Протокол №1/17 заседания Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства

Текстовое поле 

 

Протокол №1/17  

заседания Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства  

г. Москва 7 февраля 2017 г. 

 

Присутствовали: 

Председатель: М.А. Егорова 

Заместители председателя: А.Ю. Кинев, А.П. Тенишев.   

Помощник ответственного секретаря – Ю.Р. Махмудова 

Члены комиссии: Вайпан В.А., Шаститко А.Е.,  Кванина В.В., Варушкин Н.А.,    Журавлев А.В., Паращук С.А.,  Тепкина А.В.,  Виновой С.Н., Лаптев В.А., Хохлов Е.С.   

Приглашенные участники (эксперты): Губин Е.П.,  Франскевич О.П., Самолысов П.В.,  Писенко К.А., Акимова М.А.. 

 

Повестка дня: 

 

1. Вступительное слово Председателя комиссии МРО АЮР и приглашённых экспертов. 

2.Обсуждение общих вопросов по совершенствованию картельного законодательства (Предложения подготовлены А.Ю. Киневым, А.П. Тенишевым). 

3.Антимонопольная принудительная реорганизация: проблемы законодательного регулирования и пути его совершенствования. (Предложения подготовлены М.А. Егоровой). 

4. Приоритеты развития и защиты конкуренции в свете разработки стратегии социально-экономического развития России до 2024 года и на перспективу до 2035 года (Предложения подготовлены А.Е. Шаститко). 

5.Проблемы регламентации монополий и монополизации в российском праве  (Предложения подготовлены С.А. Паращуком). 

6.Рассмотрение европейской модели правового регулирования горизонтальной концентрации (Предложения подготовлены А.Г. Сушкевичем). 

 

 

1. Вступительное слово приглашенного эксперта и члена комиссии и МРО АЮР:  

 Губин Е.П. - подчеркнул, что любой идее по совершенствованию законодательства предшествует большая научная работа, в связи с чем активная деятельность комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства, объединяющая в себе как теоретические, так и практические подходы, является весьма полезной для развития науки и практики антимонопольного регулирования. 

Вайпан В.А. –подчеркнул, что в настоящее время механизм конкуренции, являющейся благом для экономики в целом, меняется. Правовая система должна обеспечивать соответствующие способы защиты для участников хозяйственной деятельности. Вследствие чего проблематика, рассматриваемая комиссией, актуальна и важна для рыночной экономики страны. 

Выступили: 

Председатель Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства, Заведующая кафедрой предпринимательского и корпоративного права юридического факультета им. М.М. Сперанского ФГБОУ ВО «Российская  академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», д.ю.н., доц. М.А. Егорова отметила, что конкуренция выступает основой поступательного развития экономики, обеспечивающей создание и поддержание надлежащего предпринимательского и инвестиционного климата, постоянное и динамичное внедрение инновационных технологий, эффективное распределение ресурсов. 

Развитие конкуренции в экономике рассматривается в качестве многоаспектной задачи, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений - от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и национальной политики. 

Не менее важным является определение перспективных задач в рамках совершенствования антимонопольного законодательства в целом и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ЗоЗК, Закон о конкуренции), выработка правовых конструкций и внедрение в юрисдикционную систему правоприменения института антимонопольных процедур с целью  повышения открытости  правоприменения и сближения с лучшими антимонопольными практиками Европейского Союза. 

В целях совершенствования институтов защиты конкуренции и ее развития ФАС России разработана "Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг." (утв. Президиумом ФАС России 03.07.2013), определяющая четыре приоритета в деятельности службы: создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции; снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков; обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования; создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества. 

Вместе с тем, комплексность задачи по развитию конкуренции в экономике диктует необходимость применения не только общесистемных мероприятий, но и мероприятий, локализуемых по сферам правового регулирования и направленных на создание макроэкономических условий для развития добросовестной конкуренции, таких как: снижение доли государственного сектора в экономике; развитие конкуренции при осуществлении закупок; совершенствование ценообразования; противодействие коррупции; повышение уровня защиты прав потребителей и пр. 

Учитывая изложенное, представляется важным оценить итоги внедрения «четвертого антимонопольного пакета» и рассмотреть проблемы совершенствования антимонопольного законодательства как комплексной отрасли законодательства в контексте проблем правоприменительного характера – принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, роли запрета на антиконкурентные соглашения в деле обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, недопущении осуществления согласованных действий и недобросовестной конкуренции, противодействии коррупции, совершенствовании государственного антимонопольного контроля в Российской Федерации. 

Подобная парадигма актуализирует и второе глобальное направление в деле совершенствования антимонопольного регулирования – правовое обеспечение конкуренции на отраслевых рынках, структурируемых как по видам осуществляемой деятельности, так и общеотраслевым инструментам правового воздействия. В этом контексте актуальными и важными для исследования представляются проблемы как роли трансфертного ценообразования в конкурентной борьбе, прямого участия государства в инвестиционных и иных отношениях, так и вопросы монополизации отраслевых рынков, правового обеспечения конкуренции на товарных рынках, в частности, на примере рынка бункеровки судов газомоторным топливом. 

Кинёв А.Ю., д.ю.н., член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, обратил повышенное внимание на особенность деятельности картелей в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, в частности, в области закупок лекарственных средств, выделил перечень действий, которые следует квалифицировать как необоснованные требования и ограничения, установленные заказчиком.  

Отметил, что для повышения эффективности проведения торгов каждому участнику необходимо подписывать заявление об осведомлённости об уголовной и административной ответственности за сговор на торгах. 

