На заседании Комиссии Московского отделения АЮР юристы разъяснили, какие действия могут быть признаны незаконными при участии россиян в деятельности иностранных НКО

29 августа состоялось заседание Комиссии Московского отделения Ассоциации юристов России по правовому обеспечению цифровой экономики. Мероприятие было организовано совместно с кафедрой правовой информатики юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

Эксперты обсудили вопросы, возникающие при правоприменении новой редакции закона «О некоммерческих организациях», а также Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ. В дискуссии приняли участие представители Госдумы РФ, Минцифры России, профильных ассоциаций таких, как АПКИТ, РУССОФТ, АНО «Открытый код», АРПП «Отечественный софт», научного и юридического сообщества, включая представителей МГУ имени М.В.Ломоносова и НИУ ВШЭ, российских IT-компаний, задействованных в реализации международных проектов в сфере открытого и свободного программного обеспечения, в том числе VK, Яндекс, Postgres Professional, Astra Linux, Angie, Мой офис, 1С, и другие.

В конце июля Госдума РФ приняла поправки в закон ФЗ «О некоммерческих организациях», а в начале августа в КоАП РФ и УК РФ. Новая редакция закона разрешает россиянам участвовать в деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации только со дня регистрации ее структурного подразделения в России или включения сведений в соответствующий реестр сведений о филиале или представительстве иностранной НКО. Если граждане и компании участвуют в деятельности иностранной НКО без структурного подразделения на территории РФ или сведения о филиале или представительстве которой не включены в соответствующий реестр, то они могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. Однако законодательство не определяет, что понимается под «участием в деятельности».

Модератором заседания выступил Председатель Комиссии Александр Журавлев, отметивший: «Неясность определения «участие в деятельности» может привести к тому, что любые действия росиян, находящихся в России, могут быть признаны незаконными и влекущими ответственность, если они помогают иностранным некоммерческим организациям разрабатывать open source проекты, поддерживаемые такими организациями,  или предоставляют им свои разработки. Российские организации уже сейчас платят взносы международным организациям, не имеющим структурных подразделений на территории РФ, которые занимаются развитием  IT-отрасли, инфраструктуры интернета, open source решений и международных стандартов по радиоэлектронике и электротехнике».  

По его словам, российские разработчики также могут получать финансовую поддержку от Linux Foundation, вносить взносы в RIPE NCC, или осуществлять контрибуцию собственных разработок в проекты, поддерживаемые иностранными фондами, не имеющими подразделений на территории РФ и не внесенными в Реестр, — The PostgreSQL Foundation, The Document Foundation и т.д.

«Все это приводит к правовым рискам для российских граждан и компаний, которые работают с иностранными некоммерческими организациями, не имеющими представительства в РФ», — объяснил Александр Журавлев. Для минимизации таких рисков необходимо предусмотреть исключения: какие виды участия в деятельности иностранных НКО без подразделений на территории РФ будут признаваться разрешенными  и допустимыми и участие в каких НКО, не имеющих подразделений в России, может быть признано допустимым. 

Председатель Московского отделения АЮР, и.о. заведующего кафедрой правовой информатики Юридического факультета МГУ Виктор Вайпан обратил внимание, что согласно новой редакции статьи 30.1. ФЗ «Об НКО» физическим и юридическим лицам фактически запрещено участие в деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации, отделение которой не зарегистрировано на территории РФ и не внесено в Реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о филиале или представительстве иностранной НКО. А в законодательстве РФ теперь предусмотрена ответственность за участие в деятельности иностранной НКО без подразделения – административная и уголовная. Это может затронуть широкий круг российских преподавателей, ученых, врачей, журналистов, которые являются участниками множества международных неправительственных организаций, у которых нет структурных подразделений на территории РФ или сведения о которых не внесены в Реестр.

«Например, сотрудничество многих вузов с иностранными организациями в сфере образования и науки основано на различных межвузовских и факультетских соглашениях, меморандумах, протоколах и т.п. Преподаватели, ученые делают доклады в иностранных НКО, представляют свои научные статьи, взаимодействуют с ними. Часть таких иностранных партнеров может оказаться иностранным НКО без подразделения на территории РФ. Так, юрфак МГУ в 2017 году стал академическим членом Международной ассоциации юристов (IBA). IBA оказывает влияние на развитие права и формирует будущее юридической профессии по всему миру. Насколько мне известно у IBA нет структурного подразделения на территории РФ. Как быть? Ведь, что понимается под участием в деятельности иностранной НКО без подразделения – законом не расшифровывается. Может ли признаваться публикация российского ученого, находящегося на территории РФ, на сайте какого-либо иностранного НКО без подразделения, как участие в его деятельности? Может ли признаваться проведение совместных мероприятий с учеными из иностранных НКО без подразделений – участием в деятельности таких иностранных НКО?» - сказал Виктор Вайпан.

По итогам заседания комиссия подготовит поправки для поддержки  отечественной  IT-индустрии в закон «О некоммерческих организациях», КоАП РФ и УК РФ. Поправки будут направлены на рассмотрение в Государственную Думу РФ и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России.

