Финансово-правовые аспекты реализации ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)»

Мамцев Г.Э., младший научный сотрудник ФГНИУ «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации»

Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 – 2020 годы)» (далее по тексту – ФЦП), утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 № 718[1], была принята во исполнение положений пункта а) статьи 21 Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года[2], в котором, среди прочего, значится, что  одной из задач по совершенствованию государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации является разработка соответствующей государственной программы. Вместе с тем, в соответствии с пунктом д) статьи 20 Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года одним из приоритетных направлений государственной национальной политики Российской Федерации является обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации, в том числе обеспечение реализации такой политики соответствующими финансовыми ресурсами.

         Общий объем финансирования ФЦП в ценах соответствующих лет на сегодняшний день составляет 7789,7827 млн. рублей[3], из которых за счет средств федерального бюджета - 6316,6654 млн. рублей, а за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 1473,1173 млн. рублей.

При этом важно отметить, что ФЦП предполагает переход от ситуативной и бессистемной поддержки отдельных мероприятий в субъектах Российской Федерации, имевшей месть быть в прошлые десятилетия, к проектно-целевому финансированию проектов и комплексов мероприятий в сфере государственной национальной политики[4].

Если говорить о механизмах финансирования, то поддержка основных направлений реализации ФЦП осуществляется посредством предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и мероприятий указанных региональных целевых программ.

Для ежегодного формирования перечня региональных целевых программ и перечня мероприятий, на софинансирование которых бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субсидии, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно в срок, определяемый государственными заказчиками (Минкульт России, Минобрнауки России, Росмолодежь, ФАДН России), представляет государственным заказчикам на конкурсный отбор заявки на предоставление субсидии, включающие региональные целевые программы и перечень мероприятий, предлагаемых для софинансирования в очередном финансовом году в рамках средств ФЦП. Указанный перечень мероприятий государственные заказчики согласовывают с государственным заказчиком - координатором ФЦП.

А теперь о грустном. В этом году в силу ряда вполне понятных причин Правительство Российской Федерации сократило финансирование ФЦП на 452 млн. рублей[5] (с 8181 млн. рублей до 7729 млн. рублей). При этом на создание системы мониторинга состояния межнациональных отношений в регионах объем выделяемых финансовых ресурсов не уменьшают. А вот функционирующие в сфере реализации государственной национальной политики НКО в этом году получат бюджетные средства в последний раз (958 млн. рублей). В этой связи можно предположить, что дальнейшее финансирование НКО, занимающихся реализацией государственной национальной политики (что прямо предусмотрено Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года), будет зависеть от общей финансово-экономической ситуации в стране. Какой она будет в краткосрочной и среднесрочной перспективе сегодня с уверенностью утверждать никто не берется. Однако, учитывая приоритетное для российского государства и общества значение сохранения межэтнического мира в целях дальнейшего формирования единства российской нации, уже сегодня можно говорить о вспомогательной роли бизнес-структур в ресурсном обеспечении реализации государственной национальной политики Российской Федерации, в рамках которой усматриваются элементы социальной ответственности сообщества предпринимателей.

 

Библиография

 

1.     Постановление Правительства РФ от 13.03.2014 № 184 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)» // Собрание законодательства РФ, 24.03.2014, № 12, ст. 1283.

2.     Постановление Правительства РФ от 20.08.2013 № 718 «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 – 2020 годы)» // Собрание законодательства РФ, 02.09.2013, № 35, ст. 4509.

3.     Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 № 273 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)» // Собрание законодательства РФ, 06.04.2015, № 14, ст. 2120.

4.     Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 24.12.2012, № 52, ст. 7477.

 

[1]Собрание законодательства РФ, 02.09.2013, № 35, ст. 4509.

[2]Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 24.12.2012, № 52, ст. 7477.

[3]В редакции  Постановлений Правительства РФ от 13.03.2014 № 184, от 25.03.2015 № 273.

[4]На наш взгляд, государственная национальная политика – это, прежде всего, конкретные проекты, конкретная системная и целенаправленная работа с конкретными людьми, и, конечно же, конкретное финансирование.

[5]Что почти соответствует 10-процентному секвестированию расходов, которое Минфин России анонсировал в декабре 2014 года.