Интернет как общественное средство связи

Муравьев В.И., аспирант кафедры методологии социологических исследований Социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Прончев Г.Б., доцент, кандидат физико-математических наук; доцент, заместитель заведующего по учебной работе кафедры методологии социологических исследований Социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Сушко В.А., старший научный сотрудник, кандидат социологических наук, заместитель заведующего по научной работе кафедры методологии социологических исследований Социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

На рубеже XXI века общество вступило в новую эпоху технической революции. Существование современного общества в «информатизированной» и «технизированной» среде порождает новые формы общественной жизни. Общество, находящееся в среде постоянных технологических достижений и основанное на умение всех и каждого обрабатывать информацию, по праву носит название «информационного общества». В основе информационного общества лежит нематериальная субстанция, условно именуемой «информация». Как говорил Д.Белл «Главное значение имеют уже не мускульная сила и не энергия, а информация» [2]. Как следствие, одной из характерных черт нашего времени является стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий. Последние достижения в этой области увеличивают возможности человека и изменяют способы совместной работы и общения внутри человеческого сообщества. Сегодня мы стоим на пороге информационного общества – новой ступени развития человечества, важнейшей особенностью которой является доступность информации для любого члена общества.

            Люди всегда стремятся поддерживать между собой связь, что приводит к созданию все новых средств коммуникаций. Коммуникации в современном обществе рассматриваются как синоним понятия общение (лат. communication - делаю общим, связываю, общаюсь) [3], основной задачей средств коммуникаций является передача информации от человека к человеку, как некая форма взаимодействия. Общество проделало большой путь, начиная с возникновения письменности - одного из самых простых способов связи между людьми, благодаря которой был реализован целый набор процессов переработки информации, а именно её сбор, хранение и передача, и заканчивая разработками информационных сетей. Появление локальных и глобальных сетей передачи данных предоставило новые возможности оперативного обмена информацией. Если до недавнего времени подобные сети создавались только в специфических и узконаправленных целях (академические сети, сети военных ведомств и т.д.), то развитие глобальных сетей (Интернета и аналогичных систем) привело к их использованию в повседневной жизни практически каждого человека. По мере развития и усложнения средств, методов и форм автоматизации процессов обработки информации повышается зависимость общества от степени безопасности используемых им информационных технологий.

            В последние годы Интернет приобретает все более доминирующий характер, как на количественном, так и на качественном уровне. Количество пользователей Интернет как в мире в целом, так и в каждой стране в отдельности растет каждый день. При этом, если проследить зависимость от времени, то она носит экспоненциальный вид. Это обусловлено в основном двумя причинами:

            1. закономерный рост потребителей, приобщающихся к новому изобретению, выраженный как раз экспоненциально;

            2. быстрое расширение рынка и, как следствие, падение стоимости подключения.

В качественном же плане Интернет поглощает все больше сфер жизни общества и человека в отдельности. Сейчас это – средства массовой информации, коммерция, политика, индустрия развлечений, туризм, поход за покупками и многое другое.

Интернет является огромнейшим информационным полем, в котором возможно найти практически любую интересующую информацию. Однако, существует и другая сторона – это то, что зачастую информация, находящаяся в «сети», непроверенная и недостоверная, следовательно, необходимо весьма тщательно проводить отбор источников и материалов, и что более актуально, Интернет постепенно захватил одно из первых и основополагающих умений человека - межличностное общение. «Сеть» стала посредником с особыми свойствами, появилась возможность общения людей посредством использования компьютерных технологий, появились определенные виртуальные сообщества, различные по тематикам, направлениям и пользователям, находящимся в них.

Возникает две точки зрения, с помощью которых возможно оценить данную тенденцию. С одной стороны, это стало замечательным решением проблемы общения с людьми, находящихся на значительном расстоянии друг от друга либо при существовании других факторов, ограничивающих возможность реальных встреч. Помимо этого, виртуальная «сеть» помогает раскрепоститься людям, испытывающим сложности при живом общении в связи с сильно развитой застенчивостью, сложностью первичного взаимодействия с другими индивидами и т.п. С другой – виртуальное общение ведет к формированию человеческой замкнутости или ее большему развитию, отвыканию от реального общения, порой индивид чувствует себя более раскованно, находясь перед монитором, чем при разговоре с собеседником лицом к лицу. Как результат, человек отходит от реальности.

