Молодежная политика общественных объединений и организаций в РФ

Елишев С.О., к.с.н., доцент кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Молодёжная политика общественных объединений (организаций) является одной из моделей общественной молодёжной политики в Российской Федерации, наряду с конфессиональной общественной молодёжной политикой, общественной молодёжной политикой политических партий и движений, общественной молодёжной политикой крупных хозяйственных объединений (корпораций).

Как и другие модели общественной молодёжной политики в Российской Федерации, молодёжная политика общественных объединений и организаций находится в начале процесса своей институционализации, что обусловлено не только процессом социокультурных трансформаций и системным кризисом, в которых пребывает современное российское общество и государство, но и особенностями и спецификой функционирования данного института в социальном пространстве.

В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»: «под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения»[1] (ст. 5 Закона). В статье 7 Закона приведён перечень различных организационно-правовых форм общественных объединений. К ним отнесены: общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности, а также политические партии[2].

Однако, когда мы говорим о молодёжной политике общественных объединений (организаций), речь конечно же не идёт о таких разновидностях неправительственных (негосударственных) и некоммерческих организаций (НКО), как политические партии и движения, а также религиозных конфессиях и организациях. Направленность деятельности, масштабность и специфика функционирования этих неправительственных организаций и НКО, позволили учёным выделить их в отдельные модели общественной молодёжной политики, преодолевая достаточно формальное определение понятия «общественное объединение», содержащееся в Федеральном законе.

Как субъект общественной молодёжной политики в РФ, общественные объединения (организации) являются одной из разновидностей социальных организаций и социальных институтов, наряду с религиозными конфессиями и организациями, политическими партиями и движениями, крупными хозяйственными объединениями (корпорациями).

Членами общественных объединений (организаций), как с фиксированным (например, профсоюзы и иные общественные организации), так и свободным (например, общественные движения) членством могут быть как физические, так и юридические лица, в том числе и иные общественные объединения. Союз ряда общественных организаций без участия физических лиц именуется ассоциацией общественных объединений. Общественные объединения (организации) могут создаваться и действовать как на международном, общероссийском (более чем в половине субъектов РФ), межрегиональном (менее чем в половине субъектов РФ), региональном и местном (в пределах конкретного муниципального образования) уровнях. Общественные объединения могут обладать или не обладать правоспособностью юридического лица в случае прохождения или, не прохождения процедуры государственной регистрации в органах юстиции. Они могут иметь централизованную и нецентрализованную систему органов управления общественным объединением.

А в зависимости от сфер, направлений деятельности, специфики функционирования, поло-возрастного состава участников подразделяются на: формальные и неформальные, профессиональные, экономические, экологические, культурные, военно-патриотические, научные, образовательные, творческие, спортивные, лечебные, благотворительные, организации инвалидов, женские, детские, молодёжные и другие общественные объединения и организации.

В соответствии с Федеральным Законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», как и другие НКО, общественное объединение (организация) представляют собой организацию, «не имеющую извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющую полученную прибыль между участниками»[3] (ст. 2 Закона). Хотя в соответствии со статьёй 24 Закона, различные НКО, в том числе общественные объединения (организации), могут «осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах»[4].

В Российской Федерации среди общественных объединений и организаций большую активность проявляют иностранные некоммерческие неправительственные организации, а точнее их структурные подразделения (отделения, представительства, филиалы, созданные и зарегистрированные в РФ) и многочисленные НКО, выполняющие функции иностранных агентов.

В соответствии с данными Статистического справочника «Россия 2013» Федеральной службы государственной статистики (РОССТАТ) на 1 января 2013 года в РФ зарегистрировано: 53026 общественных организаций, 1754 общественных движений, 5414 общественных фондов, 876 общественных учреждений, 174 органа общественной самодеятельности, 43706 иных видов общественных объединений, в том числе 32334 профсоюзов, 87 028 различных НКО, 246 филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций[5].

Одной из важных проблем при изучении особенностей осуществления молодёжной политики общественных объединений (организаций) в РФ, как и в случае с молодёжной политикой политических партий и движений, является чрезмерная идеализация данного социального института, для обозначения которого некоторые авторы применяют термин «третий сектор», как альтернативе государственным и коммерческим структурам в построении гражданского общества.

