Протокол №2 заседания Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства

Протокол №2 
заседания Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства 
г. Москва 25 апреля 2016 г. 


Присутствовали: 

Председатель: М.А. Егорова 
Заместители председателя: А.Ю. Кинев, А.В. Габов, 
Ответственный секретарь: Д.А. Петров 
Члены комиссии: Белых В.С. Ермаков В.П. Нумерова А.А., Вайпан В.А., Варушкин Н.А., Лаптев В.А., Мартынов А.В., Паращук С.А., Кванина В.В., Тепкина А.В., Виновой С.Н., Журавлев А.В. 


Повестка дня: 

1. Об рассмотрении и утверждении «Итоговых предложений по совершенствованию законодательства в сфере антимонопольного регулирования и защиты конкуренции» 

Выступили: 

Председатель Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства, Заведующая кафедрой предпринимательского и корпоративного права юридического факультета им. М.М. Сперанского ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», д.ю.н., доц. М.А. Егорова отметила, что развитие конкуренции в экономике рассматривается в качестве многоаспектной задачи, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений - от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и национальной политики. 
Комплексность задачи по развитию конкуренции в экономике диктует необходимость применения не только общесистемных мероприятий, направленных на создание макроэкономических условий для развития добросовестной конкуренции, таких как: снижение доли государственного сектора в экономике; развитие конкуренции при осуществлении закупок; повышение уровня защиты прав потребителей и пр. 
Не менее важной является задача совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, на решение которой направлена деятельность Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства. 
Обсуждаемые «Итоговые предложения по совершенствованию законодательства в сфере антимонопольного регулирования и защиты конкуренции» содержат конкретные меры по улучшению антимонопольного регулирования, выработке правовых конструкций и внедрению в юрисдикционную систему правоприменения института антимонопольных процедур с целью повышения открытости правоприменения и сближения с лучшими антимонопольными практиками Европейского Союза. 

Член Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства А. Нумерова, к.ю.н., партнер АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», высоко оценила результаты работы Комиссии, представленные в виде «Итоговых предложений по совершенствованию законодательства в сфере антимонопольного регулирования и защиты конкуренции». Весьма актуальным для создания надлежащей бизнес-среды является проведение антимонопольного комплаенса, который может быть представлен как внутренняя система профилактики нарушений антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами. Основной задачей антимонопольного комплаенса выступает предупреждение вероятных правонарушений и минимизация антимонопольных рисков. 

Член Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства С.А. Паращук, доцент кафедры предпринимательского права Московского государственного университета, к.ю.н., доц., отметил, что любые изменения законодательства должны учитывать существующие политико-правовые условия. Ранее действовавшая Дорожная карта была реализована и в настоящее время надо думать о дальнейших мерах по совершенствованию антимонопольного законодательства. ФАС России разрабатывается очередной пакет изменений в антимонопольное законодательство и предлагаемый документ «Итоговые предложения по совершенствованию законодательства в сфере антимонопольного регулирования и защиты конкуренции» будет несомненно полезным в этой части. Помимо совершенствования антимонопольного законодательства, необходимым видится проведение анализа правоприменительной практики и ее обобщение в виде сводного документа. 

Полозов Н.А., эксперт НП «Объединение корпоративных юристов» отметил, что сформулированные Комиссией предложения весьма разнообразны и в целом полезны. Поддерживая необходимость создания надлежащих нормативных условий для внедрения антимонопольного комплаенса, выступающий обратил внимание, что до тех пора, пока антимонопольный комплаенс является не столь широко распространенным явлением, представляется возможным добровольное внедрение системы антимонопольного комплаенса, наряду с принятием конкретных мер по устранению последствий или причин нарушения. Стимулом для внедрения антимонопольного комплаенса могло бы стать его рассмотрение в качестве основания для смягчения административной ответственности. 
В «Итоговых предложений по совершенствованию законодательства в сфере антимонопольного регулирования и защиты конкуренции» содержится ряд иных, заслуживающих одобрения идей: переход на международный принцип исчерпания исключительных прав по части товаров; факт общения заказчика с потенциальным поставщиком не может быть сам по себе расценен как антимонопольное нарушение; создание условия для реализации компенсаторной функции антимонопольного законодательства. 

Член Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства О.А. Городов, профессор кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, д.ю.н., проф., в контексте совершенствования антимонопольного законодательства обратил внимание на отметил, что действующая правовая система исходит из необходимости четкого определения компетенции органов власти. В такой системе координат ФАС России не должна вмешиваться в компетенцию ни Суда по интеллектуальным правам, ни Роспатента при формулировании предложений, затрагивающих интеллектуальные права. К вопросам защиты интеллектуальной собственности следует относиться весьма взвешенно и не допускать необдуманных решений. Важным представляется сохранить существующий в настоящее время правовой режим исчерпания исключительных прав на товарные знаки. Предлагаемые ФАС России изменения в указанный режим в отношении отдельных видов товаров, мотивируемые среди прочего необходимостью импортозамещения, в недостаточной степени мотивированы. 

Ответственный секретарь, член Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства Д.А. Петров, доцент кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, к.ю.н., доц., отметил, что в существующих политико-правовых условиях антимонопольное регулирование испытывает процессы централизации и формируется единый «мега-орган» в этой сфере. В этом ничего плохого нет, но требование о надлежащем правовом регулировании приобретает все большую остроту. «Итоговые предложения по совершенствованию законодательства в сфере антимонопольного регулирования и защиты конкуренции» позволяют решить эту задачу и содержат ряд концептуальных идей: сохранение института недобросовестной конкуренции в составе антимонопольного законодательства; включение в состав Закона о защите конкуренции норм, посвященных обеспечению конкурентной среды, в частности, блока, посвященного естественным монополиям; совершенствование конкурентных процедур отбора контрагента, и пр. 
Поддерживая «Итоговые предложения…», необходимо задумываться не только о совершенствовании действующего законодательства, но и в качестве дальнейшего направления деятельности Комиссии рассмотреть возможность проведения постоянного мониторинга правоприменения в антимонопольной сфере, обобщения практики правоприменения, используя все возможности для обеспечения качественного правового регулирования в этой сфере. 

Решили: 

Утвердить «Итоговые предложения по совершенствованию законодательства в сфере антимонопольного регулирования и защиты конкуренции». 
Направить «Итоговые предложения по совершенствованию законодательства в сфере антимонопольного регулирования и защиты конкуренции» в Федеральное собрание РФ и ФАС России для рассмотрения вопроса об использовании в законотворческой работе и правоприменительной деятельности. 

Голосовали: «за» - 16 , «против» - нет, «воздержавшиеся» - нет. 


Председатель комиссии, 
Заведующая кафедрой предпринимательского и 
корпоративного права юридического факультета 
им. М.М. Сперанского ФГБОУ ВО «Российская 
академия народного хозяйства и государственной 
службы при Президенте РФ», д.ю.н., доц.


___________________ М.А. Егорова