Протокол №3/18 заседания Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства

Текстовое поле 

Протокол №3/18 

заседания Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства  

г. Москва 28 ноября 2018 г. 

 

Присутствовали: 

Председатель: М.А. Егорова 

Заместитель председателя: А.Ю. Кинев ,  

Ответственный секретарь – Д.А. Петров 

Помощник ответственного секретаря – Ю.Р. Махмудова 

Члены комиссии: Вайпан В.А., Пузыревский С.А., Ершова И.В., Ермаков В.П.  Варушкин Н.А.,  Тепкина А.В.,  Журавлев А.В.,  Паращук С.А.,  Тепкина А.В.,  Виновой С.Н.,  Писенко К.А.   Лаптев В.А., Хохлов Е.С.   

Приглашенные участники (эксперты): Максимов С.В., Молчанов А.В., Самолысов П.В.,   

 

Повестка дня: 

 

Вступительное слово Председателя комиссии МРО АЮР и приглашённых экспертов. 

Внесение изменений в п. 9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции», содержащее определение понятия «недобросовестная конкуренция». (Предложения подготовлены   С.А. Паращуком). 

Внесение изменений и дополнений в п.24.  ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» (Предложения подготовлены   П.В. Самолысовым). 

О необходимости включения в ФЗ «О защите конкуренции»   принципов антимонопольного контроля (Предложения подготовлены   П.В. Самолысовым). 

Внесение изменений и дополнений  в ст. 45.1 ФЗ «О защите конкуренции» (Предложения подготовлены   П.В. Самолысовым). 

  О необходимости признать без изъятий утратившим силу Закона РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»  (Предложения подготовлены   П.В. Самолысовым). 

Подведение итогов работы комиссии за 2018 календарный год (Председатель Комиссии М.А. Егорова) 

 

 

Раздел законодательства 

Автор 

предложения 

Содержание изменения, 

вносимого в ЗоЗК 

Решение 

комиссии 

п. 9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции», 

Паращук  С.А. 

1. Внесение изменений в п. 9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции», содержащее определение понятия «недобросовестная конкуренция». 

«9) недобросовестная конкуренция - любые действия (бездействие) хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации, причинили или могут причинить или причинили либо могут причинить убытки потребителям либо нанесли или могут нанести вред им моральный вред, а также нарушить их законные интересы. 

Обоснование: В действующем пункте 9 ст. 4 Закона определение недобросовестной конкуренции направлено исключительно на защиту хозяйствующим субъектов – конкурентов, которым причинены или могут быть причинены убытки или нанесен вред деловой репутации. При этом не упоминается о нарушении прав и законных интересов потребителей, как важнейшему субъекту в конкурентной борьбе. Определение понятия «потребитель» содержится в ст. 4 Закона о защите конкуренции. На практике антимонопольные органы возбуждают дела по НДК в целях защиты рынка и потребителей, а не частных интересов конкурентов. Так, Закон ФРГ о НДК содержит в его определении указание на нарушение публичных интересов в виде причинения вреда интересам потребителей и всего общества. 

    Недобросовестная конкуренция может состоять не только в совершении действий, но и бездействия, например, путем введения в заблуждение в виде умолчания существенных сведений о качестве и потребительских свойств товара, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения и т.п. 

  

Внесение изменений и дополнений в п.24.  ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» 

Самолысов П.В. 

До настоящего времени, ни в Законе о защите конкуренции, ни в других нормативных правовых актах Российской Федерации понятие «антимонопольный контроль» легально не определено, хотя используется и в самом Законе о защите конкуренции и в многочисленных научных трудах по вопросам конкуренции и проблемам антимонопольного регулирования. Вместе с тем, судебные инстанции в своих решениях используют термин «антимонопольный контроль» в широком аспекте применительно не только к антимонопольному законодательству, но и к законодательству о закупках, что создает определенные коллизии в правоприменении. 

Предлагается ст. 4 Закона о защите конкуренции дополнить п. 24 следующего содержания: 

«антимонопольный контроль – это правовой режим, заключающийся в предотвращении нарушений единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, в поддержке конкуренции, свободы экономической деятельности, а также в недопущении экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».  

 

  

О необходимости включения в ФЗ «О защите конкуренции»   принципов антимонопольного контроля 

Самолысов П.В. 

Каждая отрасль российского права обладает определенным набором общих принципов, при этом выделяются свои собственные принципы, придающие ей уникальность.  

Говоря о важности и необходимости принципов в российском праве, следует определить, что основным моментом определения этой самой важности принципов является тот факт, что содержание принципов той или иной отрасли российского права, как правило, заложено в самое начало правовых актов, регулирующих конкретную отрасль права. При этом, система принципов должна с одной стороны максимально полно охватывать все стороны контрольной деятельности, а с другой – в число принципов не должны включаться хотя и важные, но совершенно очевидные и бесспорные требования, одинаково касающиеся всех видов человеческой деятельности. 

