Регулирование энергоэффетивности в рамках международного права

Белоцкий С.Д., к.ю.н., ассистент кафедры международного права Института международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко (Украина)

1.     Предмет нашего исследования является составной частью экологически ориентированной энергетики (ЭОЭ). ЭОЭ включает в себя возобновляемую энергетику, энергоэффективность, «чистое» использование углеродных видов энергии и энергию из биомассы. Требуется определить наличие международно-правого регулирования в рамках данного явления.

2.     В доктрине международного права сегодня отсутствует не то, что однозначное определение понятия «энергоэффективность», но и используется ряд иных терминов со схожим смыслом – «энергосбережение», «рациональное использования природных ресурсов» и т.д.

3.     В то же время международно-правовые документы уже содержат ряд определений. Так, в Договоре к Энергетической хартии (1994 г.) (ДЭХ) (ст. 19) и Протоколе к ДЭХ по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам (1994 г.) (ПЭЭСЭА) (ст. 2) речь идет о «повышении энергетической эффективности» – мероприятия, направленные на сохранение выпуска той же единицы продукции (товара или услуги) без снижения качества или характеристик продукции при уменьшении затрат энергии, необходимых для производства этой продукции. Кроме того, упоминается и «эффективность затрат» – достижение определенной цели при самых низких затратах либо получение наибольшей выгоды при данных затратах (ПЭЭСЭА ст. 2) [1]. В документах Европейского союза (ЕС) так же упоминаются подобные термины. «Энергосбережение» определяется как «объем хранимой энергии, который определяется количеством и / или ориентировочнымпотреблением до и после совершения одного или нескольких мероприятий по улучшениюрационального использования энергии, с одновременным обеспечением нормализации внешних условий, влияющих на потребление энергии» (ст. 3 d Директива 2006/32/ЕС) [2, с. 67]. В той же директиве упоминается и «рациональное использование энергии», которое рассматривается как «соотношение достигнутых результатов деятельности, услуг, товаров и энергии и расходом энергетических ресурсов» (там же). В свою очередь принятое в рамках СНГ Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения энергоэффективности и энергосбережения (2002 г.) [3], хоть и использует термины «энергоэффективность» и «энергосбережение», но не дает их определения.   

4.     В ПЭЭСЭА, конкретно оговаривается, в чем собственно состоит деятельность государств в сфере энергоэффективности: определять политику в области энергетической эффективности и формулировать программные цели и стратегии; устанавливать правовые и нормативные рамки, необходимые для содействия энергетической эффективности; разрабатывать, выполнять и обновлять программы, которые могут предусматривать, в частности, такие мероприятия, как: экономическую и экологическую оценку предпринимаемых действий, определение норм, новаторских подходов к капиталовложениям в повышение энергетической эффективности, разработку баз данных, поддержку комбинированного производства электроэнергии и тепла; обеспечивать наличие надлежащих институциональных и правовых инфраструктур; сотрудничать / оказывать содействие на международном уровне, в том числе содействию использованию технологий, услуг и методов управления в рамках всего энергетического цикла, от разведки и добычи до потребления энергии в любом секторе экономики.

5.     В рамках правового регулирования ЕС в сфер энергоэффективности выделяют ряд этапов, которые связанны с принятием соответствующих директив: первый этап, с середины 1970-х гг. – регламентирование энергоэффективного строительства новых зданий; второй этап, в 1990-х гг. – установление энергоэффективных нормативов потребления бытовой техникой и приборами; третий этап – с 2000 г. – расширенный инструментарий ЕС используемый в энергоэффективности, объединение ее с производством энергии из возобновляемых источников, принятие документов программного характера, с целью обеспечения энергетической безопасности ЕС в том числе путем повышения энергоэффективности [4, с. 17]. При этом специфические, например, строительные стандарты постепенно вытесняются нормативными мерами, ориентированными на конечный результат, такой как гарантированные показатели. В этом случае мероприятия по совершенствованию изоляции, к примеру, составляют лишь часть общего улучшения характеристик, но решение о том, как именно достичь требуемого уровня, принимает домовладелец.

6.     Постепенно формируется отдельная международная институциональная форма сотрудничества в сфере энергоэффективности. Она еще не структурирована, отсутствует какая либо организация исполняющая ключевые организационные функции, большинство организаций не имеют специальной компетенции. Среди международных организаций можно выделить Международное энергетическое агентство, которым разработаны рекомендации и международные стандарты для энергоэффективности (2008 г.).

7.     Важную роль в продвижении энергоэффективности на национальном уровне, особенно в развивающихся странах и странах с переходной экономикой играют международные финансовые институты. В частности, гарантийные фонды Международной финансовой корпорации (МФК) являются успешным механизмом для преодоления барьеров на пути финансирования проектов в области энергоэффективности. МФК разработала программу в сотрудничестве с Глобальным экологическим фондом ООН с целью оказания поддержки финансированию проектов энергоэффективности в странах Центральной Европы под названием «Программа коммерциализации финансирования энергоэффективности» (CEEF).

8.     Специфической формой сотрудничества в сфере энергоэффективности является обмен долговых обязательств государств на инвестиции в энергоэффективность. Например, в Польше такая процедура выглядела следующим образом. В 1992 г. польское министерство финансов создало независимую некоммерческую организацию EcoFund для распоряжения финансовыми средствами, получаемыми в результате обмена долгов на проведение природоохранных мер. Из общей суммы долга, перед США, Швейцарией и Францией в 467 млн. долл. США, 10% могло быть переведено в инвестиции в экологические проекты в Польше посредством выгодных кредитов и грантов. Среди этих экологических проектов были посвященные энергосбережению и развитию возобновляемых источников энергии.

9.     Таким образом, в целом можно констатировать постепенное формирование международно-правовых основ регулирования энергоэффективности, хотя пока лишь на региональном и двустороннем уровне. Как важный акт в этой сфере можно упомянуть ПЭЭСЭА.

 

Список использованной литературы

 

1. Договор к Энергетической Хартии // Договор к Энергетической Хартии и связанные с ним документы. – Брюссель: Секретариат Энергетической Хартии, 2004. – 245 с.

2. Directive 2006/32/EC of the European Parliament and of the Council of 5 April 2006 on energy end-use efficiency and energy services and repealing Council Directive 93/76/EEC (Text with EEA relevance) // OJ. – L 114. – 27.4.2006. – Р. 64–85.

3.  Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения энергоэффективности и энергосбережения (2002 г.). -http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/997_755.

4. Energieeffizienzrecht. Perspektiven und Probleme / Gabriele Britz/Martin Eifert/Franz Reimer (Hrsg.). – Berlin: Nomos, 2010. – 289 S., S. 17.