Между тем, в жизни налицо явное расхождение теории с практикой, обусловленное спецификой функционирования данного социального института в рамках привнесённой к нам с Запада и неестественной для нашего общества политической системы «парламентской демократии», которую ещё в конце XIX века видный представитель русского консерватизма К.П. Победоносцев, назвал  «великой ложью нашего времени». Ведь не являясь ни государственной, ни коммерческой структурой, любое общественное объединение (организация) для своего успешного функционирования, реализации уставных целей и защите интересов её создателей-учредителей нуждается в привлечении необходимых для этого денежных средств и материальных ресурсов (для оплаты помещений, организационных и технических расходов, деятельности функционеров и собственных СМИ, проведения различных мероприятий и акций и т.д.). Добровольные членские взносы или частичное бюджетное финансирование не всегда могут помочь в решении данных вопросов, а потому для успешного функционирования общественных объединений (организаций) остро стоит вопрос о необходимости изыскания и привлечения дополнительных денежных средств. Но поскольку тот, кто контролирует финансовые потоки — тот и управляет ситуацией, то общественные объединения и организации, как и в случае с политическими партиями и движениями, фактически превращаются в своеобразные бизнес-проекты их функционеров и спонсоров, причём часто зарубежных спонсоров, преследующих свои собственные интересы, отличные от национальных российских интересов.

О.Н. Яницкий, например, анализируя специфику развития отечественных экологических общественных объединений и организаций, отмечает, что в 90-е годы XX века все они, чтобы выжить и продолжать далее функционировать «за редким исключением, вынуждены были искать ресурсы и защиту на богатом и тогда стабильном Западе»[6]. В результате чего основой благополучия этих общественных объединений и организаций стал «постоянный приток западных ресурсов в виде денег, оборудования и социальных технологий», сопряжённый с утратой независимости, духовного, творческого общения и перспективы, «а может быть, и смысла своего существования как специфического сообщества»[7]. Грантозависимые экологические общественные объединения и организации, полностью подконтрольные международным финансовым организациям, как сетевые бизнес-проекты часто используются и не по своему прямому назначению, провоцируя конфликтную ситуацию в обществе. Например, движение в защиту Химкинского леса от экологического лозунга «Отстоим Химкинский лес!» вскоре обратилось к политическим реалиям: «Мы все сегодня живём в Химкинском лесу!». И таких примеров множество.

Естественно, что в этих условиях у большого количества общественных объединений и организаций, в том числе и молодёжных организаций, в силу этого, формируется в крайней степени потребительское отношение к молодёжи. Молодёжь воспринимается и становится мобилизационным ресурсом и средством для достижения поставленных целей, как и объектом манипулятивного воздействия со стороны руководителей и спонсоров подобного рода бизнес-проектов, как, впрочем и, привлекаемых ими социоинженеров. О чём молодые люди часто даже не догадываются.

Отдельно следует сказать о роли молодёжных и детских общественных объединениях и организациях. Как отмечают эксперты, несмотря на наличие в нашей стране большого количества молодёжных объединений и организаций, в том числе и политической направленности, среди них, крайне мало объединений, созданных самой молодёжью для реализации собственных интересов. Поэтому неудивительно и однозначно индифферентное отношение к ним молодёжи. Например, по данным исследования проведённого Институтом социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в Российской Федерации в марте-апреле 2007 года[8] лишь 18% молодых россиян что-то знают или слышали о деятельности существующих в России молодежных организаций и движений, 51% не знают о них ничего, а еще 30% затруднились с ответом. А по данным исследования, проведённого в 2009 году, более половины современной российской молодёжи считая, что в настоящее время существуют реальные возможности для создания политических и неполитических общественных объединений и организаций, не видят в их функционировании возможности реально оказывать через них влияние на политику государства, доносить до власти свои чаяния и отстаивать свои интересы[9].

