Современные интернет-технологии как средство сглаживания социального неравенства в контексте взаимоотношений гражданского общества и государства

Муравьев М.И., аспирант кафедры методологии социологических исследований Социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Прончев Г.Б., доцент, кандидат физ.-матем. н., заместитель заведующего кафедрой методологии социологических исследований Социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Прончева Н.Г., доцент, кандидат физ.-матем. н., заместитель заведующего кафедрой математического моделирования Факультета управления и прикладной математики Московского физико-технического института (Государственный университет)

В современном обществе остро стоит проблема социального неравенства, это справедливо как в мировом масштабе, так и в масштабе отдельно взятой России. Наряду с отходящими на второй план, но сохраняющимися «старыми» видами неравенства - между различными социальными группами внутри одной нации, между «титульными» нациями и национальными меньшинствами и так далее - появляются и приобретают всё большее значение новые виды неравенства: между «богатыми» и «бедными» странами, «передовыми» и «отстающими» регионами мира и так далее.

Одним из важнейших видов неравенства в человеческом обществе в наше время становится неравенство доступа к информации. Современное общество является сильно информатизированным обществом, и, как отмечают российские исследователи, значение «информационного сектора» общественной жизни возрастает: «Во всем мире сегодня информационный сектор — информация, знания, информационные услуги — растет быстрее, чем экономика в целом… На передний план сегодня выходит информация, наука становится непосредственной производительной силой, а экономика приобретает сверхсложный характер. В конечном счете, именно многостороннее информационное взаимодействие обеспечивает движение капитала, технологий и людей — основу современного общественного развития» [1, 18 с.].  От доступа к актуальной информации во многом зависит не только благосостояние человека, но и его физическое выживание.

Рассматривая с этой точки зрения взаимоотношения гражданского общества с государством, можно заметить, что рядовые граждане и государственные служащие обладают неравным доступом к важной с точки зрения общественной жизни информации. При этом, если к одним видам информации (всевозможные статистические данные, детали общегосударственного законодательства и планирующиеся изменения в нем) значительно большим уровнем доступа обладают государственные служащие, то о других (большая часть информации о конкретных уникальных событиях в самых разных сферах общественной жизни) в значительно большей степени информированы именно рядовые граждане.

При этом, и государство, и гражданское общество заинтересованы в определенном сглаживании существующего неравенства доступа к информации: рядовым гражданам для успешной деятельности необходимо иметь представление о реальном положении дел и развитии общества (и государства) в целом (о чем государственные служащие в среднем лучше осведомлены просто в силу своего должностного положения), а государственным служащим в ряде случаев критически важна полная информация о конкретных событиях (например, о случаях нарушения действующего законодательства, включая уголовные преступления), свидетелями и участниками которых являются рядовые граждане. В целом, повышение степени информированности государственных служащих о конкретных фактах жизнедеятельности гражданского общества может позволить им более эффективно и оперативно удовлетворять общественные потребности и запросы отдельных граждан. С другой стороны, становясь более информированными о деятельности государственных органов и реальном положении дел в государстве, граждане будут испытывать большее доверие к государству, станут лучше понимать причины действий, предпринимаемых государственным аппаратом.

Как показывает практика, глобальная сеть Интернет с современными технологиями, развившимися на ее основе, может стать весьма эффективным средством сглаживания описанного выше вида социального неравенства. Используя основные из известных на сегодняшний день Интернет-технологий, государственные служащие и рядовые граждане могут если и не преодолеть неравенство доступа к актуальной информации полностью, то, во всяком случае, существенно продвинуться в данном направлении.

Интернет-технологии представляют собой частный случай современных информационных технологий, то есть, в понимании российских исследователей, «непрерывных процессов обработки, хранения, передачи и отображения информации, направленные на эффективное использование информационных ресурсов, СВТ (средств вычислительной техники) и передачи данных при управлении системами различного класса и назначения» [1, с. 107 - 108]. Интернет-технология, с этой точки зрения, представляет собой непрерывный процесс обработки, хранения, передачи и отображения информации, хранящейся на компьютерах, включенных в глобальную сеть Интернет. Вся информация, хранящаяся в Интернете, так или иначе вводится туда людьми. С социологической точки зрения наиболее важным представляется вопрос о том, усилиями каких (по своим социальным характеристикам) людей и общественных групп осуществляются «обработка, хранение, передача и отображение информации», кто заставляет компьютеры работать именно так, а не иначе.

