Участие институтов гражданского общества в обеспечении безопасности дорожного движения. Исторический аспект

Колесников Д.В.

Выполнение государством взятых на себя обязательств в его правоотношениях с институтами гражданского общества в России, а также расширение сфер влияния политических партий, общественных организаций и объединений, выступающих за соблюдение прав человека, обусловило особое внимание к проблемам обеспечения безопасности дорожного движения, чему способствовали, в первую очередь, понимание и поддержка всего гражданского общества.

При этом важность участия институтов гражданского общества в обеспечении безопасности дорожного движения не вызывает сомнения. Так, в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года[1], обращено внимание на возрастающую актуальность проблемы безопасности дорожного движения, «за которой - жизни и здоровье десятков тысяч людей». При этом Президентом России также были обозначены стратегические приоритеты в решении проблемы безопасности на дорогах, ориентированные на эффективное «использование возможностей и государства, и институтов гражданского общества»[2].

Учитывая важность рассматриваемой проблемы, представляется необходимым проследить исторический опыт участия институтов гражданского общества в обеспечении безопасности дорожного движения.

В 1903 г. было создано Российское автомобильное общество (РАО), ключевой задачей которого было развитие автомобильного транспорта и спорта, а также их популяризация, при этом одними из направлений работы этой общественной организации стали международная работа, организация добровольной автомобильной дружины и спасение раненых в ходе военных действий[3].

Еще одним примером является, созданное в 1927 г. с целью содействия развитию автомобильного транспорта и дорожного строительства, добровольное общество «Автодор», ставшее впоследствии одним из самых массовым, и охватывающее в своей работе вопросы развития автомобильного транспорта, дорожного строительства, подготовки кадров.

Наряду с этим, с 1928 г. начинает издаваться журнал «За рулем» - печатный орган общества «Автодор», на страницах которого публиковались различные материалы, посвященные работе и достижениям различных автотранспортных предприятий, новости дорожного строительства, информация о новых технических решениях и научных разработках в области автомобильного транспорта.

Стоит подчеркнуть, что территориальные отделения общества «Автодор» проводили широкую агитационно-массовую работу, целью которой были популяризация автомобильного транспорта, обучение навыкам вождения и обслуживания автомобилей, пропаганда изучения правил уличного движения. Другой формой работы общества «Автодор» было проведение всевозможных выставок в различных регионах СССР, целью которых было просвещение населения и пропаганда безопасности дорожного движения.

В 30-е годы XX в. деятельность общества «Автодор» существенно расширилась, в том числе, были налажены тесные контакты с армией, следствием чего стала систематическая работа по обучению допризывников и военнообязанных.

Несмотря на то, что в 1935 г. ЦИК СССР «Автодор» был ликвидирован, стоит отметить, что в условиях социально-экономического развития нашей

страны в 20-е - 30-е годы XX в. Общество проделало огромную работу по целому ряду направлений в области развития автомобильно-дорожного комплекса нашей страны, таким как, агитационно-массовая работа, образовательная деятельность, развитие научной и конструкторской мысли, а также повышение безопасности дорожного движения.

Обзор общественной деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения во второй половине XX в. показывает, что взаимодействие представителей общественности с государственными учреждениями и правоохранительными органами, в частности, Госавтоинспекцией МВД СССР, происходило в основном путем совместной работы инспекторов Госавтоинспекции МВД СССР и общественных инспекторов из числа наиболее опытных представителей автотранспортных предприятий.

Наиболее массовыми общественными объединениями в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, которые действовали наряду с государственными, были специализированные добровольные народные дружины по обеспечению безопасности дорожного движения. Правовыми основами их деятельности является Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1974 г. «Об основных обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка»[4], а также Примерное положение о добровольных народных дружинах по охране общественного порядка[5], в соответствии с которыми основными задачами добровольных народных дружин являлись охрана прав и законных интересов граждан, охрана общественного порядка, а также предупреждение и пресечение правонарушений. Кроме того, дружины осуществляли свою деятельность путем патрулирования и выставления постов, проведения индивидуальной и воспитательной работы.