Начальник управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы Тенишев А.П. отметил, что лишь 20-30% компаний знают о запрете образования картелей, в связи с чем, перед тем, как компания собирается участвовать на торгах предлагается предупреждать её о запретах, установленных антимонопольным законодательством. Проведение комплаенс внутри компании позволит смягчить ответственность при нарушении антимонопольного законодательства. Однако наиболее ценным является то, когда от участия в картеле удерживает не страх наказания, а существующие в общественном сознании моральные ценности, высокий уровень корпоративной этики. 

Франскевич О.П., заместитель начальника Управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы, отметила особую роль организатора в создаваемом для участия в закупках для государственных и муниципальных нужд картеле, внесла предложение о введении понятия «организатор» в Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ как лица организовавшего создание картеля или руководившего им. 

Шаститко А.Е., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Центра исследований конкуренции и экономического регулирования ИПЭИ РАНХиГС, отметил необходимость не пресекать нарушение антимонопольного законодательства, а предотвращать создание условий для таких нарушений и целенаправленно развивать конкурентную среду. Предложил ряд действий по переходу к «интеллектуальному» антимонопольному регулированию, в рамках которого представил механизмы пресечения и предотвращения противоправных действий в рассматриваемой сфере. 

Егорова М.А., д.ю.н., доцент, председатель комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства  при Московском отделении Ассоциации юристов России,  член  комитета Торгово-промышленной палаты РФ  по безопасности предпринимательской деятельности, отметила, что санкция в виде принудительной реорганизации для юридических лиц, систематически осуществляющих монополистическую деятельность (в том ее значении, которое регламентировано п. 11 ст. 4 Закона о конкуренции) имеет правовой эффект только в случаях, когда она изменяет структуру рынка и рыночной власти, то есть объективные количественные показатели рыночного состояния. Однако, если признаки наличия доминирующего положения не являются определяющими в формировании режима правового регулирования, то к хозяйствующим субъектам, систематически осуществляющим монополистическую деятельность, по аналогии с  иными основаниями ликвидации юридического лица, поименованными в ст. 61 ГК РФ должна  применяться более строгая санкция – ликвидация юридического лица, для чего соответствующие изменения должны быть внесены в ст.61 ГК РФ.  

Член Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства С.А. Паращук, к.ю.н., доцент кафедры предпринимательского права Московского государственного университета, провел научный анализ понятия «монополия», его соотношение с созвучными понятиями «монополизация», «монополистическая деятельность». Определил основные виды и проблемные аспекты монополий, в частности, государственные и естественные монополи, рыночные монополии, монополий обладателей исключительных прав. 

Харитонова Ю.С., д.ю.н., профессор, ведущий научный сотрудник Московской академии экономики и права, отметила проблемы правоприменения создания смешения как недобросовестной конкуренции. Предложила ввести в законодательство понятие «фирменный стиль» как совокупность отличительных элементов юридического лица. 

Акимова М.А, к.ю.н., доцент кафедры гражданского и международного частного права Саратовской государственной юридической академии, судья Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, отметила несовершенство законодательства о защите конкуренции, в частности, предложила изменения ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О защите конкуренции"

Писенко К.А., к.ю.н., профессор кафедры финансового права Российского государственного университета правосудия, доцент кафедры административного и финансового права Юридического института РУДН, отметил возможность существенного усовершенствования или нахождения альтернативы института предупреждения в рамках регулирования антимонопольного процесса. Выявил проблемы состава нарушения антимонопольного законодательства. 

Решетникова С.Б. студентка 4 курса ЮФ ИПиНБ РАНХиГС, отметила, что случаи антиконкурентного поведения на товарных рынках, затрагивающие территории нескольких стран-участниц, учащаются с каждым годом, нанося урон не только конкурентам – предпринимателям различной резидентности, но и процессам интеграции и формирования здоровой конкурентной среды на Едином экономическом пространстве. По этой причине предлагается уточнить определение монополистической деятельности, сформировать единый подход к определению допустимости картелей в рамках права ЕЭС, усовершенствовать механизм применения санкций за нарушение. 

Решили: 

1. Утвердить «Итоговые предложения по совершенствованию законодательства в сфере антимонопольного регулирования и защиты конкуренции». 

2. Следующее заседание Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства провести в 25 апреля 2017 года. Обеспечить доведение до сведения участников Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства информации о точной дате, месте проведения и повестке следующего заседания.  

3. Все предложения, замечания и комментарии в отношении работы Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства направлять ответственному секретарю Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства Петрову Д.А. 

4. Публикацию информации о деятельности Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства осуществлять на сайте Московского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»: http://alrf.msk.ru/, РАНХиГС.  

5. Осуществлять взаимодействие с представителями СМИ с целью освещения деятельности Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства (в первую очередь Российской газетой и интернет-журналом "#АЮРМосква", а также журналами «Юрист» и «Конкурентное право» ИГ «Юрист» и журналом «Журнал предпринимательского и корпоративного права» Издательского дома «Юстицинформ»). 

6. Направить «Итоговые предложения по совершенствованию законодательства в сфере антимонопольного регулирования и защиты конкуренции» в Федеральное собрание РФ и ФАС России для рассмотрения вопроса об использовании в законотворческой работе и правоприменительной деятельности. 

7.Утвердить дату следующего заседания Комиссии 25 апреля 2017 года. 

Голосовали: «за» -  14 , «против» - нет, «воздержавшиеся» - нет. 

Председатель комиссии, 

                                                                                                __________________ 
                                                                                                           М.А. Егорова