Основные Интернет-технологии напрямую связаны с различными ступенями развития Интернета. На сегодня наиболее распространенным является представление, согласно которому в развитии глобальной сети выделяются этапы Web 1.0 и Web 2.0, а сегодня постепенно совершается переход к этапу Web 3.0:

«…к концу первого десятилетия XXI в. можно рассматривать следующие этапы коммуникационного развития Сети:

–   Web 1.0 — контент (содержание) интернет-ресурсов формирует сравнительно небольшая группа профессионалов, а подавляющее большинство «простых граждан» фигурирует в качестве читателей-пользователей. В этом случае под понятием «PR в Интернете» мы должны понимать коммуникационные усилия по созданию и продвижению интернет-сайтов;

–   Web 2.0 — в создание контента активно включаются пользователи Сети. Здесь PR-задачей становятся самореализация, активизация многосторонней коммуникации, приобретение доминирующего информационного статуса в представляющих интерес сообществах — блогосфере и социальных сетях;

–   Web 3.0 — пользователи не только генерируют контент, но и сами его сертифицируют: отмечают то, что заслуживает внимания их единомышленников, сообществ, в которых они состоят; систематизируют в соответствии со своими вкусовыми пристрастиями. На этом этапе PR-задачей становятся инновационные технологии измерения контента, вовлечение пользователей в работу возникшего рекомендательного сервиса, а далее - попытка продвижения через него приоритетных продуктов» [6, с. 9 – 10].

Исследователи отмечают, что переход на следующую ступень не означает отказа от использования предыдущей: «Стоит обратить внимание, что каждый последующий этап развития не заменяет предыдущий, а лишь дополняет его новыми возможностями коммуникации. Таким образом, об этапе Web 1.0, например, можно говорить не как об исторически отжившей технологии, а как о явлении вполне современном» [6, 10 с.]. На каждой ступени развития выделяется ведущая Интернет-технология – Интернет-сайт на ступени Web 1.0 и социальная сеть на ступени Web 2.0, которые с переходом к Web 3.0 должны дополниться рекомендательными сервисами; учитывая отмеченную ранее особенность развития глобальной сети, именно Интернет-сайт и социальную сеть можно считать основными современными Интернет-технологиями.

Интернет-сайт можно определить, как совокупность Интернет-страниц, объединенных общими «электронным адресом, программно-аппаратными средствами, графическим и текстовым оформлением страниц» [6, 13 с.]; при этом общность графического и текстового оформления может быть весьма относительной. Ответственной за обработку, хранение, передачу и отображение информации при использовании данной Интернет-технологии является указанная выше «сравнительно небольшая группа профессионалов», а рядовые пользователи Интернета выступают в качестве потребителей. Российский исследовательский коллектив, руководимый А.Чумиковым, предложил следующее широкое определение социальных сетей в Интернете: «Социальные сети — это веб-сайты или иные инструменты Интернета, предоставляющие пользователям возможность взаимодействовать друг с другом, обмениваясь различными видами информации. Построение социальных сетей включает в себя организацию интернет-сообществ, способствующих участию общественности и привлечению дополнительных пользователей» [6, 43 с.]

Создавая и используя Интернет-сайты различных государственных ведомств, государственные служащие могут снабжать граждан статистическими данными и информировать их об изменениях в действующем законодательстве. Заодно Интернет-сайты позволяют государственным служащим отчитываться перед рядовыми гражданами о своей работе [2, 122 с.]. В то же время, и рядовые граждане, используя существующие на Интернет-сайтах механизмы обеспечения обратной связи (указание электронных адресов для писем и так далее), могут информировать государственных служащих о различных событиях.

С другой стороны, государственные служащие получают возможность расширить свой доступ к необходимой им информации, наблюдая за общением рядовых граждан в социальных сетях. Показателен пример российской Федеральной службы судебных приставов, использующей социальные сети для розыска должников и сбора информации о них [3, с. 111 - 113]. Также социальные сети вполне могут быть использованы для организации относительно равноправного диалога между государственными служащими и рядовыми гражданами, что также ведет к частичному преодолению неравномерного доступа к актуальной информации; весьма успешный опыт организации такого диалога наработан Председателем Правительства РФ Д.А.Медведевым в ходе его деятельности в социальных сетях Интернета [4, 95 с.].

Осмысливая сказанное выше, необходимо иметь в виду, что сама глобальная сеть Интернет является не только средством сглаживания существующего социального неравенства, но и источником новых его видов: «Интернет вовсе не устраняет иерархию. Остается четкое различие говорящих и слушателей, владельцев сети и пользователей. Ведущими оказываются личности с «высоким уровнем образования и влияния», а их отбор осуществляют владельцы канала. Сами пользователи сети требуют создания системы фильтров во избежание дисфункции» [9, 477 с.].

