9 июня в рамках расширенного заседания Комитета Государственной Думы РФ по науке и высшему образованию депутаты разных уровней, руководители высших учебных заведений страны, эксперты обсудили вопросы выхода России из Болонской системы и формирования новой национальной образовательной системы.
Участие в мероприятии приняла Заместитель Председателя Государственной Думы РФ Ирина Яровая. По её словам, существующая система образования и инвестиций в образование являются неэффективными:
«Можно сколько угодно искать политически корректные формулировки, но факт остаётся фактом. Сегодня не даётся необходимое качественное профессиональное образование, и работодатели постоянно выражают претензии на этот счёт. Мы имеем ситуацию, когда молодые люди получают диплом без перспективы трудоустройства, потому что оказываются невостребованными на рынке или не хотят работать по специальности. И самая большая проблема в том, что экономика проседает в силу того, что нет необходимых специалистов», — сказала вице-спикер парламента.
Для решения проблемы необходимо полное переформатирование образовательной системы в стране. В этом направлении уже предпринимаются конкретные действия.
«На площадке Совета Законодателей в рамках подготовки к парламентским слушаниям мы проведём работу с работодателями, широким вузовским сообществом и, конечно, со всеми регионами. Очень надеюсь, что и профильный Комитет проведёт работу, исходя из логики того, что сегодня нам нужны не долгосрочные планы намерений, а разумные изменения в законодательстве в короткий период. В ситуации, в которой сегодня оказалась Россия, особенно важно давать качественное образование, создавать возможность реальной жизненной перспективы», — заключила Ирина Яровая.
Позже в своем Телеграм-канале Глава комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев подчеркнул, что базой для совершенствования системы высшего образования должен стать здоровый и рациональный прагматизм. Сергей Кабышев отметил, что основная задача сегодня - разработать собственную национальную модель высшего образования, которая бы эффективно обеспечивала сбалансированный учет потребностей экономики в квалифицированных кадрах, "индивидуальных интересов обучающихся, связанных с процессом профессионального самоопределения, и интересов педагогического сообщества, чье профессиональное достоинство должно быть надежно обеспечено. При этом следует учитывать потребности конечного "заказчика" системы высшего образования в лице производства, науки, государства".
Как отметил Сергей Кабышев в беседе с корреспондентом ТАСС, при совершенствовании системы высшего образования необходимо придерживаться принципа "не навреди". В частности, сегодня в РФ ограничено количество специальностей, по которым предусмотрена подготовка на основе специалитета. По словам парламентария, это "стесняет университетскую автономию и сужает возможности для учета специфических отраслевых и региональных условий и потребностей, связанных с освоением конкретных специальностей". "При этом, хотя в каких-то случаях может быть резонным полный отказ от двухуровневого принципа, более предпочтительными, вероятно, являются гибкие решения, которые могут предполагать, в частности, те или иные формы обеспечения профильной взаимосвязи между ступенями высшего образования", - сказал Сергей Кабышев.
В работе заседания в качестве эксперта принял участие Председатель Комиссии МО АЮР по высшему юридическому образованию Илья Михайлович Сокольщик.
Подробнее о Комиссии по высшему образованию
Подробнее: https://t.me/SKabyshev
http://crimea.gov.ru/DDoS01/4a791986/news/2022_06_09_6
https://n.tass.ru/obschestvo/14874815?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D