Цифровизация экономики – это глобальный тренд, который в обозримом будущем будет только укрепляться. Около 50% российской экономики в той или иной степени зависит от интернета, но при этом государство не всегда способно угнаться за быстро меняющимися реалиями. По мнению экспертов, гарантом порядка в Сети может стать саморегулирование IT-компаний, что позволит оперативно реагировать на возникающие угрозы.
«Если мы говорим про Россию, то у нас сейчас достаточно зарегулированный подход к вопросам интернет-контента. У нас есть регулятор в этой области, Роскомнадзор, и есть еще достаточно большой объем органов, которые могут инициировать блокирование контента, от Генеральной прокуратуры до Росмолодежи. На сегодняшний день это достаточно тяжелая административная модель», — отметил он в разговоре с «Газетой.Ru».
По мнению Журавлева, второй существенный фактор – это скорость реагирования на публикацию контента. Скорость его распространения, с учетом социальных сетей, мессенджеров и прочего, практически мгновенна. Если усиливать административную модель, то от обнаружения какого-то противоправного контента до его блокировки в любом случае пройдет от 2 дней до недели, а может быть и больше, потому что есть процедурные моменты, которых никак не избежать. А спустя такой длительный промежуток времени блокировка уже просто не имеет смысла, поясняет Журавлев.
«Эти факторы влияют на необходимость саморегулирования. Еще одна причина, по моему мнению – наличие некой грани между цензурой и выражением личного мнения. Эту грань пересекать нельзя, потому право на высказывание собственной позиции является одним из основополагающих прав человека. Именно поэтому, на мой взгляд, модель саморегулирования лучше всего вписывается в существующую реальность», —говорит эксперт.
Многие интернет-площадки, как российские, так и иностранные, уже продемонстрировали свою готовность к саморегуляции. Так, в Европе после определенных директив Европейского союза о саморегулировании Google, Mozilla и Facebook в 2018 году приняли кодекс, содержащий обязательные правила по борьбе с недостоверной информацией, говорит Журавлев.
По словам эксперта, когда началась эпидемия коронавируса, Facebook начал самостоятельно модерировать контент, также были специально наняты порядка 300 журналистов из Reuters, чтобы использовать их в борьбе с фейкньюз и для модерации контента, который не является объективным или обоснованным. Twitter начал помечать маркерами контент, установив градацию по его уровню достоверности.
В России ярким примером саморегулирования является Антипиратский меморандум, когда крупнейшие интернет-платформы и агрегаторы подписали соглашение, регламентирующее правила работы с контентом, защищенным авторским правом. Кроме того, в России есть Кодекс этики использования данных, подписанный в конце 2019 года. И эти меры все больше доказывают свою эффективность.
«Идея заключается в том, чтобы пользователь при возникновении каких-либо спорных вопросов самостоятельно разрешал их в диалоге с площадкой. При этом Роскомнадзор как регулятор, на мой взгляд, должен вмешиваться только в крайнем случае, когда существуют непреодолимые разногласия. Во-первых, такая модель уже работает, во-вторых, я считаю, что уровень нашего общества позволяет идти к такой модели, и в-третьих, не хотелось бы излишнего цензурирования со стороны государства», — отмечает Александр Журавлев.
Подробнее: https://m.gazeta.ru/tech/2020/04/22_a_13057897.shtml