Во-первых, существует неравенство между пользователями Интернета и теми, кто по самым различным причинам не имеет доступа в сеть. Это справедливо не только для России, но и для всего современного мира в целом: «В настоящее время возрастающая неравномерность развития информационного общества очевидна. Использование компьютеров, Интернета и других новых технологий для одних является каждодневной жизнью, в то время как «две трети человечества не сделали в своей жизни ни одного телефонного звонка. Социальный класс, возраст, пол, образовательный уровень, национальность, язык, географическое местоположение и т.д. превращаются в барьеры или переменные величины на входе в сеть» (…) Даже в США, стране, где началась технологическая революция и средний годовой доход населения заметно выше, чем в подавляющем большинстве других государств, разница в доступе к новым информационно-коммуникационным технологиям и навыкам пользования ими вызвали необходимость в проведении тщательного серьезного исследования, в результате которого и появился сам термин «цифровой разрыв»» [7, 58 с.]. Чем активнее Интернет будет использоваться различными государственными ведомствами и службами, - тем более значимым будет становиться это неравенство [5, 165 с.].

Во-вторых, существует неравенство между различными пользователями Интернета - неравенство в опыте пользования сетью, в уровне технической грамотности и так далее. Оно оказывает сильное влияние, например, на процесс поиска пользователем Интернета информации в сети: «…можно предсказать, что пользователи, ищущие информацию, скорее всего, найдут сайты, созданные технически подкованными разработчиками, стремящимися преуспеть в игре ранжирования, владельцы которых платят за то, чтобы повысить рейтинг своего сайта. Пользователи вряд ли найдут менее популярные и менее крупные сайты, в том числе и те, что не поддерживаются опытными профессионалами. Когда такие сайты попадают в результаты поиска, они, как правило, имеют более низкий рейтинг. Эти прогнозы, конечно, остаются слишком общими, и результаты во многом зависят от слов, используемых пользователями, и знаний самих пользователей. Некоторые пользователи активно используют различные поисковыми машинами, но некоторые будут просто и, возможно, неосознанно использовать машину, установленную изначально организациями или поставщиками Интернет-услуг» [8, 22 с.]. Это неравенство может приобрести особое значение, поскольку вполне вероятно возникновение таких положений, когда рядовой гражданин, пользующийся Интернетом (например, профессиональный программист) оказывается грамотнее государственного служащего, ответственного за работу Интернет-сайта какого-либо государственного ведомства, это может стать источником опасностей как для отдельных граждан, так и для государства в целом.

 

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект 12-03-00431) и РФФИ (проект 13-01-00392-а).

 

Литература

 

1.      Информационная безопасность систем организационного управления. Теоретические основы : в 2 т. / Н.А. Кузнецов, В.В. Кульба, Е.А. Микрин и др. ; [отв. ред. Н.А.Кузнецов, В.В.Кульба] ; Ин-т проблем передачи информ. РАН. - М. : Наука, 2006. Т.1. - 2006. - 495 с.

2.      Прончев Г.Б., Муравьев В.И. Роль Интернет-технологий в контексте первых итогов перехода России к инновационному развитию // Математическое моделирование социальных процессов: Сборник статей / Под ред. А.П. Михайлова. – М., 2012. – Выпуск 14. – 216 с.; С. 118 – 123.

3.      Прончев Г.Б., Муравьев В.И. Социальная динамика сетевых отношений в глобальной сети Интернет // Математическое моделирование социальных процессов. Выпуск 12-13: Сборник статей / Под ред. А.П. Михайлова. – М.: Издательство «Спутник +», 2012. – 240 с.; С. 105 – 116.

4.      Прончев Г.Б., Муравьев В.И. Социальные сети в условиях перехода России к инновационному развитию // Труд и социальные отношения, 2012, № 2; С. 64 – 73.

5.      Прончев Г.Б., Муравьев В.И. Социальные аспекты инновационного развития России // Математическое моделирование социальных процессов: Сборник трудов / Гл. ред. А.П. Михайлов. – М.: МАКС Пресс, 2013. – Выпуск 15. – 252 с.; С. 162 – 166.

6.      Чумиков А. PR в Интернете: Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0 / Александр Чумиков, Михаил Бочаров, Мария Тишкова. - М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 134 с.

7.      Человек и новые информационные технологии: завтра начинается сегодня. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с.

8.      Нюссбаум Х., Интрона Л. Формирование сети: почему важна политика поисковых машин // Интернет в общественной жизни — М.: «Идея-Пресс», 2006. - 160 с.

9.      Марков Б. Человек в эпоху масс-медиа (символы эпохи Internet) // Информационное общество: Сб. / Сост. А. Лактионов – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 507 с.