Концептуальные правовые подходы к региональной информационной интеграции

Забара И.Н., к.ю.н., доцент кафедры международного права Института международных отношений Киевского Национального университета имени Тараса Шевченко

Интеграция, как объективный процесс взаимодействия национальных экономик и проведения согласованной межгосударственной политики, предусматривает развитие межгосударственных отношений, создание межгосударственных институций.

Одной из сфер, которая имеет важное значение для интеграционного процесса, наряду с социально-экономической, военно-политической, научно-технической, выступает информационная сфера.

Интеграция в информационной сфере предполагает разработку и проведение совместной политики в области использования информационно-коммуникационных технологий, построения информационного общества, обеспечения международной информационной безопасности. Предполагается межгосударственное сотрудничества и на многосторонней основе – в рамках международных региональных органов и организаций.

Правовые подходы к региональной информационной интеграции разнятся. Показательным в этом плане для европейской информационной интеграции является деятельность Совета Европы и Европейского Союза. Свои особенности в правовом подходе есть и у Содружества Независимых Государств.

Концептуальные подходы к европейской региональной информационной интеграции были заложены рядом международных организаций, начиная со второй половины семидесятых годов двадцатого столетия, и позитивно воспринимались в контексте общего развития международных отношений.

ООН, МСЭ, ОЭСР, Совет Европы в качестве перспективных направлений развития определяли отношения, которые были связаны с применением новых информационных технологий, внедрением информационных и телекоммуникационных сетей, трансграничной передачей данных и соответственно вызывали необходимость в защите частной жизни и индивидуальных свобод.

Информационное сотрудничество стран ЕС выступает логическим продолжением западноевропейской интеграции, появившейся в результате научно-технического прогресса, а также результатом осуществления общеевропейской идеи создания общего экономического пространства. Такой подход характеризуется следующим:

‑ развитием правового регулирования информационных отношений в русле защиты информационных прав человека (в первую очередь это коснулось вопросов защиты персональных данных; прав человека и верховенстве права в информационном общества; свободы политических дебатов в средствах массовой информации и других) [1].

‑ принятием программных документов, которые касаются наиболее значимых вопросов (информационного общества, развития Интернет, научных и технических аспектах новых информационных и коммуникационных технологий, информационной безопасности, средств массовой информации) [2]. Характерной особенностью является большое количество норм soft law «мягкого права»;

‑ совместным участием Совета Европы и Европейского Союза в формировании основ европейского информационного общества.

=30= Концептуальный подход к региональной информационной интеграции в рамках СНГ имеет ряд особенностей. Он характеризуется следующим:

‑ наличием ряда концепций, принятых Советом глав правительств СНГ, отражающих перспективные направления развития межгосударственных отношений в сфере информации (концепции формирования информационного общества, информационной безопасности, информационного обмена органов внутренних дел, пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности [3]);

‑ значительным количеством межгосударственных соглашений по отдельным видам информации, устанавливающих порядок предоставления, обмена, распространения и сбора (приняты соглашения в отношении экономической, экологической, научно-технической, образовательной, военной, правовой информации, относительно чрезвычайных ситуаций [4] и другие);

‑ наличием соглашений, предусматривающих создание и эксплуатацию совместных информационных сетей, систем и баз данных (общая база данных о незаконных мигрантах; информационно-аналитическая система Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ и другие) [5].

В качестве позитивного момента хотелось бы отметить и развитие сотрудничества между ЕС и СНГ. Определенные возможности организации совместного информационного сотрудничества предоставляют научно-технические программы ЕС (ESPRIT, RACE, COPERNICUS) и европейская программа «Эврика», а также программы технического содействия ЕС странам СНГ (TACIS, PHARE).

 

Список использованной литературы

 

1. Декларация Комитета Министров Совета Европы о правах человека и верховенстве права в информационном общества 2005 г., Декларация о свободе мнений и информации в средствах массовой информации в контексте борьбы против терроризма 2005 г., Декларация о свободе политических дебатов в средствах массовой информации 2004 г., Декларация об обеспечении информации в средствах массовой информации относительно уголовных процедур 2003 г.;

2. Советом Европы приняты резолюции «Об услугах публичного доступа в области передачи данных», «О свободе мнений в СМИ», «О расизме и ксенофобии в киберпространстве», «Об образовании в СМИ», «О СМИ и демократической культуре», «Об информационном обществе и электронном мире», «О праве на неприкосновенность частной жизни», «О научных и технических аспектах новых информационных и коммуникационных технологий»;

3. Концепция формирования информационного общества СНГ 1996 г., Концепция информационной безопасности государств-участников СНГ в военной сфере 1999 г., Концепция Межгосударственной подсистемы информационного обмена между органами внутренних дел государств-участников СНГ 1999 г., Концепция формирования национальных баз данных и организации межгосударственного обмена информацией по предупреждению и пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности 2006 г.

4. Соглашение об обмене экономической информацией от 26 июня 1992 г.; Соглашение об информационном сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей среды от 11 сентября 1998 г.; Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией 26 июня 1992 года; Соглашение о свободном доступе и порядке обмена открытой научно-технической информацией государств-участников СНГ от 11 сентября 1998 г.; Соглашение об обмене информацией в сфере образования государств-участников Содружества Независимых Государств от 31 мая 2001 г.; Соглашение об организации информационного взаимодействия в объединенных вооруженных силах Содружества Независимых Государств и вооруженных силах государств-участников соглашения 13 ноября 1992 г.; Соглашение об обмене правовой информацией 21 октября 1994 г.; Соглашение об обмене информацией о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, об информационном взаимодействии при ликвидации их последствий и оказании помощи пострадавшему населению от 18 сентября 2003 г.;

5. Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией 2000 г., Решение глав правительств СНГ о создании информационно-аналитической системы в штабе по координации военного сотрудничества государств-участников 2002 г.