Проблемы регулирование аудиовизуальных сервисов (АВС) обсудили на заседании Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики МО АЮР

В заседании приняли участие профильные ассоциации, юристы, крупные российские компании – поставщики аудиовизуального контента: Ассоциация «Интернет-видео», IVI.RU, Яндекс, Кинопоиск, Мегафон, МТС, Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) и др. Эксперты обсудили законодательное регулирование аудиовизуальных сервисов (АВС), проблемы формирования правоприменительной и судебной практики в области распространения аудиовизуального контента.

Аудиовизуальные сервисы представляют собой значительный сегмент интернет-индустрии. По степени влияния на формирование социальной и политической повестки, определение ключевых установок социального поведения их роль сопоставима с ролью социальных сетей. Согласно исследованию TelecomDaily прогнозируется, что по итогам 2020 года российский рынок онлайн-видео вырастет на 30-35% и достигнет 37 млрд руб. по сравнению с прошлым годом. Максимальный рост выручки за 2019 год (по сравнению с 2018 г.) показали онлайн-кинотеатр Start (242%), Оkko (97,7%), «Премьер» (86,7%) и ivi (55%).

Вместе с тем, члены Комиссии и эксперты отметили, что действующее регулирование не отвечает интересам российских интернет-площадок, операторов связи, телеканалов, и производителей контента.

 

 Как отметил, член Комиссии, заместитель генерального директора по правовым вопросам Института развития интернета (ИРИ) Борис Едидин, действующее регулирование не содержит стимулов для соблюдения установленных требований.

«Несмотря на то, что законодательство об аудиовизуальных сервисах действует более 3-х лет реестр аудиовизуальных сервисов так и не создан, реальный контроль за деятельностью зарубежных сервисов не осуществляется», - подчеркнул Едидин.

Председатель Комиссии, управляющий партнер юридической компании «ЭБР» Александр Журавлев полагает, что сближение новых и традиционных видов медиа требует кардинально нового подхода регулирования, чтобы отразить изменения на рынке и достичь баланса между доступом к онлайн-контент-сервисам, защитой прав потребителей и конкурентоспособностью. «Важно внедрить в законодательство работающую модель, которая позволит поставить в одинаковые условия иностранных и российских игроков, а также создаст комфортную правовую среду для работы в РФ».

Как отметила директор Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ Анна Дупан, аналогичные российским проблемы решаются зарубежными законодателями.

«В этой связи целесообразно использовать уже реализованный в Европе опыт по установлению требований к квотированию национального контента, а также по созданию дополнительных вариантов легализации деятельности. Например, через создание представительств на территории России, конкретизации требований и условий входа на российский рынок. К числу обязательных требований к иностранным аудиовизуальным сервисам предложено отнести нормы о наличии представительства на территории РФ, о совершении платежей через платежных агентов, находящихся в пределах юрисдикции РФ», - говорит Дупан. 

По словам ведущего юрисконсульта ООО «Кинопоиск» Лины Геворгян, в российском законодательстве есть большая пропасть между регулированием локальных игроков и иностранных компаний.

«Законодательство, которое регулирует онлайн-кинотеатры в России совершенно не применяется к иностранным игрокам – это создает конкурентное преимущество для них, в том числе у пиратских сервисов. Мы поддерживаем необходимость единых правил для всех участников рынка в целях создания единой конкурентной среды без преимуществ для ряда участников, не исполняющих применимое законодательство», - подчеркивает Геворгян.

При этом все участники согласились с мнением о необходимости расширения круга обязанных субъектов. Сегодня на сервисы с пользовательским контентом, например YouTube, требования закона не распространяются. Это не отвечает требованиям здоровой конкуренции. По словам руководителя по правовому взаимодействию с органами исполнительной власти ПАО «МегаФон» Никиты Данилова на ОТТ-среду важно распространить принцип «must-carry» (обязательное бесплатное вещание телеканалов первого и второго мультиплексов): «От этого выиграют как операторы связи, которые смогут развивать собственные аудиовизуальные сервисы, ОТТ-сервисы, которые смогут получить дополнительную аудиторию, так и сами телеканалы, которые получат дополнительную аудиторию в новых средах и дополнительную рекламную выручку. При этом в ОТТ-среде телеканалы мультиплексов должны транслироваться в неизменном виде, то есть в эфирной версии. Иное может привести к потере интереса населения к контенту обязательных общедоступных телеканалов».

Алексей Бырдин - генеральный директор Ассоциации «Интернет-видео», отметил, что принятый закон и любые изменения к нему должены решать главную задачу – содействия развития отечественного рынка аудиовизуальных сервисов, и связанной с ним отрасли производства контента.

«Этот подход обеспечивает условия, необходимые для развития российского рынка аудиовизуальных сервисов, и его применение сегодня крайне актуально. В целях его реализации также для обеспечения равноприменимости норм законодательства ко всем сервисам, необходимо пересмотреть критерии включения сервисов в реестр, например количество пользователей, иностранное владение, характер распространяемого контента. Из действующего закона следовало бы исключить требования к аудиовизуальным сервисам, избыточно дублирующие требования к распространению информации, содержащиеся в других законах», - уверен Бырдин.

 

С учетом вышесказанного, эксперты Комиссии считают, что нормы, регулирующие деятельность аудиовизуальных сервисов, нуждаются в существенном реформировании:

1. Следует разрешить иностранным компаниям действовать в России только при наличии представительства или национально партнера. При этом такое представительство может быть реализовано по модели личного кабинета в информационной системе.

2. Необходимо распространить закон на UGC -сервисы, такие как YouTube.

3. Законодательно закрепить исключительные права российского партнера и приоритет российского законодательства в части формирования редакционной политикой, управления поисковой выдачей, а также системой рекомендаций в рамках аудиовизуального сервиса.

4. Установить специальные требования в отношении совершения платежей в адрес аудиовизуальных сервисов. Такие платежи могут осуществляться исключительно в адрес российских компаний.

5. Усовершенствовать механизмы привлечения к ответственности, включая увеличит размер наказаний и ввести дополнительные меры воздействия (такие, как замедление трафика, запрет платежей в адрес правонарушителей, введение технический, и юридических ограничений деятельностии др.).

 

Полный перечень рекомендаций и предложений будет представлен после подготовки заключения по результатам состоявшегося заседания. Заключение будет направлено в Государственную Думу РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ и другие профильные ведомства.