Инициатива призвана обеспечить занятость осужденных и помочь в их ресоциализации
Согласно инициативе сенатора Андрея Кутепова, 73-ю статью Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) России предлагается дополнить второй частью. Она касается тех заключенных, у которых в субъектах, где они живут или были осуждены, нет условий для устройства на оплачиваемую работу.
«По решению федерального органа уголовно-исполнительной системы (УИС) осужденный может быть направлен в исправительное учреждение, расположенное на территории другого, наиболее близко расположенного субъекта России, в котором имеются условия для его трудоустройства», — говорится в документе.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что общественно полезный труд осужденных — это одновременно и средство исправления, и обязанность — одна из составляющих процесса отбытия наказания. Поэтому осужденных привлекают к труду не по их желанию, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства.
При этом сейчас в некоторых исправительных учреждениях территориальных органов ФСИН России есть свободное производственное оборудование, но не хватает осужденных для работы на нем. В других субъектах, напротив, есть большие трудовые ресурсы среди осужденных, но возможности трудоустройства на 100% нет, хотя она предусмотрена ст. 103 («Привлечение к труду осужденных к лишению свободы») УИК России.
К субъектам РФ, где есть оборудование, но не хватает работников среди осужденных, относятся Республика Карелия, Коми, Мордовия, Удмуртская и Чувашская республики, Красноярский край, Архангельская, Белгородская, Кировская, Костромская, Курская, Московская, Орловская, Пензенская области.
Субъекты РФ, где нет возможности трудоустройства на 100%, но много потенциальных работников среди осужденных: республики Башкортостан и Татарстан, Алтайский, Приморский, Ставропольский края, Амурская, Волгоградская, Нижегородская, Новосибирская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тамбовская, Тульская, Тюменская, Челябинская, Кемеровская области.
Как отмечает член Экспертного совета Госдумы по законотворчеству, член Московского отделения Ассоциации юристов России Александр Митрюк, сегодня в российских колониях наиболее развито швейное производство (32% от общего объема), деревообработка (17%) и металлообработка (12%), строительство, производство обуви, медицинских костюмов, продуктов питания и многого другого. При этом из заработной платы каждого осужденного удерживается в доход государства 5–20% — в зависимости от решения суда.
«Сбыт продукции происходит по договорам с различными оптовыми и розничными продавцами: например, рабочую одежду оптом закупают многие строительные организации», — объясняет адвокат и доцент Финансового университета при правительстве России Виталий Пичугин. По его словам, чем больше заключенные заняты делом, тем меньше у них времени и желания быть включенными в криминальную среду. Наконец, не стоит забывать и о том, что труд способствует условно-досрочному освобождению (УДО).
По словам адвоката и члена Адвокатской палаты Московской области Сергея Агапова, принимая и реализуя инициативу по «переселению» важно соблюсти баланс: с одной стороны, необходимо учесть интересы самих осужденных и их близких — возможность поддерживать связь и личные контакты без значительных временных и материальных затрат. С другой стороны, должны быть учтены интересы пострадавших от преступлений и государства: речь идет о возможности взыскивать средства для удовлетворения гражданских исков, штрафов и так далее.
Между тем в перспективе ФСИН намерена уделить много внимания вопросам трудоустройства осужденных. Александр Митрюк поясняет, что в ближайшие годы специальные исправительные центры (ИЦ) для приговоренных к принудительным работам появятся во всех 89 субъектах страны. Осужденных, которые живут в этих центрах, привлекают к работе на стройках, в сельском хозяйстве и на промышленных предприятиях. «Если сейчас в принудительных работах задействовано около 18 тыс. человек, то за несколько лет число мест в ИЦ доведут до 110 тыс. При этом, согласно концепции развития УИС РФ до 2030 года, уже к 2024 году доля работающих лиц на производственных объектах УИС среди тех, кто подлежит привлечению к труду, должна увеличиться до 55%, а к 2030 году — до 85%», — заключает Александр.