Менее чем за три десятилетия в ряды пользователей Интернета влились сотни миллионов людей по всему миру; на сегодня общее количество пользователей глобальной информационной сети перевалило за 2 миллиарда [18].

Бурное развитие Интернета, появление все новых сетевых сервисов, использование сети самыми различными общественными силами для различных (как полезных для общества в целом, так и вредных) целей создают потребность в осмыслении глобальной сети в качестве особого общественного средства связи и хранилища данных, определении места Интернета в эволюции общественных средств связи.

Российские исследователи М.В. Черняков и А.С. Петрушин дают следующее определение: «Internet представляет собой всемирную сеть, информация в которой хранится на серверах (…) С точки зрения пользователя, современная сеть Internet представляет собой совокупность крупных узлов, объединенных между собой каналами связи. Каждый узел – это один или несколько мощных компьютеров-серверов, которые работают чаще всего под управлением ОС UNIX» (ОС – операционная система) [17, с. 111 - 112]. В наших последующих рассуждениях мы будем отталкиваться именно от него.

Глобальная вычислительная сеть Интернет представляет собой одно из новейших общественных средств связи, то есть приспособлений, обеспечивающих передачу информации внутри общества, от одного человека к другому или от одной группы людей к другой.

Сразу определим понятие информация. Выдающийся советский и российский философ А.Д.Урсул в своей работе «Отражение и информация», критически проанализировав существующие подходы, предложил следующее определение: «Информация может интерпретироваться как отражение разнообразия, т. е. воспроизведение разнообразия одного объекта в другом объекте в результате их взаимодействия. Результат отражения разнообразия представляет собой информацию, поэтому можно сказать, что информация — это отраженное разнообразие. В то же время информационные процессы — это отражательные процессы в аспекте разнообразия. Информация и информационные процессы выступают с развиваемой точки зрения как взаимосвязь отражения и разнообразия» [15, 58 с.]. Вслед за Урсулом, мы будем понимать под «информацией» воспроизведение разнообразия одного объекта в другом в результате их взаимодействия.

Средства связи издревле сопровождают человечество – потребность в них появляется, как только занимаемая и используемая людьми территория расширяется настолько, что передача информации от одного человека к другому посредством личного общения в любое время оказывается невозможной или сильно затрудненной.

Исторически первым средством связи следует считать почту, с помощью которой люди обмениваются информацией, записанной на каком-либо материальном носителе с помощью письменности. Современному человеку привычна бумажная почта, - но на бумаге человеческие послания записывались далеко не всегда. В Древнем Египте люди записывали свои мысли, предназначенные для обмена, на папирусе [9, 122 с.]; в Месопотамии (Вавилоне, Ассирии) в ходу были глиняные таблички [4, 46 с.], в Древней Греции и Древнем Риме – пергамент [6, 172 с.]; жители Древней Руси обменивались между собой посланиями, записанными на бересте [1, с. 77 - 78]. Менялись материалы, на которых писали и средства, с помощью которых записывали, изменялись общественные учреждения, задачей которых была передача посланий; неизменными оставались наличие самого материального носителя, на котором написано послание (и который передается вместе с ним) и использование письменности при наполнении его содержанием.

