Новые субъекты медиарынка - аудиовизуальные сервисы (онлайн-кинотеатры, видеосервисы, ОТТ-сервисы, видеоплатформы, VOD-сервисы и др.) в России динамично развиваются. Согласно исследованию TelecomDaily по итогам 2020 года российский рынок онлайн-видео вырастет на 30-35% и достигнет 37 млрд руб. по сравнению с прошлым годом. Максимальный рост выручки за 2019 год показали онлайн-кинотеатр Start (242%), Okko (97,7%), «Премьер» (86,7%) и ivi (55%).
Но вместе с развитием рынка существующие регуляторные механизмы фактически не работают и не отвечают интересам российских интернет-площадок, операторов связи, телеканалов, и производителей контента. Несмотря на то, что законодательство об аудиовизуальных сервисах действует более 3-х лет, в специальный реестр аудиовизуальных сервисов так и не включен ни один сервис. Реальный контроль за деятельностью зарубежных сервисов не осуществляется.
Для модернизации законодательства, регулирующего рынок аудиовизуальных сервисов, Комиссия по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России разработала предложения и направила их на рассмотрение в Правительство РФ, Государственную Думу, Совет Федерации, Роскомнадзор, Минкомсвязь и ФНС России. В подготовке предложений приняли участие профильные ассоциации, крупные российские компании – поставщики аудиовизуального контента: Ассоциация «Интернет-видео», IVI.RU, Яндекс, Кинопоиск, Мегафон, МТС, Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), Институт развития интернета (ИРИ), представители науки и другие участники.
По словам председателя Комиссии Александра Журавлева, важно внедрить в российское законодательство работающую модель, которая позволит обеспечить равноприменимость требований закона ко всем участникам рынка, а также создаст комфортную правовую среду.
“На сегодняшний день действующая система регулирования фактически не работает, так как существуют проблемы с системой и порядком подсчета пользователей для включения в реестр АВС, также с учетом развития технологий многие компаниди сейчас являются АВС, но формально они под закон не подпадают. Кроме того, необходима систематизация законодательства о средствах массовой информации, информации, информационных технологиях, защите информации, о связи, об интеллектуальной собственности, о рекламе”.
“Следует внедрить правила работы компаний-нерезидентов, оказывающих услуги в России: разрешить иностранным интернет площадкам действовать в стране при наличии представительства или совместной с российским партнером организации, открытие которых будет проходить по согласованию с Правительственной комиссией”, - подчеркивает Журавлев.
Заместитель генерального директора по правовым вопросам Института развития интернета (ИРИ) Борис Едидин рекомендует использовать уже реализованный в Европе опыт легализации деятельности зарубежных компаний.
“К обязательному требованию о наличии представительства на территории России необходимо добавить норму о постановке его на учет в российских налоговых органах или совершении платежей через платежных агентов, находящихся в пределах страны. Для реализации такого инструмента необходима слаженная работа Центрального Банка, ФНС и Роскомнадзора”, - подчеркивает эксперт.
При этом, Комиссия полагает, что представительства может быть реализована по новой и комфортной модели личного кабинета в информационной системе. Такая практика уже существует в Канаде и ЕС.
Генеральный директор Ассоциации “Интернет-видео” Алексей Бырдин позитивно оценивает предложения Комиссии, добавляя, что в ходе оптимизации регулирования аудиовизуальных сервисов необходимо решить следующие задачи:
“Требования российского законодательства в области аудиовизуальных сервисов должны исполняться всеми видеосервисами, в том числе зарубежными, которые превышают порог по количеству пользователей или объему выручки в России. При этом требования к распространяемой информации нужно пересмотреть, убрав неточности и избыточные нормы. И, конечно, развитие российских игроков этого рынка необходимо всячески стимулировать”, - отмечает Бырдин.
Для развития российского рынка АВС, производства и распространения отечественного аудиовизуального контента эксперты рекомендуют усовершенствовать механизмы налогового контроля за деятельностью иностранных компаний и параллельно расширять меры налогового стимулирования российских игроков.
По словам Бориса Едиина, сейчас российские компании уплачивают значительно больше налогов по сравнению с иностранными поставщиками аудиовизуального контента, несмотря на действующий с 01 января 2017 года закон «о налоге на Google».
“Неравные условия налогообложения, за счет которых зарубежные компании получают преимущества по отношению к отечественным, очевидны. Такое неравенство нередко заставляет российские компании регистрироваться за рубежом, то есть фактически менять российскую юрисдикцию на иностранную”, - говорит Едидин.
В части налогового законодательства Комиссия предлагает рассмотреть возможность установления стимулирующих мер для российских аудиовизуальных сервисов и введения в заявительном порядке перехода на льготный режим налогообложения (по аналогии с льготами для российских IT-компаний, объявленных президентом России в рамках “налогового маневра”), если доля российских пользователей в аудитории АВС превышает 50% или если доля российского контента превышает 75%. Также предлагается рассмотреть введение кода ОКВЭД, соответствующего деятельности аудиовизуальных сервисов.
Более того, по мнению Александра Журавлева, в рамках налогового маневра в IT-отрасли необходимо расширить категорию субъектов, которые могут претендовать на льготный режим, с производителей программного обеспечения на владельцев АВС и иных подобных субъектов которые фактически осуществляют свою деятельность через цифровые сервисы.
“Мировая практика «цифрового налогообложения» не разделяет цифровые компании на более мелкие категории, поскольку всем им присущи одни и те же признаки: в первую очередь, разрыв места создания стоимости и место реализации их услуг”, - подчеркивает эксперт.
Комиссия также считает, важным ввести в КоАП РФ новые составы правонарушений для иностранных компаний, поскольку крупные зарубежные сервисы, реализующие свои услуги в России, не всегда исполняют требования российского законодательства.
Такая необходимость обусловлена конкретными примерами: Facebook и Twitter до настоящего времени не исполняют судебные акты по штрафам за не локализацию персональных данных. Именно поэтому новым нормам законодательства должны сопутствовать и эффективные рычаги принуждения компаний-нерезидентов к их исполнению. Органы исполнительной власти должны иметь в своем распоряжении соответствующий набор процедур, обеспечивающих исполнение административных требований и судебных актов. Рациональным выбором мер против компаний, не подчиняющихся законным требованиям органов исполнительной власти или вступивших в силу решений судов, будет препятствие оказания их цифровых услуг на территории РФ. Поскольку оказание цифровых услуг осуществляется посредством сетей связи, действенной мерой может стать ограничение доступа или управление трафиком в целях ухудшения качества услуги (за счет снижения пропускной способности сетевого соединения). Данный подход теоретически допустим и не является нарушением принципа сетевой нейтральности. Однако, его эффективность, точность и целесообразность применения требует отдельной оценки и предварительных тестов на предмет возникновения технических угроз добросовестным участникам рынка.
Важно отметить, что многие представленные предложения Комиссии могут быть по аналогии применены к другим IT-компаниям и цифровым сервисам, действующим в России.
Ознакомиться с заключением Комиссии Вы можете по ссылке: https://alrf.msk.ru/zaklyuchenie_komissii_po_pravovomu_obespecheniyu_cifrovoy_ekonom_9