Субъекты государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации

Чистобородов И.Г., старший преподаватель кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка, кандидат юридических наук, подполковник полиции (Академия управления МВД России)

Сегодня управление является необходимым элементом повседневной жизни общества. Оно неразрывно связано с развитием общественных отношений и вызвано теми же причинами, которые заложили основу образования государства и создания его органов. Основной предпосылкой выделения функций управления является необходимость в регулировании общественных отношений, формирующихся между людьми. Кроме того, оно призвано выполнять социально значимые функции и устранять возникающие конфликты и противоречия.

Необходимость управления также была вызвана усложнением социальных общественных отношений, складывающихся в социуме. На определенном историческом этапе существовавшие родоплеменные взаимоотношения перестали достаточно эффективно регулировать общественные отношения. Данный факт заставил выделить из членов своего окружения особый слой людей, которые занимаются регулированием общественных отношений и процессов. Другими словами, начинает формироваться правящий класс людей, которые занимаются управлением.

Под управлением обычно понимается целенаправленное воздействие субъекта на объект для перевода его в новое состояние или «процесс перевода системы из одного состояния в другое посредством воздействия на кого (что)-либо с целью изменения (сохранения) его состояния, поведения или действия, осуществляемого в рамках определенной системы отношений, именуемых системой управления»[1].

В последующем управляющий класс смог настолько структурировать процесс управления, что это стало определенным предтече возникновения феномена государства. Происхождение государства как хорошо структурированного органа, осуществляющего управление, заставило развивать и обеспечивать государственное управление, которое предполагает наличие властных полномочий у одной из сторон общественных отношений. При ретроспективном анализе государственного управления становится понятным, что вопросы совершенствования и оптимизации управленческих структур являются перманентной задачей администрации.

Проблема оптимального построения системы государственного управления в Российской Федерации и по настоящее время является важнейшей задачей. В контексте осуществляемых административных реформ в современной России мы все чаще слышим критику традиционной модели государственного управления, она связана с низкой эффективностью и невниманием к потребностям и запросам граждан. Кроме того, она обусловлена, в первую очередь, традиционным подходом к государственному управлению, который базируется на иерархической системе взаимодействия общества и власти.

Однако, важно отметить, что критические замечания были услышаны и учтены, в последующем иерархический подход к государственному управлению был изменен на новый вектор, который предполагает сокращение влияния государственных органов. Эта практика до недавнего времени набирала популярность в государственном управлении. Планомерно сокращались масштабы вмешательства государства в различные сферы жизнедеятельности и расширялись возможности для включения рыночных механизмов. В то же время рыночные инструменты государственного управления общественными отношениями не показали себя универсальными. В настоящий момент данный подход также критикуется по ряду позиций, и, прежде всего, за невозможность обеспечить принцип социальной справедливости.

Сегодня ученые-теоретики считают, что процесс принятия решений должен носить не изолированный, а партнерский характер, ориентироваться на вовлечение в обсуждение и реализацию решений всего гражданского общества. Это позволяет разделить ответственность между участниками, задействованными в согласительных процедурах (политиками и чиновниками). Приходит понимание, что цели и задачи взаимодействующих участников обязаны быть скоординированы и интегрированы, а стратегическое управление должно основываться на командной работе.

Все вышеперечисленное говорит о том, что современному государству пока не удается обеспечить удовлетворение общественных потребностей в рамках традиционных моделей управления, и существует запрос на более совершенную модель. Вот почему в качестве альтернативы иерархии и рынкам появилась гетерархическая модель управления. По своей идее эта модель управления призвана сократить разрыв между обществом и государством, интегрировать их потенциалы и благодаря объединению ресурсов в решении актуальных социально-экономических и политических проблем обеспечить более высокую адаптивную способность власти принимать адекватные и эффективные решения в условиях нестабильности и неопределенности[2].

Не случайно большинство конституций современных демократических государств в качестве главной ценности закрепляют права и свободы человека и гражданина. Это связано с тем, что граждане участвуют в общественно-политической жизни собственного государства, воля народа является источником власти. Конституция Российской Федерации также признает народ единственным источником власти. Формируя (с помощью выборов и других установленных Конституцией механизмов) государственные институты, граждане осуществляют практическое, организующее и регулирующее воздействие на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающегося на его властную силу.