Молодёжные и детские общественные объединения в большей части в настоящее время находятся в стадии своего становления, что обусловлено в значительной степени особенностями исторического развития России в XX веке. Ведь после прихода к власти большевиков исчезло все многообразие молодёжных и детских союзов, существовавших в России до 1917 года. В условиях тоталитарного режима была создана единая централизованная система социализации детей и молодёжи в советском обществе, осуществляемая «приводными ремнями» коммунистической партии - пионерской организацией и комсомолом. Роль этих организаций в советском обществе, до периода «перестройки» являющихся единственными организациями, монопольно занимающимися социализацией подрастающих поколений советской молодёжи, выполнением и осуществлением задач партии и активной подготовкой её кадрового резерва была крайне велика. Однако, после падения тоталитарного режима и формальной ликвидации этих организаций, эта ниша так и не была никем заполнена, хотя на примере целого ряда государств не тоталитарного типа, в которых существуют массовые молодёжные организации, занимающиеся активной социализацией молодежи, можно констатировать, что достигнуть такого уровня при определённом желании вполне возможно и реально.

Одной из негативных особенностей деятельности целого ряда современных молодежных общественных объединений и организаций помимо их крайней ограниченности в ресурсах (а значит и неминуемой борьбы между собой за место у государственной «кормушки» по освоению выделяемых средств), как и в случае с политическими партиями, является то, что формально, создаваясь для реализации тех или иных благих целей в отношении молодёжи, реально их деятельность направлена совсем в иное русло и далека от декларируемых целей. «Имеются организации, созданные коммерческими структурами, получающими вследствие этого определенные дивиденды от государства или «отмывающими» с их помощью финансовые средства, полученные незаконным путем. Для части этих организаций приоритетной стала другая задача, а именно – добывание финансирования от влиятельных зарубежных и отечественных фондов, участие в конкурсах на получение грантов. Для других – обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов»[10].

Одновременно с этим в настоящее время в РФ происходит зримое сокращение числа молодёжных и детских общественных объединений и организаций, в том числе организаций, пользующихся поддержкой государства, что наглядно подтверждается следующими цифрами-показателями.

В 2002 году в Российской Федерации действовало более 427 тысяч молодёжных и детских общественных объединений, из которых официальный статус юридического лица имело всего лишь 13%[11]. Однако, по данным Минюста России уже в 2009 году в РФ были зарегистрированы 69 международных и общероссийских и около 150 тысяч межрегиональных, региональных и муниципальных детских и молодёжных общественных объединений[12].

В 2002 году в Федеральный реестр молодёжных и детских организаций, пользующихся поддержкой государства было включено 56 общественных молодёжных организаций. В 2013 году в Федеральный реестр молодёжных и детских организаций, пользующихся поддержкой государства по состоянию на 1 июня 2013 года было включено лишь 9 общественных молодёжных организаций и 2 детские общественные организации.

Тенденция к снижению численности официально зарегистрированных и неформальных молодёжных и детских общественных объединений и организаций, конечно же, отнюдь не свидетельствует об эффективности осуществления молодёжной политики общественными объединениями и организациями. Крайне злободневным является и вопрос о проценте охвата общественными объединениями и организациями современной российской молодёжи.

При этом эксперты расходятся в оценках численности членов молодёжных общественных объединений и организаций. По данным М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги: «Членами молодёжных организаций сегодня состоят, по собственному признанию, 6,1% респондентов в возрасте 14-30 лет, т.е. 2,3 млн. человек из 37 млн.»[13]. Ю.В. Манько, К.М. Оганян отмечат, что: «По оценкам экспертов, общее количество членов молодёжных и детских общественных организаций (без студенческих профсоюзов) составляет порядка 2-3 % от числа молодых людей в возрасте 14-29 лет. Эксперты из числа лидеров молодёжных организаций называют более оптимистичные данные – около 5%, но эта цифра представляется завышенной.»[14].

Среди молодёжи состоящей или состоявшей в различных молодёжных объединениях и организациях (студенческой, профсоюзной, спортивной и благотворительной или иной направленности) больше всего в процентном отношении студентов различных техникумов и ВУЗов. Среди крупных, по заявленной ими самими численности молодёжных организаций, следует отметить Российский Союз Молодёжи (РСМ), СПО-ФДО «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций, Российскую ассоциацию профсоюзных организаций студентов (РАПОС), Национальнуюорганизацию скаутского движения в России и многие другие. При этом, в сравнении с советским периодом истории России, как отмечает В.А. Луков: «организованными формами молодёжного и детского движения охвачена незначительная часть российской молодёжи, молодёжные детские и общественные объединения в основном действуют в административных центрах регионов, крупных городах»[15].

