В рамах Форума Ярослав Авилов выступил на сессии «Что такое ESG, почему это актуально и для кого». Доклад Ярослава Авилова был посвящен теме «ESG-регулирование в странах БРИКС в новой геополитической реальности».
Во время доклада были высказаны и обоснованы следующие суждения:
1) ESG остается приоритетной повесткой, несмотря на геополитические потрясения
Многие компании и государственные органы всех стран БРИКС остаются привержены достижению ЦУР ООН и реализации ESG-трансформации экономики, несмотря на произошедшие в этом году геополитические потрясения. В этой связи, в данный момент Комиссией по правовым аспектам устойчивого развития и ESG-трансформации готовится экспертный доклад о регулировании ESG-повестки и достижении ЦУР в рамках стран БРИКС, охватывающий все государства объединения, а также в процессе подготовки так называемый глоссарий суверенных ESG-стандартов.
2) БРИКС+ - отличная международная площадка для донесения нашего видения того, как реализовывать ESG политику и как достигать ЦУР ООН
Мы считаем, что сейчас происходит перелом в плане подходов к международному правовому регулированию самых разных сфер общественных отношений. На базе площадки БРИКС+ мы можем предлагать наше видение реализации ESG-трансформации, а партнеры могут поддержать его и не идти сугубо в том ключе, который был разработан западными биржами, западными банками. Юридические методы здесь скорее просто инструментарий, но именно они позволяют нам создавать стимулы и прогнозировать то, в каком направлении пойдет деятельность государства и компаний в этой области.
3) В России и ЮАР разные подходы к регулированию климатической политики
В России в последние два года было принято достаточно много нормативных актов в области решения климатических проблем - во исполнение тех обязательств, которые Российская Федерация взяла на себя в рамках Парижского соглашения по климату.
В Южно-Африканской республике процесс по разработке нормативных актов для реализации климатических целей тоже идет довольно активно. Но если в России была принята мягкая модель климатического регулирования, без каких-либо крупных штрафов, издержек, налогов для компаний, то в ЮАР пошли другим путем: через создание негативных правовых стимулов и введение углеродных налогов и сборов для бизнеса. В частности, сейчас в парламенте Южно-Африканской Республики обсуждается закон о введении так называемых углеродных бюджетов для каждой компании.
4) Регуляторная политика государства должна быть мягкой
В нашем докладе мы планируем сформулировать рекомендации о том, что нужно смещать акцент с сугубо климатического аспекта в ESG-политике на работу компаний и государства по более ответственной экологической политике во всех направлениях. Немало внимания надо уделять и социальному аспекту, и также активнее разрабатывать регуляторные стандарты в этой сфере.
На наш взгляд, следует более гибко подходить к выработке нормативных актов и в целом регуляторной базы по ЦУР и ESG, и на площадке БРИКС+ нужно создавать и предлагать стандарты, которые будут отвечать реальным потребностям экономики, которые не находят своего отражения в этих трех буквах в настоящее время. Мы не должны все сводить к углеродному налогу, к углеродному следу. Экология — это гораздо более широкое понятие. Здесь очень много проблем и мы можем многое сделать в плане создания стимулов для более ответственной экологической политики бизнеса без введения новых фискальных издержек.