С развитием общества и, прежде всего, промышленности и науки, появились новые средства связи – телеграф, телефон, телевиденье. Всем им оказалось обще то, что на место передачи посланий постепенно приходила передача образа сообщающего человека, причем если при телеграфной связи передается, скорее образ письменного послания, то при телефонной и, тем более, телевизионной, - образ самого передающего человека (голос, изображение и голос). Произошло и еще одно существенное изменение: в то время, как мысли, доверенные почте (обычно говорят: «доверенные бумаге», - но, как мы знаем, бумага использовалась в переписке далеко не всегда и не везде), по необходимости сохранялись и обретали независимость от высказывающего их человека (и  вообще от обменивающихся информацией людей, поскольку переписка может сохраниться даже после смерти людей, в ней состоявших; нередки случаи, когда переписка выдающихся ученых и общественных деятелей после их смерти становилась достоянием общественности), - то мысли, передаваемые с помощью новых средств связи, оставались достоянием общающихся между собой людей. Уже использование телеграфа означало существенное искажение передаваемых мыслей, которое должна была преодолеть принимающая сообщение сторона (недаром в медицине одно из нарушений речи, которое характеризуется «отрывочностью экспрессивной речи, состоящей сплошь из существительных и глаголов в неопределенной форме, без грамматического их согласования», получило название «телеграфный стиль» [14]), - а при телефонном и телевизионном обмене информацией сохранение передаваемых мыслей не предполагается вообще: чтобы сохранить для потомков телефонный разговор или телевизионное обращение, - их нужно записать с помощью особых средств, не являющихся необходимыми составными частями устройств связи (магнитофон, цифровые записывающие устройства, - телефонное и телевизионное общения вполне возможны без них).

По отношению к этому развитию средств связи возникновение Интернета стало своеобразным отрицанием отрицания. Выдающийся немецкий философ Г.В.Ф.Гегель в труде «Наука логики» подметил эту особенность развития вообще: «Сущность - первое отрицание бытия, которое вследствие этого стало видимостью; понятие – второе отрицание, или отрицание этого отрицания; следовательно, понятие есть восстановленное бытие, но восстановленное как его бесконечное опосредствование и отрицательность внутри самого себя» [5, 30 с.], - заключающуюся в том, что на определенной ступени своего развития тот или иной предмет или процесс на ином уровне возвращается к некоторым своим изначальным свойствам, отброшенным при предыдущем развитии. Появление Интернета означало возвращение к таким свойствам почты, как необходимое сохранение сообщений и передача посланий, а не образа сообщающего. Недаром одной из первых служб, получивших распространение в Интернете, была, собственно, электронная почта.

Сохранение передаваемой информации, однако, предполагается не только при использовании электронной почты, но и вообще при общении в Интернете. На данную особенность использования Интернета обратил внимание международный исследовательский коллектив, работавший под руководством Б.М.Бим-Бада и Е. Ван Поведской: «Выходя в Интернет, мы оставляем массу следов в различных базах данных. И чем более совершенны электронные средства, тем больше таких следов можно обнаружить. В результате оказывается возможным узнать, какие у человека имеются интересы и привычки, каких взглядов он придерживается, как проводит свое свободное время, какие болезни имеет, где бывает, с кем общается и т.д.» [16, 94 с.].

Отечественные исследователи указывают на существенное сходство в устройстве Интернета и почты как средств связи.

Поэтому в сети Internet предусмотрена другая технология связи – коммутация пакетов. Основные принципы этой технологии можно изложить следующим образом.

Протокол TCP (Transmission Control Protocol – протокол управления передачей) разбивает исходное сообщение на несколько небольших фрагментов – пакетов. Каждый пакет снабжается заголовком, который содержит служебную информацию (адреса отправителя и получателя, идентификатор сообщения, номер пакета в сообщении и т.п.).

Ответственность за доставку отдельного пакета по заданному адресу несет IP-протокол. Процесс доставки электронных пакетов в какой-то степени аналогичен процессу доставки обычных почтовых отправления. Сначала пакет попадает на узел провайдера (аналогия – почтовое отделение), где специальные программы, пользуясь таблицами маршрутизации, выбирают дальнейший маршрут следования. При этом разные пакеты одного и того же сообщения могут дойти до адресата по разным маршрутам, через разные узлы Internet. Поэтому судьба сообщения в известной мере не зависит от неполадок в отдельных участках сети: при необходимости пакет может быть переправлен обходным путем.