В соответствии с Инструкцией об организации работы ОВД по обеспечению взаимодействия с добровольными народными дружинами по охране общественного порядка[6] подразделения Госавтоинспекции при выполнении возложенных на них задач осуществляли взаимодействие с добровольными народными дружинами, члены которой при исполнении своих обязанностей выполняли вспомогательные функции по обеспечению безопасности дорожного движения, например такие, как осуществление пропаганды безопасности движения, проведение совместных профилактических мероприятий, охрана места дорожно-транспортного происшествия и оказание посильной помощи пострадавшим – при выезде на место дорожно-транспортных происшествий совместно с сотрудниками ГАИ.

Заслуживает внимания и организация в 1974 г. общественных постов ГАИ.

Весте с тем, высокоэффективной формой работы общественных формирований зарекомендовала себя такая форма, как внештатные подразделения дорожно-патрульной службы, которые формировались из владельцев собственных автомобилей и мотоциклов, более того, в тех регионах, где такие подразделения были созданы, наблюдалась устойчивая тенденция к снижению количества дорожно-транспортных происшествий.

Вместе с тем, несмотря на то, что добровольные общества автомотолюбителей не являлись общественными организациями, специально созданными для обеспечения безопасности дорожного движения, тем не менее, борьба с аварийностью на дорогах была одной из основных задач в их деятельности.

В 1973 г. в РСФСР было создано Всероссийское добровольное общество автомотолюбителей (ВДОА)[7], основными задачами которого являлось: проведение силами и средствами Общества профилактических и организационно-массовых мероприятий, направленных на предупреждение ДТП; распространение передового и отечественного и зарубежного опыта в области безопасности дорожного движения; популяризация технических и юридических знаний в области безопасности движения; первоначальная подготовка водителей-автомотолюбителей и систематическое повышение их квалификации; проведение систематической воспитательной работы с владельцами транспортных средств.

Таким образом, можно сказать, что подобные успешные формы коллективного взаимодействия государства и общества зачастую приводили к снижению уровня аварийности, в том числе, путем проведения систематической воспитательной работы с автовладельцами.

Весьма важным направлением работы является движение юных инспекторов ГАИ, которое получило свое распространение в 70-е годы XX в. Решение о создании таких отрядов было принято в 1973 г. Секретариатом ЦК ВЛКСМ, коллегией МВД СССР и коллегией Министерства просвещения СССР, которыми было утверждено Положение об отрядах юных инспекторов движения (ЮИД)[8]. Главной задачей подобных отрядов являлось активное участие в пропаганде Правил дорожного движения среди детей и подростков, а также предупреждение нарушения ими этих Правил. К конкретным формам работы юных инспекторов движения относились: организация изучения школьниками Правил дорожного движения; оборудование кабинетов и уголков безопасности движения, стендов, другой наглядной агитации; обеспечение безопасности движения детей в районе школы и местах проведения массовых мероприятий, что, несомненно, являлось эффективным средством привития навыков правильного поведения на улице и на дороге, а также предупреждения дорожно-транспортного травматизма.

К сожалению, к концу 80-х годов в СССР в условиях перестройки и в ходе масштабных социально-экономических образований, общественные движения в сфере обеспечения безопасности на дорогах существенно сократили свою активность или прекратили свое существование, либо их функционирование оказалось невозможным и неэффективным в современных рыночных условиях.

В свою очередь, остановимся подробнее на таком субъекте гражданского общества, активно участвующим в решении проблем обеспечения безопасности дорожного движения, как Всероссийское Общество Автомобилистов (далее – BOA), ранее – Всероссийское добровольное общество автомотолюбителей (ВДОА), созданном, как мы уже отметили ранее, Правительством РСФСР в 1973 году[9] и объединяющим около 3-х миллионов граждан в 800 районных и городских, 6500 первичных организациях в 75 субъектах Российской Федерации. Главной целью BOA является повышение безопасности дорожного движения, профилактика аварийности и дорожно-транспортного травматизма, для чего BOA совместно с ГИБДД МВД России разработаны и давно применяются такие формы участия граждан - членов BOA с целью профилактики административных правонарушений, как общественные формирования по охране правопорядка в дорожном движении (автодружины), общественные приемные ГИБДД МВД России - BOA, талоны общественного предупреждения, лектории и многие другие меры воздействия к нарушителям правил дорожного движения. Кроме того, BOA поддерживает мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, оказывает организационную и финансовую поддержку молодежным объединениям в общеобразовательных учреждениях и спортивно-технических клубах. Свою основную уставную задачу – профилактику аварийности, повышение правосознания участников дорожного движения, BOA решает во взаимодействии с органами власти и управления в центре и на местах. Вместе с тем, необходимо отметить, что Председатель BOA входит в состав Правительственной комиссии РФ по обеспечению безопасности дорожного движения, а большинство руководителей региональных отделений BOA участвуют в работе административных комиссий и координационных советов по обеспечению безопасности дорожного движения в федеральных округах. При этом в составе руководящих органов BOA состоят представители государственных и административных структур, в том числе, ГИБДД МВД России[10].

