.04.2005 № 186 (ред. от 20.11.2018) «Об утверждении Положения о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // «Собрание законодательства РФ», 11.04.2005, № 15, ст. 1348.