Наконец, TCP-модуль адресата собирает поступающие пакеты и, пользуясь служебной информацией, которая записана в них, «склеивает» исходное сообщение. Недостающие или искаженные фрагменты сообщения пересылаются повторно» [17, с. 116 - 117]

В то же время, Интернет представляет собой намного более развитое средство связи по сравнению как с обычной почтой, так и вообще со всеми до сих пор существовавшими средствами связи. Использование Интернета позволяет значительно упростить установление связи между различными представителями человеческого общества, уменьшить его зависимость от разделяющих людей пространственно-временных, государственных и национальных границ, местных различий, что не уклонилось от внимания исследователей: «Любое человеческое сообщество (например, семья, народ, творческий коллектив, церковный приход, спортивная ассоциация, промышленное предприятие, криминальная группировка, армия, политическая партия) состоит из людей, объединенных общей идеей, целью, интересами, родом занятий, проблемами, местом жительства, взглядами или чувствами, а также связей, существующих между ними. Сетевые же сообщества, также называемые интернетными или виртуальными, имеют в этом смысле аналогичную структуру, но полностью независимы от общности места проживания» [16, 37 с.].

Современные возможности Интернета позволяют обмениваться не только простыми сообщениями, но и иллюстрированными – в том числе фотографиями и видеоматериалами; противоречие между передачей сообщений (по почте) и передачей образа (через телефон или телевизор), по существу, оказывается снятым: «Наиболее существенная характеристика Интернета «второго» поколения заключается в том, что в сравнении с Интернетом версии Web 1.0, в котором была ограничена возможность «обратной связи», он ориентирован на пользователя. С технологической точки зрения Web 2.0 — это массовые сервисы, дающие пользователям возможность самостоятельно производить контент (дневники, статьи, видео- и фотоальбомы, сборники ссылок и др.) и легко обмениваться им (благодаря возможности отчуждения контента в цифровой форме)» [12, 30 с.].

Создание Интернета потребовало чрезвычайного напряжения производительных сил, имевшихся в распоряжении человеческого общества к середине XX века. Изыскать необходимые для создания Интернета средства и правильно их использовать могли только большие исследовательские коллективы, целенаправленно действующие под государственным управлением. Это и неудивительно, поскольку создание Интернета началось с разработки средства связи, сохраняющего свою работоспособность в условиях ядерной войны:

«Историю Internet связывают с возникновением в 60-х гг. вычислительной сети Министерства обороны США – ARPAnet. Основная концепция этой сети, предназначавшейся для управления военными операциями и страной в период войны, заключалась в следующем.

Каждая пара компьютеров в сети взаимодействует между собой автономно, а канал связи между ними считается абсолютно ненадежным и в любой момент может быть разрушен (например, в результате бомбежки). При этом, с одной стороны, сохраняется работоспособность всей сети в целом, а с другой – уцелевший компьютер может подключиться к сети через уцелевшие каналы связи. Другими словами, все узлы сети должны работать в известной степени независимо друг от друга.

Таким образом, основной принцип Internet – независимость отдельного узла (компьютера) сети от разрушений и неполадок в тех участках сети, которые не связаны непосредственно с данным узлом» [17, с. 111 - 112].

Созданная государством, сеть Интернет, в дальнейшем, поступила в распоряжение частных лиц, была приватизирована: «Приватизация Интернета началась в 1992 г., одновременно с его широким распространением и связанной с этим необходимостью сделать его независимым от какого-либо частного предприятия, а также поставить вне прямого контроля со стороны правительства США» [16, 45 с.]. И к сегодняшнему дню, как мы уже знаем, она превратилась в мощное орудие, используемое для достижения их целей самыми различными государственными и негосударственными организациями (а также отдельными гражданами), от правительственных ведомств и транснациональных корпораций до «борющихся с системой» террористических объединений; по заявлению председателя российского Национального антитеррористического комитета Н.Синцова, «практически все террористические группировки на сегодняшний день имеют свои ресурсы в Интернете, через которые они пытаются пропагандировать свои радикальные идеи» [11].