Закон о защите конкуренции базируется на общих нормах, закрепленных в Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, а также акцентирует внимание на целях: обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.  

Принципы конкурентного права и принципы антимонопольного контроля в Законе о защите конкуренции не определены. На наш взгляд, данный подход к началам отраслевого законодательства не допустим и может приводить к вольному толкованию антимонопольного законодательства, особенно при проведении государственного антимонопольного контроля, и как следствие к искаженному его правоприменению. 

Предлагается определить в Законе о защите конкуренции принципы антимонопольного контроля (например, принцип независимости осуществления полномочий, принцип гласности, принцип приоритета превенции, принцип презумпции невиновности лица (физического и юридического), принцип обязательной ответственности, принцип универсальной антимонопольной юрисдикции). 

 

 

Внесение изменений и дополнений  в ст. 45.1 ФЗ «О защите конкуренции» 

Самолысов П.В. 

В целях совершенствования государственного антимонопольного контроля и механизма доказывания предлагается дополнить ст. 45.1 Закона о защите конкуренции ч. 6 следующего содержания: 

«6. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.»; 

 

4) В целях совершенствования государственного антимонопольного контроля и механизма доказывания предлагается изложить последнее предложение ч. 4 ст. 45.1 Закона о защите конкуренции в следующей редакции: 

«К письменным доказательствам также относятся результаты анализа состояния конкуренции, результаты и материалы проверок соблюдения антимонопольного законодательства, проведенные в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом»; 

 

5) В целях совершенствования государственного антимонопольного контроля и механизма доказывания предлагается дополнить ст. 45.1 Закона о защите конкуренции ч. 5.1 следующего содержания: 

«5.1. Вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу о нарушении антимонопольного законодательства.». 

 

6) В целях совершенствования государственного антимонопольного контроля и механизма доказывания предлагается дополнить ст. 45.1 Закона о защите конкуренции ч. 7 следующего содержания: 

«7. Доказывание состоит в собирании, проверке и оценке доказательств в целях установления обстоятельств, имеющих значение для полного и всестороннего рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства». 

 

 

О необходимости признать без изъятий утратившим силу Закона РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»   

Самолысов П.В.  

До настоящего времени остаётся открытым вопрос о целесообразности действия Закона РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (см.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991, № 16. Ст. 499.), который практически утратил силу, за исключением абз. 26-35 ст. 4, определяющих понятие «аффилированные лица». При этом, указанная норма упоминается всего 2 раза в Законе о защите конкуренции в п. 3, 4 ч. 5 ст. 6 «Монопольно высокая цена товара». 

В качестве новеллы, которую необходимо реализовать, предлагается признать без изъятий утратившим силу Закона РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а норму об «аффилированных лицах» внести в Закон о защите конкуренции в ст. 4 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» и дополнить Закон новой статьей 9.1 «Аффилированные лица», в которой описать критерии отнесения к аффилированным лицам юридического лица и аффилированным лицам физического лица. 

 

 

 

 

 

Решили: 

1. Утвердить «Итоговые предложения по совершенствованию законодательства в сфере антимонопольного регулирования и защиты конкуренции». 

2. Следующее заседание Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства провести в 05 марта 2019 года. Обеспечить доведение до сведения участников Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства информации о точной дате, месте проведения и повестке следующего заседания.  

3. Все предложения, замечания и комментарии в отношении работы Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства направлять ответственному секретарю Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства Петрову Д.А. 

4. Публикацию информации о деятельности Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства осуществлять на сайте Московского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»: http://alrf.msk.ru/, МГЮА.  

5. Осуществлять взаимодействие с представителями СМИ с целью освещения деятельности Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства (в первую очередь Российской газетой и интернет-журналом "#АЮРМосква", а также журналами «Юрист» и «Конкурентное право» ИГ «Юрист» и журналом «Журнал предпринимательского и корпоративного права» Издательского дома «Юстицинформ»). 

6. Направить «Итоговые предложения по совершенствованию законодательства в сфере антимонопольного регулирования и защиты конкуренции» в Федеральное собрание РФ и ФАС России для рассмотрения вопроса об использовании в законотворческой работе и правоприменительной деятельности. 

7.Утвердить дату следующего заседания Комиссии 05 марта 2019 года. 

 

Голосовали: «за» -  17 , «против» - нет, «воздержавшиеся» - нет. 

 

Председатель комиссии, 

                                                                                                __________________ 
                                                                                                           М.А. Егорова