Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ к 15 декабря сформирует перечень российских программ для предустановки на гаджеты, продающиеся в России

Устанавливать потребуется 16 видов программ, включая онлайн-кинотеатры, соцсети и сервисы для госпроекта «Доступный интернет». Требования обязательны для смартфонов, планшетов, компьютеров и Smart TV, произведенных после 1 января 2021 года. Эксперты уже предрекают дефицит устройств из-за неготовности вендоров.

Правительство приняло постановление о предустановке отечественных приложений на смартфоны, планшеты, компьютеры и Smart TV, указано на сайте раскрытия правовой информации. Минцифры должно до 15 декабря составить рейтинг программ для предустановки на основании заявок от правообладателей, поступивших до 1 декабря.

  • Рейтинг формируется на основании количества пользователей программы для каждого типа гаджета за прошедший год — их должно быть не менее 500 тыс.
  • В перечень включается одна программа по каждому из 16 классов софта, за исключением соцсетей и аудиовизуальных сервисов.
  • По этим двум категориям возможно включение до двух и десяти программ соответственно — их выберет президиум правкомиссии.

Среди других классов ПО, которое необходимо будет устанавливать вендорам,— браузер, поисковик, картографический и навигационный сервис, программы «облачных хранилищ», электронная почта, мессенджер, голосовой помощник, новостной агрегатор, программы для «онлайн-трансляций контента, размещенного пользователями», платежная система «Мир», приложение госуслуг, офисное ПО, антивирусы и сервисы для доступа к социально значимым сайтам по программе «Доступный интернет», список которых утвержден Минцифры. Отбор программ для подключения к «Доступному интернету» также определит правкомиссия.

Важно, что право на предустанавливаемое ПО должно принадлежать российскому юрлицу, как и более 50% в компании-разработчике, указывает глава комиссии московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев. «Это означает, что к рейтингу могут допускаться в том числе продукты иностранных компаний, имеющих представительство в России и менее 50% иностранного участия»,— полагает он. Требование о минимум 500 тыс. пользователей заградительно для небольших компаний, но, уточняет эксперт, если приложение не набирает такую аудиторию в России, можно учитывать показатели в ЕАЭС или СНГ.

Подробнее: https://www.kommersant.ru/doc/4584018