Председатель Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев делится мнением о том, как заставить соцсети модерировать контент

Мир пришел к необходимости прозрачного саморегулирования соцсетей.

«Практически все государства на сегодняшний день озаботились вопросом регулирования платформ, на которых размещается пользовательский контент. Об этом свидетельствуют и последняя реформа, которая была проведена во Франции, и другие законодательные акты Евросоюза, которые были приняты начиная с 2017 года», — говорит председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики МО Ассоциации юристов России (АЮР) Александр Журавлев.

Власти самых разных государств по всему миру пришли к выводу – полагаться только на благоразумие и чистые намерения администраций социальных сетей нельзя. Необходимо установить границы, которые будут соблюдать и интернет-площадки, и пользователи, и только таким образом в естественном хаосе Всемирной паутины удастся поддерживать какой-то порядок.

«Задача состоит в том, чтобы написать унифицированные правила, которые бы позволяли пользователю и площадке взаимодействовать таким образом, чтобы ничьи права не были нарушены. Кроме того, эти правила должны создавать препятствия для распространения fake news, deep fake, а также иных заведомо недостоверных сведений и информации. При унификации соответствующих правил площадки должны будут использовать более точные алгоритмы, чтобы не допускать таких вещей, как произошло у Facebook в истории со Знаменем Победы. А пользователи будут иметь понятные правила игры, которые будут соблюдать», — рассказывает Александр Журавлев.

Опять же, если одна из сторон посчитает, что ее права нарушены, — например, если пользователь посчитает, что площадка злоупотребляет своими правами и не придерживается соответствующих норм, то он всегда будет вправе обратиться к регулятору (Роскомнадзору) либо в суд с требованием о защите своих прав.

До этого момента практически все судебные процессы, которые инициировали пользователи, связанные с блокировкой аккаунта или необоснованной блокировкой контента, в основном разрешались в пользу соцсетей — за счет тех правил, которые писали социальные сети, поясняет Журавлев. Если говорить о юридическом механизме, то, когда вы соглашаетесь стать пользователем площадки, вы принимаете ее правила (оферту). Дальше вы должны соблюдать те правила, которые установила площадка.

Есть и другая сторона вопроса – например, связанная с не всегда достоверными отзывами о товарах, услугах или работах, размещенных на торгующих ими интернет-площадках. Если потребитель купил товар, ориентируясь на отзыв о его характеристиках, а они оказались фейковыми, то потребителя ввели в заблуждение. «Если говорить про судебную защиту таких пользователей, то она существенно осложнена, потому что площадки во многом пишут правила, удобные для них. Плюс площадки, как правило, не раскрывают информацию о других пользователях, чтобы можно было достоверно убедиться в их реальности. При унифицированных правилах, защита прав потребителя была бы облегчена», — поясняет Александр Журавлев.

По словам эксперта, необходимо реформирование законодательства в части принятия модели по саморегулированию. Принцип модели прост и понятен – государство, посоветовавшись с отраслью, издает определенный набор общих правил, которых должны придерживаться все площадки и пользователи. После этого принимается соответствующее законодательство, пользователи и площадки знакомятся с ним, и работают уже по новым правилам.

«Если вдруг пользователь или площадка нарушают эти правила, то на первой стадии они самостоятельно урегулируют между собой вопросы, связанные с контентом, а на второй стадии, если одна из сторон не удовлетворена, то эта сторона может обратиться в суд либо пойти к регулятору за защитой своих прав. Если регулятор или суд устанавливают факт нарушения этих правил, то в этом случае пользователь или площадка могут быть привлечены к административной ответственности. Но, опять же, при первом правонарушении мы рекомендовали ограничиваться предупреждением. Здесь конечно все будет зависеть от обстоятельств, при которых был распространен неправомерный контент, а также его последствий», — отмечает Журавлев.

Подробнее: https://m.gazeta.ru/tech/2020/05/29_a_13100917.shtml