В соответствии с Типовым положением о первичных организациях общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов»[11] для осуществления основной цели BOA – объединения граждан для совместного решения задач по безопасному использованию, содержанию, эксплуатации автотранспортных средств, а также защите прав, законных интересов его членов, первичная организация решает следующие задачи:

- проводит организационно-массовые мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, охране окружающей среды, пропаганде целей и задач Общества, вовлечению новых членов в Общество;

- организует защиту прав и законных интересов своих членов;

- принимает меры к удовлетворению потребностей своих членов, связанных с приобретением, хранением, размещением, ремонтом, обслуживанием, эксплуатацией и утилизацией транспортных средств;

- организует и проводит спортивные соревнования по авто - техническим видам спорта, автопробеги.

Приведенные примеры, а также, учитывая значимость участия перечисленных институтов гражданского общества в обеспечении безопасности дорожного движения, представляются необходимыми шаги государства, которые будут направлены как на расширение и увеличение числа подобных общественных объединений, организаций в федеральных, региональных и местных органах, осуществляющих координацию деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения, так и на оказание государственной организационной, информационной и финансовой поддержки детским и молодежным организациям, другим общественным объединениям в проведении мероприятий по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.

Проведенный исторический обзор деятельности общественных организаций в нашем государстве показывает их безусловную значимость. При этом очевидным является то, что механизм эффективности таких организаций во многом зависит от специфики социально-экономического развития государства на конкретном историческом этапе, состояния правовой базы и особенностей менталитета населения. Представляется, что, в современных российских условиях и, учитывая современный уровень правовой культуры участников дорожного движения, деятельность общественных объединений и организаций может быть эффективной, в том числе и при обеспечении прямой или косвенной экономической заинтересованности потенциальных участников таких общественных формирований.


[1] Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. «Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета, №287, 13.12.2012.

[2] Доклад «Безопасность дорожного движения в России: современное состояние и неотложные меры по улучшению ситуации», подготовленный институтом экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» к встрече Медведева Д.А. с экспертами по вопросам повышения безопасности дорожного движения 29 марта 2013 года [Электронный ресурс] - М., [2013]. – Официальный сайт Правительства Российской Федерации. Режим доступа: http://government.ru/media/2013/3/29/55579/file/economy.pdf - Загл. с экрана.

[3] Шляхтинский К. Автомобиль в России: история автомобиля // М., 1993. С. 11.

[4] ВВС СССР. 1974. № 22. Ст. 326.

[5] Одобрено Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 мая 1974 г. № 379 // СП СССР. 1974. № 12. Ст. 67.

[6] Утверждена Приказом МВД СССР от 12 августа 1975 г. № 210 // Безопасность дорожного движения: Сб-к нормативных актов: В 2 ч. Ч. I // М., 1984. С. 157 - 162.

[7] 7Постановление Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1973 г. № 89 «Об организации Всероссийского добровольного общества автомотолюбителей» // СП РСФСР. 1973. №9. Ст. 35.

[8] Постановление Секретариата ЦК ВЛКСМ, коллегии Министерства внутренних дел СССР, коллегии Министерства просвещения СССР от 6 марта 1973 г. № 61/За/4км/9р-1 «О Положении об отрядах юных инспекторов движения» // Безопасность дорожного движения: Сборник нормативных актов: В 2 ч. Ч. I. М., 1984. С. 177.

[9] Постановление Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1973 г. № 89 «Об организации Всероссийского добровольного общества автомотолюбителей» // Свод законов РСФСР, т. 7, с. 193, 1988 г.

[10] О Всероссийском Обществе Автомобилистов [Электронный ресурс] – М., [2013]. – Официальный сайт «Всероссийского Общества Автомобилистов». Режим доступа: http://www.voa.ru/index.php?id:=6.

[11] Устав и положения Всероссийского Общества Автомобилистов [Электронный ресурс] – М., [2013]. – Официальный сайт «Всероссийского Общества Автомобилистов». Режим доступа: http://www.voa.ru/index.php?id=33.