Председатель Комиссии СМЮ МО АЮР по правовому регулированию цифровой экономики поделилась экспертным мнением по вопросу о правомерности использования наименования для ресторана

Речь идет о наименовании «EFAC ICCUG», которое Тимати, Егор Крид и Антон Пинский планировали использовать для своего ресторана

Для лаконичности и конкретизации аргументации по вышеназванному кейсу я вначале приведу пример с иными товарными знаками, которые, возможно, имеют более широкую узнаваемость у российского потребителя. Если я назову марку «Dove», то, о чем Вы подумаете в первую очередь? Уверена, здесь мы встретим деление на два лагеря. Первые – любители сладкого – сразу же скажут про шоколад, вторые, конечно же, вспомнят про средства по уходу за телом.  Но почему же ни у кого не возникла мысль о сходстве до степени смешения этих логотипов или неправомерной конкуренции? Ответ – у них абсолютно разные сферы правовой охраны распространения товаров, а если сказать на сложном «юридическом» – разные классы МКТУ. Согласно ст. 1492 Гражданского Кодекса РФ, заявка на товарный знак должна содержать перечень товаров, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг (далее – МКТУ) для регистрации знаков. Это означает, что товарный знак охраняется только в отношении той категории товаров и услуг, которые Вы изначально указали при подготовке заявки.  Вернемся к моему примеру с идентичными товарными знаками. В первом случае речь шла о продукции питания, а если быть более точными – о шоколадных кондитерских изделиях. Правообладателем товарного знака на такую продукцию является Марс, Инкорпорейтед, корпорация штата Делавэр. Класс МКТУ – 30 (обычно). В этот класс входят продукты-полуфабрикаты, пикантные закуски, сладости, шоколад, десерты и другое. В случае же со средствами по уходу за телом под логотипом «Dove» правообладателем товарного знака является Юнилевер Глобал АйПи Лимитед и класс МКТУ – 3, который включает, в основном, продукты косметические и туалетные немедицинские. Следовательно, у товаров и услуг двух компаний, в отношении которых испрашивалась государственная защита, абсолютно разные продуктовые границы товарного рынка, и явно сладости и товары личной гигиены не являются конкурирующими между собой товарами, как, например, являются конкурирующими два вида шоколадных батончиков или два вида шампуня с одинаковыми свойствами.

Аналогичная ситуация складывается и применительно к кейсу «GUCCI Х Тимати/ Егор Крид/ Антон Пинский».  Правообладателем в отношении товарного знака «GUCCI» является компания «ГУЧЧИО ГУЧЧИ С.П.А» (GUCCIO GUCCI S.P.A.). Заходим в обладающий публичной достоверностью Реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, размещенный на официальном сайте fips.ru. В графе «значение» указываем следующие цифры – 703052 и система автоматически предоставит доступ к информации о ТЗ «GUCCI». В заявке есть указание на испрашиваемую защиту в отношении  09, 18, 25 классов МКТУ (и все они не про еду и рестораны). Примечательным является и тот факт, что в отношении иного товарного знака «GUCCI» (Товарный знак № 089702), где как раз был указан 42 класс МКТУ (то есть услуги гостиниц, ресторанов, баров, кафетериев и далее), срок действия исключительного права истек в конце 2019 года (напомню, что срок действия на товарный знак определен ст. 1491 ГК РФ и составляет 10 лет). Удостовериться в информации относительно статуса данного товарного знака можно, перейдя по ссылке. Дата внесения записи в государственный реестр о прекращении правовой охраны товарного знака – 24.08.2020.

Конечно же, представляет интерес проанализировать и данные о товарных знаках на сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO), где есть информация о международной защите товарных знаков GUCCI по Мадридской системе, но перед этим обратим внимание на еще одну примечательную деталь. На сайте ФИПС в разделе товарного знака GUCCI № 703052 (то есть действующего товарного знака в отношении 09, 18, 25 класса МКТУ) имеется информация о государственной регистрации изменений, внесенных в зарегистрированные договоры – имеется в виду внесение изменений в лицензионный договор между «ГУЧЧИО ГУЧЧИ С.П.А» и Общества с ограниченной ответственностью «ГУЧЧИ РУС». В графе «указание об изменениях» сказано следующее:

Срок действия продлен до 31.12.2026 включительно. Из предмета договора исключены товарные знаки по международным регистрациям №№1159464, 591578, 531980. Предмет договора дополнен товарными знаками по международным регистрациям №№1579093, 1502489, 772152, 467888, 1581397, 1527727, 598277, 1523363, 1534120, 1507524, 776296, 776194. Внесены изменения, в том числе в финансовые условия.

А теперь возвращаемся к Мадридской системе и WIPO. Как было указано выше, предмет договора пополнился товарным знаком по международной регистрации № 1502489. Вот ссылка для уточнения статуса данного товарного знака на сайте WIPO. Если мы посмотрим на визуальное восприятие товарного знака № 089702 (срок исключительного права на который истек и в котором было указание на 42 класс МКТУ – рестораны и далее) и товарного знака № 1502489 (по международной регистрации), то увидим, что они сходы между собой визуально. И внимание: в отношении товарного знака № 1502489 указано на пролонгацию правовой защиты, но по классам 18 и 25. В заявке на регистрацию товарного знака, поданную ИП Пинским А.Е., испрашивается же защита –  по 43 классу МКТУ.

Таким образом, охраняемая товарным знаком GUCCI сфера товаров и услуг на данный момент дифференцирована. Кроме того, на мой взгляд, написание наименования «наоборот» (абсолютно не типичное для грамматики русского языка), не способствует отождествлению логотипов и возникновению ассоциаций с модным домом. В то же время, регистрация товарных знаков с указанием на перевернутые буквы «C» и «G», ровно как и использование предметов мебели, ассоциирующихся с брендом одежды, – уже представляет собой бОльшую почву для дискуссий.

Хотела бы порекомендовать коллегам ознакомиться со вступившими с 1 ноября 2022 года и 1 февраля 2023 года года изменениями к Инструкции к Протоколу к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков

 

Об авторе:

Александра Баранова является экспертом в сфере правого регулирования интеллектуальной собственности и IT. В Московском отделении Ассоциации Юристов России ее деятельность также фокусируется на указанных сферах компетенции. Она участвует в подготовке правовых заключений, в том числе для иностранных судов, участвует в подготовке законодательных инициатив в Государственной Думе РФ, имеет ряд наград. Кроме своей основной профессиональной деятельности, Александра преподает для студентов высших учебных заведений.