Несмотря на многочисленную критику со стороны отрасли, авторы планируют оставить самое широкое толкование: под требования в текущей версии могут попасть соцсети, видеохостинги, онлайн-кинотеатры, поисковики и маркетплейсы.
Регулирование рекомендательных сервисов обсуждается с 2021 года. Исходно депутаты обосновывали его необходимость тем, что контент, подобранный на основе рекомендательных алгоритмов в Facebook, Instagram (площадки заблокированы в России, принадлежат Meta, которая признана в стране экстремистской и запрещена), YouTube и других ресурсах, повышает риски социальных конфликтов. Против инициативы в разное время выступали владельцы соцсетей и поисковых систем, включая VK и «Яндекс», онлайн-кинотеатры, а также технологические стартапы, разрабатывающие рекомендательные алгоритмы.
«Принятие законопроекта в части интернет-торговли «отбросит рынок в прошлое», считает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. «Без рекомендательных алгоритмов интернет-магазины превратятся в каталоги, которые использовались 20 лет назад»,— сказал Артем Соколов. Потери отрасли от введения регулирования он оценил в более чем 100 млрд руб. ежегодно.
«Предлагаемое регулирование актуально независимо от наличия или отсутствия зарубежных игроков на российском рынке, потому что рекомендательными сервисами пользуются все компании действующие на рынке информационных технологий», отметил заместитель Председателя Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Борис Едидин. «Оно направлено на защиту прежде всего пользователей от злоупотреблений и будет распространяться не только на зарубежные сервисы, но и российские, в том числе и государственные системы рекомендаций»,— заявил Борис Едидин.
Подробнее: https://www.kommersant.ru/doc/5679541