Сегодня следует исходить из того, что власть народа является первичной, а государственная власть - лишь производная от народа. В таком понимании данного аспекта государственное управление является публичным управлением с помощью органов государственной власти. В свою очередь, государственная власть реализуется в различных формах. Может осуществляться в виде учредительной, законодательной, исполнительной, судебной контрольной власти. В повседневной общественно-политической практике государственная власть выполняет три основные функции: а) разработка и принятие законов (законодательная функция); б) исполнение законов (исполнительная функция); в) непосредственное применение законов путем разрешения конкретных юридических дел (судебная функция)[3].

Таким образом, государственная власть обладает юридическим верховенством в обществе, и она суверенна. Реализуется путем правотворчества и правоприменения, осуществления контрольной и надзорной деятельности и других видов деятельности государственных органов и должностных лиц. Проистекает из воли народа (нации) либо доминирующего социального, национального слоя народа, класса. Воля эта, как правило, формируется в ходе политической жизни и выборов и референдумов.

Государственная власть осуществляется органами государственной власти, должностными лицами, то есть через систему независимых взаимосвязанных субъектов государственного управления. Органы государственной власти наделены определенными властными полномочиями. Они обязаны представлять, выражать, олицетворять государственную власть, действовать от имени государства и всего общества.

В Конституции Российской Федерации 1993 года употребляется термин «органы государственной власти». Статья 3 гласит: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти…». Одновременно употребляется термин «орган власти», который применяется к Президенту, органам законодательной власти, органам исполнительной власти и органам судебной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Совершенно очевидно, что органы государственной власти являются субъектами государственного управления и обладают определенным набором государственно-властных полномочий. К органам государственной власти, а, соответственно, к субъектам государственного управления, возможно также отнести органы, имеющие специальные полномочия и определенные Конституцией РФ (Счетная палата, Центральный банк, ЦИК, Прокуратура). Эти органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без внесения изменений в Основной Закон.

Рассматривая вопросы государственного управления избирательным процессом, важно помнить, что процесс управления подразумевает наличие субъекта управления и объекта управления. В проводимом исследовании, в первую очередь, необходимо определить, кто является субъектом управления, а кто является объектом управления.

Субъект управления избирательным процессом — это, прежде всего, народ, который предоставил властные полномочия органам государственной власти и контрольным органам, они, в свою очередь, реализуя активное начало, управляют избирательным процессом. Субъекты управления берут на себя ведущую, инициирующую и направляющую роль, являются детерминирующей силой для развития избирательного процесса в том направлении, которое обусловлено интересами, целями, потребностями общества. 

Рисунок 1. Субъекты государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации.

Очевидно, что субъектом управления является формализованная структура. Субъект обладает материальными, интеллектуальными, правовыми преимуществами по отношению к объекту управления. Как уже отмечалось, в случае государственного управления избирательным процессом субъектом управления является народ, который делегирует свои государственно властные полномочия правительству, парламенту, депутатам, судебным, органам, имеющим специальные полномочия (Счетная палата, Центральный банк, ЦИК, Прокуратура). В проводимом исследование очень важен такой субъект государственного управления как избирательная комиссия, так как объектом управления является избирательный процесс. Все эти органы (субъекты государственного управления) существуют не для удовлетворения собственных политических потребностей, а для упорядочения общественных отношений в период подготовки и проведения выборов.

Для государственного управления избирательным процессом присуще системное представление его субъектов и их взаимосвязей, это имеет принципиальное теоретическое и методологическое значение, что представляет собой реализацию не иерархии, а управление посредством согласования интересов субъектов управления. Данный вид управления сочетает в себе следующие признаки: наличие нескольких субъектов управления; отсутствие четкой иерархии между субъектами управления; характерна сетевая форма организации взаимодействия между субъектами управления; взаимоотношения между субъектами управления складываются на основе переговорных процедур, поиске консенсуса, заключении соглашений, сотрудничестве.

Таким образом, ответственность за реализацию политики государственным управлением избирательным процессом можно разделить между многими участниками, не позволяя идентифицировать конкретное лицо, в полной мере отвечающее за отдельную сферу активности. Гетерархическая модель управления избирательным процессомпредполагает наличие у объекта управления возможностей для самоорганизации, развития автономии и саморегулирования, развития собственной политики, ограничивая государственное вмешательство.