Комментарии некоторых участников заседания:

Валентин Макаров — президент НП РУССОФТ: «Запрет участия в зарубежных НКО нанесет прямой ущерб участию российских IT-компаний в международных организациях, где они формируют сотрудничество, участвуют в приобретении новых компетенций и защищают свои права и экономические интересы. Кроме того, в период разделения мира на дружественный и недружественный, Россия должна сама инициировать НКО в дружественных странах и быть там лидером, чтобы продвигать свои стратегические интересы. Примеры: 1) участие АПКИТ во Всемирном Альянсе IT-Ассоциаций (WITSA) будет нарушением этого закона, несмотря на то, что участие в работе международной Ассоциации позволяет снижать изоляцию России и  развивать  взаимодействие с IT-ассоциациями дружественных стран. 2) участие РУССОФТ в Ассоциации сотрудничества России и Индии RISING (Russian-Indian Special Interest Group) также будет квалифицироваться как нарушение этого закона, хотя  позволяет организовать канал продвижения российских IT-компаний в Индии».

Алексей Смирнов — председатель совета директоров ООО Базальт СПО: «В текущей формулировке закон может ограничивать научно-техническое сотрудничество, которое осуществляется через международные неправительственные организации, что особенно неприятно сейчас, когда недружественные страны со своей стороны ограничивают такое сотрудничество по линии правительственных организаций. Важно, чтобы появился четкий критерий, позволяющий различать сотрудничество российских лиц, ведущих деятельность в России, с международными организациями от участия российских лиц в деятельности международных организаций в России. Для нас как для разработчиков ПО важно, чтобы не пострадала отечественная разработка свободного ПО, по своей природе тесно связанная с участием в международных проектах разработки СПО».

Заур Абасмирзоев — генеральный директор компании-разработчика российского веб-сервера Angie: «Новые изменения в ФЗ «Об НКО» и КоАП, УК РФ могут повлиять на рынок развития open source решений в России, и привести к запрету коммитов в проекты, принадлежащие иностранным юридическим лицам, а также к запрету использования кода из репозиториев других стран. Второй аспект создает риски для нас, как для российского разработчика open source-продукта, который интегрирует в код Angie наработки веб-сервера nginx. С нашей точки зрения важно выработать с участием сообщества, исполнительной и законодательной властей правила игры на рынке open source-продуктов в России, чтобы гарантировать рынок от подобных законодательных новшеств».

Николай Комлев — исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ): «IT-отрасль обеспокоена изменениями в ФЗ "Об НКО" и КоАП, несущими угрозу всем, кто взаимодействует с иностранными НКО. И дело тут не только и не столько в разработчиках, использующих свободное программное обеспечение. Поправки закрывают доступ нашей индустрии к передовым мировым стандартам, регламентам, технологиям, к возможности на равных участвовать в их формировании, применять эти технологии для развития отечественной промышленности и науки. Наша ассоциация АПКИТ представляет Россию во всемирном объединении IT-ассоциаций всех ведущих стран – WITSA. Это объединение вообще вне политики. Мы ни разу не встретили там упрека в наш адрес. И что теперь делать – самовольно исключать себя из мировой повестки, отгораживаться даже от БРИКС или готовиться к штрафам и уголовному преследованию?».

Ренат Лашин — исполнительный директор АРПП «Отечественный софт»: «Внесение изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» вызвало большую обеспокоенность среди российских организаций, в том числе, занимающихся разработкой программного обеспечения. Нюанс заключается в том, что почти все отечественные операционные системы, такие как Альт Линукс, Astra Linux, Ред ОС, Rosa Linux, созданы с использованием ядра Linux. Кроме того, большинство крупных автоматизированных информационных систем корпоративного уровня, в том числе в госсекторе, функционируют под управлением Linux-подобных операционных систем. При этом в законопроекте отсутствует определение такого понятия, как «участие в деятельности иностранных некоммерческих неправительственных организаций». Это создает для ИТ-компаний существенные риски, так как типовые действия физических и юридических лиц, связанные с развитием, поддержкой и использованием программных проектов, в том числе международных (обращение к репозиториям и загрузка материалов, комментирование кода, предложение исправлений (патчей) и т.д.), могут быть рассмотрены как участие в деятельности запрещенных НКО».

Надежда Кострюкова  — и.о. директора АНО «Открытый код»: «В первую очередь, хотелось бы поблагодарить АЮР за предоставленную площадку и возможность для широкого круга заинтересованных лиц высказать свою обеспокоенность принятыми поправками. От лица АНО "Открытый код" хотелось бы подчеркнуть актуальность и остроту проблемы как для крупных ИТ компаний, так и для индивидуальных разработчиков. В основе феномена ОСПО лежит желание и возможность участников движения беспрепятственно взаимодействовать друг с другом, обогащая творчество друг друга, поэтому для обеспечения развития отрасли ИТ в России и ее интегрированности в мировые тренды важно преодолеть возникшие неточности как можно скорее».

Евгения Дмитриева, директор по стратегическим коммуникациям российского разработчика НТЦ ИТ «РОСА» выразила обеспокоенность принятия законопроектов без их обсуждения с профессиональным сообществом, высказала идею о необходимости участия профильных ассоциаций и сообществ разработчиков в процессе подготовки и рассмотрения законодательных изменений, связанных с открытым/свободным программным обеспечением. Касаясь упрощенной регистрации филиалов и представительств для иностранных компаний, она предложила рассмотреть возможность такого подхода с определенными критериями. Она подчеркнула важность участия в деятельности, соответствующей интересам Российской Федерации, в областях науки, культуры и социальной сфере, разработки свободного ПО.

Также было отмечена важность определения целей сотрудничества граждан РФ с «иностранными НКО» без подразделений в РФ, которые могут стать основанием для административного или уголовного преследования. Согласно озвученной позиции, необходимо ввести такие признаки как потенциальный вред Российской Федерации и общественная опасность сотрудничества.