Внутренне присущее работе Интернета сохранение разнообразной информации, включая персональные данные пользователей, делает эту вычислительную сеть не только средством связи, но и хранилищем информации, - как о конкретных людях и делах, так и об обществе в целом. В работу Интернета человеческая личность оказывается включенной в значительно большей мере, нежели в почтовую переписку; так, отправитель обычного письма может, вообще говоря, не указать никаких своих данных для обратной связи (и установить их можно будет лишь после длительного разностороннего исследования состава письма), - данные же Интернет-пользователя всегда, в том или ином виде, сохраняются в сети. Вкупе с перепиской, которую ведет Интернет-пользователь (как с определенными пользователями, так и со всем сетевым сообществам, - в этом Интернет, по сути, не отличается от обычной почты, предполагающей возможность посланий, составители которых обращаются к широкому кругу лиц) и в которой, в том или ином виде, отражаются его собственные свойства, эти данные создают вторую («виртуальную») личность пользователя Интернета [8, 47 с.].

Деятельность людей, связанная с использованием Интернета, становится возможной благодаря Интернет-технологиям. Чтобы понять, что такое Интернет-технологии, необходимо, прежде всего, определиться с тем, что такое информационные технологии, - поскольку Интернет-технологии представляют собой частный случай информационных технологий. Под современными информационными технологиями, по мнению российских исследователей, следует понимать «непрерывные процессы обработки, хранения, передачи и отображения информации, направленные на эффективное использование информационных ресурсов, СВТ и передачи данных при управлении системами различного класса и назначения» (СВТ – средства вычислительной техники) [7, с. 107 - 108]. То есть, информационные технологи – это определенные процессы, происходящие с информацией; точнее – процессы, запускаемые членами общества в отношении информации. В конечном счете, информационные технологии оказываются совокупностью определенных человеческих действий (обработки, хранения, передачи, отображения) над информацией, предпринимаемых с помощью определенных орудий.

Интернет-технология, соответственно, представляет собой непрерывный процесс обработки, хранения, передачи и отображения информации, хранящейся на компьютерах, включенных в глобальную сеть Интернет. При этом, необходимо помнить, что информация, над которой совершаются перечисленные процессы, не существует в Интернете постоянно, а, в конечном счете, вводится туда людьми. Ее изначальным источником, даже если та или иная часть информации, по видимости, возникла непосредственно в Интернете, всегда является общественная действительность. Поэтому, с социологической точки зрения, при рассмотрении той или иной Интернет-технологии наиболее важным оказывается вопрос о том, усилиями какой группы людей осуществляются «обработка, хранение, передача и отображение информации», кто заставляет компьютеры действовать именно так, а не иначе.

В собственном развитии Интернета исследователи выделяют такие ступени, как Web 1.0 и Web 2.0, ставится вопрос и о переходе на ступень Web 3.0:

«Переходя к более конкретному рассмотрению, необходимо констатировать, что к концу первого десятилетия XXI в. можно рассматривать следующие этапы коммуникационного развития Сети:

–        Web 1.0 — контент (содержание) интернет-ресурсов формирует сравнительно небольшая группа профессионалов, а подавляющее большинство «простых граждан» фигурирует в качестве читателей-пользователей. В этом случае под понятием «PR в Интернете» мы должны понимать коммуникационные усилия по созданию и продвижению интернет-сайтов;

–        Web 2.0 — в создание контента активно включаются пользователи Сети. Здесь PR-задачей становятся самореализация, активизация многосторонней коммуникации, приобретение доминирующего информационного статуса в представляющих интерес сообществах — блогосфере и социальных сетях;

–        Web 3.0 — пользователи не только генерируют контент, но и сами его сертифицируют: отмечают то, что заслуживает внимания их единомышленников, сообществ, в которых они состоят; систематизируют в соответствии со своими вкусовыми пристрастиями. На этом этапе PR-задачей становятся инновационные технологии измерения контента, вовлечение пользователей в работу возникшего рекомендательного сервиса, а далее попытка продвижения через него приоритетных продуктов» [19, с. 9 – 10].