Иными словами, общественные объединения и организации, в том числе детские и молодёжные общественные объединения и организации, часто выступают не самостоятельным субъектом общественной молодёжной политики, а объектом осуществления государственной молодёжной политики, а также иных субъектов общественной молодёжной политики (религиозных конфессий и организаций, политических партий и движений, корпораций и иных общественных объединений и организаций).

Многие молодёжные общественные объединения и организации как объект государственной молодёжной политики зачастую создаются при активном участии органов по делам молодёжи различных уровней, а также образовательных учреждений, а значит, зависят от них в финансовом и ресурсном плане, отображая не свои, а их корпоративные интересы. Аналогичная ситуация возникает и в случае, когда  молодёжные общественные объединения и организации выступают объектом осуществления общественной молодёжной политики со стороны её вышеназванных субъектов.

Другими, по своей сути негативными, характерными и специфическими чертами осуществления молодёжной политики российскими общественными объединениями и организациями, помимо обозначенных черт, на взгляд экспертов, являются: фрагментарность и нерезультативность их функционирования; отсутствие обобщений и анализа имеющегося опыта деятельности, взаимодействия между собой, а также с иными субъектами молодёжной политики (как общественной, так и государственной её составляющих); решение узких и тактических задач, в отсутствие полномасштабного стратегического планирования. Большую роль играет и фактор личности (лидера и руководителя того или иного общественного объединения и организации, с уходом которого организации впадают в стагнацию или завершают свою деятельность).

Обозначенные проблемные стороны в деятельности общественных объединений и организаций в современных российских условиях, в том числе по осуществлению ими собственной модели молодёжной политики, являются в значительной степени закономерными и объективными. В условиях лишь начальной стадии процесса возрождения основ гражданского общества, было бы неправильным ожидать быстрых и скорых успехов в осуществлении и реализации существующими общественными объединениями и организациями собственной модели общественной молодёжной политики. Начавшаяся институционализация данной модели общественной молодёжной политики станет успешной лишь после преодоления полномасштабного духовного и системного кризиса, в котором пребывает современное российское общество и государство. После того, как все субъекты общественной и государственной молодёжной политики достигнут единения в своих помыслах и действиях, эффективно координируя свои усилия, направленные на достижение общих целей и задач в процессе воспитания и социализации молодёжи. В значительной степени этому будет способствовать и изменение политической системы РФ, возвращение к тем традиционным духовным и организационным основам на которых зиждилось развитие российского общества и государства, с учётом и положительного «советского» опыта в данной сфере деятельности.

В отсутствие же стратегии планирования национального развития, полномаcштабной государственной поддержки молодёжных организаций, превращения общественных объединений и организаций в реальные субъекты молодёжной политики, а не элемент какого-либо «проекта», ситуация в данной сфере вряд ли изменится.

 

Литература

1. Федеральный Закон «Об общественных обединениях» от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/obob/76_1.html#p51 .

2. Там же.

3. Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nekomerz/71_1.html.

4. Там же.

5. Россия 2013: Стат. справочник/ Р76 Росстат. М., 2013. С. 7.

6. Яницкий О.Н. Социальные движения: теория, практика, перспектива. М.: Новый хронограф, 2013. С. 84.

7. Там же. С. 85-86.

8. Молодёжь новой России: ценностные приоритеты/ аналитический доклад Института социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Ф. Эберта в РФ, М., 2007. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.isras.ru/analytical_report_Youth.

9. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодёжь России: социологический портрет. М., 2010. С. 146-147.

10. Молодое поколение России. Проект Доктрины. М.: Фонд «Русский предприниматель». 2008. С.47.

11. Положение молодёжи и реализация государственной молодёжной политики в Российской Федерации: 2002 год. М.: Логос. 2003. С. 120.

12. Рожнов О.А. Материалы Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации// Аналитический вестник. 2009. No 9 (376). С. 8.

13. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодёжь России: социологический портрет. М., 2010. С. 135.

14. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи. СПб: ИД «Петрополис». 2008. С. 189.

15. Социология молодёжи. Энциклопедический словарь. М.: ACADEMIA. 2008. С. 266.