Facebook заплатит во Франции налоги на общую сумму в €106 млн. Отсутствие налоговых выплат со стороны IT-гигантов, работающих в России и зарабатывающих на российских пользователях, является не менее острой проблемой, чем это было и есть во Франции. Однако об отчислениях в российский бюджет речи пока не идет, и какого-либо значимого прогресса в этом вопросе также не наблюдается.
Председатель Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев говорит, что у иностранных компаний для работы в России есть несколько вариантов.
«Вариант номер один — цифровое представительство, вариант номер два — совместное предприятие российской и иностранной компании. Чем это может быть хорошо для зарубежного бизнеса? В настоящее время в России для разработчиков программного обеспечения введены специальные налоговые льготы, которые касаются как НДС, так и налога на прибыль, и ставок на персонал по социальным платежам. Соответственно, если иностранная компания совместно с российским партнером создает такое СП, она получает налоговую преференцию. И это достаточно привлекательно, на мой взгляд, потому что после этой реформы ставки именно по IT-отрасли стали достаточно низкими и конкурентными в сравнении с такими юрисдикциями, как Кипр, та же Белоруссия, и другими», — отмечает эксперт.
По его словам, открытие цифрового представительства должно происходить по упрощенной схеме, по системе регистрации личного кабинета, то есть заключение необходимых договоров, оплата налогов, учет и отчетность по бухгалтерии и прочее производится онлайн, без физического присутствия. Для иностранных игроков это будет удобно, уверен Журавлев.
«Почему это надо делать? Есть иностранные компании и российские компании, которые на сегодняшний день официально представлены на рынке. Операции таких компаний, потому что тот же налоговый орган их видит, учитывает, и прекрасно может исчислять налогообложение, исходя из их операций. Второе: они несут расходы на исполнение российских законов — например, расходы, связанные с локализацией персональных данных россиян. Соответственно, они платят за сервера на территории России, чтобы данные российских граждан хранились тут», — рассуждает он.
В то же время, продолжает Александр Журавлев, есть иностранные компании, которые не представлены в России, но осуществляют в стране свою деятельность. Невозможно с уверенностью сказать, какой точный размер налоговых отчислений они должны делать, потому что прозрачности в части их учета деятельности нет, подчеркивает он. Кроме того, многие из этих компаний не несут расходы на локализацию персональных данных, и не несут расходы на персонал, который может работать с российскими пользователями.
«Права и обязанности должны быть одинаковыми, но на практике получается, что обязанности зарегистрированных компаний больше и расходы. Следовательно, и расходов больше. А значит, у некоторых иностранных компаний возникает необоснованное конкурентное преимущество», — поясняет эксперт.
Есть также важный момент, касающийся контента, отметил Александр Журавлев. По его словам, с контентом нужно работать, соответственно, нужно реагировать на действующее в России законодательство, связанное с оборотом недостоверной или противоправной информации и контента, на соответствующие обращения государственных органов. «Чтобы это сделать, чтобы наладить это взаимодействие, иностранная компания должна быть официально представлена в России в той или иной форме», — уверен Председатель Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России.
Подробнее: https://m.gazeta.ru/tech/2020/08/27_a_13213315.shtml