При этом отмечается, что переход на следующую ступень не означает отказа от использования предыдущей: «Стоит обратить внимание, что каждый последующий этап развития не заменяет предыдущий, а лишь дополняет его новыми возможностями коммуникации. Таким образом, об этапе Web 1.0, например, можно говорить не как об исторически отжившей технологии, а как о явлении вполне современном» [19, 10 с.]. Такая особенность развития Интернета как средства связи заставляет вспомнить об одной особенности развития древнейшего средства связи между людьми, - языка, - подмеченной советским обществоведеньем еще при И.В.Сталине: «При этом переход от одного качества языка к другому качеству происходил не путем взрыва, не путем разового уничтожения старого и построения нового, а путем постепенного и длительного накопления элементов нового качества, новой структуры языка, путем постепенного отмирания элементов старого качества» [13, 119 с.], - и задуматься о том, не является ли данная особенность свойственной развитию общественных средств связи вообще.

На каждой ступени развития выделяется ведущая Интернет-технология – Интернет-сайт на ступени Web 1.0 и социальная сеть на ступени Web 2.0, которые с переходом к Web 3.0 должны дополниться рекомендательными сервисами.

Интернет-сайт можно определить, как совокупность Интернет-страниц, объединенных общими «электронным адресом, программно-аппаратными средствами, графическим и текстовым оформлением страниц» [19, 13 с.]; при этом, общность графического и текстового оформления может быть весьма относительной. Ответственной за обработку, хранение, передачу и отображение информации при использовании данной Интернет-технологии является указанная выше «сравнительно небольшая группа профессионалов», а рядовые пользователи Интернета выступают в качестве потребителей.

Российский исследовательский коллектив, руководимый А.Чумиковым, предложил следующее определение социальных сетей в Интернете: «Социальные сети — это веб-сайты или иные инструменты Интернета, предоставляющие пользователям возможность взаимодействовать друг с другом, обмениваясь различными видами информации. Построение социальных сетей включает в себя организацию интернет-сообществ, способствующих участию общественности и привлечению дополнительных пользователей» [19, 43 с.]. Данное определение чрезвычайно широко, поэтому неудивительно, что разновидностями социальных сетей оказались самые различные Интернет-ресурсы, в том числе и относительно древние:

«Таким образом, социальные сети (в порядке, примерно совпадающем с этапами их последовательного развития) можно классифицировать следующим образом:

–        «обычная» электронная почта, предполагающая возможность двух- и многостороннего общения;

–        системы мгновенного обмена сообщениями, которые позволяют общаться с другим пользователем Сети в режиме реального времени (Skype, ICQ, MSN Messenger и др.);

–        интернет-чаты, позволяющие одновременно нескольким пользователям общаться в режиме реального времени;

–        интернет-форумы, дающие возможность создавать новые темы, комментировать и обсуждать сообщения других пользователей с архивированием этих сообщений;

–        веб-логи — личные онлайн-журналы отдельных пользователей;

–        интернет-хосты, предлагающие возможность размещения аудио- и видеоматериалов (подкастов) на бесплатной основе (YouTube);

–        вики-справочники — интернет-справочники (энциклопедии), содержимое которых может редактироваться посетителями (Википедия);

и наконец, собственно социальные сети, или социальные медиа, аккумулирующие совокупность приведенных выше возможностей» [19, 44 с.].

Принятие приведенного выше достаточно широкого определения позволяет нам рассмотреть социальные сети как основную Интернет-технологию ступени Web 2.0. Обработка, хранение, передача и отображение информации при использовании данной Интернет-технологии осуществляются силами рядовых Интернет-пользователей; не следует, однако, сбрасывать со счетов и профессионалов – без их усилий само существование социальных сетей будет поставлено под угрозу.

Таким образом, оказывается, что Интернет-сайт связан, в первую очередь, с общественным значением Интернета, как хранилища данных; он подобен почтовому посланию, отправляемому одним человеком (или учреждением) множеству людей. Социальная сеть же (начиная с электронной почты) связана со значением Интернета, как средства связи, она подобна обычной переписке между относительно равными людьми. Интернет-сайт и социальная сеть тесно взаимосвязаны: работа Интернет-сайта (особенно если это сайт относительно крупного и значительного общественного учреждения) предполагает обратную связь с читателями (через электронную почту и другие интерактивные формы); социальная сеть же представляет собой не только средство связи, но и Интернет-сайт, хранилище информации: «В целом, социальные сети, содержащие информацию о людях и связях между ними, являются, таким образом, хранилищем информации об общественных отношениях, или, выражаясь иначе, хранилищем материализованных и оторванных от людей (определенные связи между учетными записями в социальных сетях будут существовать, даже если все люди исчезнут) общественных отношений» [7, 48 с.].

