Кафедральные учения «Выборы»

Чистобородов И.Г., подполковник полиции, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка (Академии управления МВД России)

Сегодня в Академии управления МВД России широко применяются методы активного обучения. Эффективность этого метода согласуется с экспериментальными данными, которые свидетельствуют о том, что при лекционной подачи материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой – 50% материала, при проговаривании – до 70%, а при личном участии обучаемого (например деловой игре) – 90% информации. Основная задача при этом состоит в том, что бы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний. Это обстоятельство вынуждает обучаемого формировать новые знания. Среди активных форм и методов обучения слушателей в Академии управления МВД России особое место занимают – учения.

Современные методы активного обучения применяются и на кафедре управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка. В частности на кафедре разработаны учения «Выборы», они позволяют расширить диапазон решаемых слушателями задач по реагированию на изменения оперативной обстановки в заданных условиях. Главной целью разработанных учений является формирование у обучаемых необходимых навыков профессиональной управленческой деятельности в правоохранительной сфере с предоставлением возможности получения целостной картины проводимых мероприятий по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности в период подготовки и проведения избирательных кампаний.

Учения проводятся на базе имеющихся виртуальных полигонов. Профессорско-преподавательским составом кафедры моделируется конкретные ситуации. Они сочетают в себе элементы игры и значительную информационную емкость, элементы театрализации, определенной фантазии и импровизации. Практика моделирования ситуации позволяет повысить усвояемость материала слушателями. Самое главное происходит это не механически, а активно с полным пониманием сложившейся ситуации.

Игровой коллектив делится на конкретные роли (должности, предусмотренные штатным расписанием территориальных органов внутренних дел по субъектам Российской Федерации, включая начальника территориального органа). Обучаемым предоставляется материал, который характеризует оперативную обстановку в условном субъекте Российской Федерации. Ставится вводная: оперативное время 30 августа 2016 года. Указом Президента Российской Федерации назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на 4 декабря 2016 года. Необходимо спрогнозировать изменение оперативной обстановки в Петровской области в связи с назначением выборов. Принять управленческие решения, направленные на реализацию мероприятий по охране общественного порядка и безопасности. Руководителю УМВД России по (условной) Петровской области провести оперативное совещание с заслушиванием руководителей. Разбить игровой коллектив на три рабочие группы, дать задание на подготовку управленческих документов.

Постановка вводной сопровождается видео фрагментом, фото таблицами, демонстрацией реальных условий проведения выборов. Это позволяет погрузить слушателей в предложенную оперативную обстановку. В тоже время это позволяет провести слушателям виртуальную рекогносцировку местности, оценить масштаб поставленных правовых и организационных и тактических задач. 

Решением водной является подготовка управленческих документов:

Приказ об организационных мерах по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности в период подготовки и проведения избирательной кампании.

План организационно-практических мероприятий по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности в период подготовки и проведения избирательной кампании.

Состав оперативного штаба, обязанности членов оперативного штаба, форму отчетности.

Слушатели игрового коллектива принимают на себя игровые роли. Пытаются принять управленческие решения, направленные на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности во время выборов. При этом учитываются должностное положение по игровой роли, служебный этикет и правила поведения. Данное обстоятельство вынуждает слушателей принимать решение в соответствии со статусом по той или иной роли. А преподавателю позволяет оценить профессиональную грамотность и компетентность каждого обучаемого. Выявить пробелы в знаниях и навыков необходимых для принятия эффективных управленческих решениях.

После отработки всех учебных вопросов учения проводится частный и общий разбор действий обучаемых. Частный разбор проводится посредниками в игровых коллективах. В ходе общего разбора в режиме видеоконференции, заслушиваются наиболее показательные решения участников учения с демонстрацией графических материалов, схем, замыслов решений, выполненных на топографических картах и схемах, отчетных данных об используемых силах и средствах. Осуществляется демонстрация видеодокументов (видеофрагментов) о действиях, обучаемых на учении, сделанные технической группой штаба руководства учения во время его проведения.

При анализе работы слушателей в игровых ролях руководством учения и посредническим аппаратом особое внимание обращается на организацию их работы, правильность уяснения поставленных задач, способность грамотно оценивать обстановку и обосновывать свои решения, своевременность и конкретность постановки задач подчиненным, правильность разработки и доведения оперативных документов. Анализ работы слушателей проводится индивидуально в зависимости от занимаемой игровой роли, а так же игрового коллектива в целом.

Основу разбора составляют выводы руководителя кафедрального учения, его заместителей, экспертов и посредников о действиях, обучаемых в ходе учения, основанные на данных объективного анализа представленных отчетных документов и личных наблюдений. В ходе разбора учения штаб может демонстрировать варианты решений кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка. В заключение разбора определяется степень достижения цели учения, качество выполнения задач, указываются вскрытые в ходе кафедрального учения недостатки и выставляется дифференцированная оценка каждому обучаемому. Профессорско-преподавательскому составу ставятся задачи по дальнейшему совершенствованию учения.