Необходимо констатировать, что существует взаимосвязь субъектов государственного управления (органов государственной власти) с управляемой общественной системой (избирательным процессом). Другими словами, субъекты государственного управления не могут существовать без соответствующего управляемого объекта (избирательного процесса) и только в совокупности они могут образовывать систему государственного управления в данной сфере общественных отношений.

При становлении демократического правового Российского государства произошел отказ от соподчиненности представительных, исполнительных, судебных и контрольных органов государственной власти. Существует определенная самостоятельность субъектов государственного управления (государственных органов и должностных лиц). Одновременно имеют место сильные горизонтальные взаимосвязи, которые придают системе государственного управления законченный вид с мощно развитыми горизонтальными пластами. В то же время важно отметить, что у субъектов государственного управления избирательным процессом имеется ряд объединяющих черт:

– органы государственной власти (субъекты государственного управления избирательным процессом) организованы по территориальному признаку;

– субъекты государственного управления избирательным процессом реализуют свое управляющее воздействие посредством специальных органов, наделенных властными полномочиями;

– субъектам государственного управления избирательным процессом присуща правовая форма управления (издание соответствующих нормативных актов и актов правоприминения) в рамках своей компетенции;

– существует равноправие субъектов государственного управления избирательным процессом;

– присутствует исключительный характер управляющего субъекта государственного управления избирательным процессом, отраженный в Конституции Российской Федерации;

– власть субъектов государственного управления избирательным процессом базируются на едином принципе народовластия.

Объединяющие черты субъектов государственного управления избирательным процессом позволяют выстраивать между ними определенное взаимодействие, направленное на управление избирательным процессом. Любое взаимодействие строится на определенных принципах. Эти принципы определяют, какими должны быть взаимоотношения между субъектами государственного управления. Каким образом выстраивается должная модель поведения субъектов взаимодействия, какие идеи должны лежать в их основе. Особенность их заключается в том, чтобы обеспечить из всего многообразия возможных взаимоотношений именно взаимодействие как необходимое условие оптимизации и повышения эффективности управления избирательным процессом.

Исходя из этого, взаимодействие субъектов государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации можно определить как их активную, согласованную деятельность, которая выражается в принятии решений и совершении действий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, направленными на достижение единой цели – управление избирательным процессом.

Принимая во внимание все вышеизложенное, можно выделить следующую систему принципов, на которых должны строиться отношения между субъектами государственного управления избирательным процессом:

1) принцип законности как основополагающий во взаимоотношениях между любыми субъектами государственного управления. Вся деятельность субъектов управления должна основываться на строгом, точном и неукоснительном соблюдении законодательства, регламентирующего организацию взаимодействия органов государственной власти;

2) принцип самостоятельности, т.е. в пределах собственной компетенции субъекты государственного управления избирательным процессом самостоятельно планируют и организуют свою работу, принимают решения, обеспечивают контроль за их выполнением;

3) принцип равноправия субъектов государственного управления избирательным процессом базируется на основе партнерства;

4) принцип взаимной ответственности означает, что в складывающихся взаимоотношениях между субъектами государственного управления избирательным процессом имеет место солидарная ответственность за результат управления;

5) принцип приоритетности интересов граждан (участников избирательного процесса), учет исторических и иных местных традиций;

6) запуск более эффективных механизмов самоорганизации гражданского общества, прежде всего, путем активизации партийно-политической системы;

7) придание политике большей плюралистичности с последующим формированием созидательного общественного сознания.

Список литературы

Булыгин Ю.Е. Организация социального управления (основные понятия и категории): Словарь-справочник. - М.: КОНТУР, 1999.

2.  Петров С.И. Государственное управление и политические сети // Политические исследования. № 4. 2014. C. 181-190.

3.  Усанов В.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - М.: ООО Издательство «Элит», 2007.

 

[1] Булыгин Ю.Е. Организация социального управления (основные понятия и категории): Словарь-справочник. - М.: КОНТУР, 1999. С. 234.

[2] Петров С.И. Государственное управление и политические сети // Политические исследования. 2014. № 4. C. 181-190.

[3] Усанов В.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - М.: ООО Издательство «Элит», 2007. С. 80-81.