Десять завершивших XX век лет глубоко потрясли не только все постсоветское пространство, но и весь мир. Исследователи российской и зарубежных систем средств массовых коммуникаций единодушны в том, что глобальные и национальные средства связи без сомнения были центром этих исторических событий и привели к необходимости решительного пересмотра стереотипов нашего мышления и изучения инновационных парадигм массовых коммуникаций. Интернет является как глобальным, так и национальным средством связи, источником и распространителем новых идей, взглядов, интерпретаций, и, несомненно, новой социальной средой, расширяющей наше понимание взаимодействий человека в информационном обществе. 

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект 12-03-00431) и РФФИ (проект 13-01-00392-а).

Литература

Арциховский А.В. Новые открытия в Новгороде // Вопросы истории, 1951, № 12.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М.: Academia, 1999, 956 с.

Большой энциклопедический словарь. - М., 2003.

Вулли Л. Ур халдеев / пер. с англ. Ф.Л.Мендельсона – М.: Издательство восточной литературы, 1961.

Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3-х томах. Том 3. – М.: Мысль, 1972, 371 с.

Ельницкий Л.А. Раскопки в Дура-Эвропос // Вестник древней истории, 1938, № 2; С. 170 – 176.

Информационная безопасность систем организационного управления. Теоретические основы : в 2 т. / Н.А. Кузнецов, В.В.Кульба, Е.А.Микрин и др.; [отв. ред. Н.А.Кузнецов, В.В.Кульба] ; Ин-т проблем передачи информ. РАН. - М.: Наука, 2006, Т.1, 495 с.

Кораблев М.Н., Лонцов В.В., Муравьев В.И., Прончев Г.Б. Моделирование угроз безопасности для конфиденциальной информации в социальных сетях // Математическое моделирование социальных процессов: Сб. статей / Под ред. А.П. Михайлова. – Вып. 11. – М.: МАКС Пресс, 2010, С. 45 – 58.

Лившиц И.Г. Изучение египетского языка в СССР (краткий очерк) // Палестинский сборник, 1960, Выпуск 5 (68); С. 116 – 141.

Муравьев В.И., Прончев Г.Б. Социальные сети как фактор перехода России к инновационному развитию // Социология, 2011, № 3; С. 36 – 56.

Почти все террористические группы имеют свои ресурсы в Интернете - НАК // Голос России. 28.11.2012. Режим доступа: http://rus.ruvr.ru/2012_11_28/Pochti-vse-terroristicheskie-gruppi-imejut-svoi-resursi-v-internete-NAK. (28.11.2012).

Соколова Н.Л. Популярная культура Web 2.0: к картографии современного медиаландшафта: монография / Н. Л. Соколова. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009, 204 с.

Сталин И.В. Марксизм и вопросы языкознания / Сталин И.В. Cочинения. – М.: Издательство “Писатель”, Т. 16, 1997.

Телеграфный стиль // Толковый словарь психиатрических терминов. 2013. Режим доступа: http://www.slovar.plib.ru/dictionary/d27/4000.html. (30.08.2013).

Урсул А.Д. Отражение и информация. – М.: «Мысль», 1973, 231 с.

Человек и новые информационные технологии: завтра начинается сегодня. – СПб.: Речь, 2007, 320 с.

Черняков М.В. Основы компьютерных технологий и систем / М.В. Черняков, А.С. Петрушин. – М.: Наука, 2004, 444 с.

Число пользователей интернета в мире превысило 2 миллиарда // РИА Новости. 19.01.2012. Режим доступа: http://www.ria.ru/technology/20120119/543870925.html. (30.08.2013).

Чумиков А. PR в Интернете: Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0 / Александр Чумиков, Михаил Бочаров, Мария Тишкова. – М.: Альпина Паблишерз, 2010, 134 с.