24 апреля Банк России опубликовал Стандарт защиты прав интересов заемщиков - физических лиц при урегулировании задолженности по кредитным договорам.
Часто бывает, что заемщик имеет потребительский кредит в том банке, где он получает зарплату, а ипотеку — в другом банке, аккредитованном застройщиком. В случае финансовых сложностей человек обычно старается платить по ипотеке, а по потребительскому кредиту может допускать просрочку. При этом кредиторы или не знают друг о друге, или не полностью доверяют друг другу и не могут договориться о временном совместном снижении платежей, чтобы заемщик мог обслуживать оба кредита. Один из банков взыскивает долг через суд, и иногда это приводит к тому, что заемщик теряет жилье и становится банкротом.
Применение Стандарта позволит решать эту проблему на условиях, приемлемых для всех сторон.
Документ также содержит перечень сложных жизненных ситуаций, при которых рекомендуется проводить реструктуризацию, и список подтверждающих документов.
Лана Арзуманова, Председатель Комиссии по финансовому законодательству Московского отделения АЮР, Член рабочей группы Банка России по выработке подходов к досудебному (внесудебному) урегулированию споров с участием потребителей финансовых услуг, не подлежащих рассмотрению финансовым уполномоченным, являясь одним из авторов Стандарта отмечает, что документ:
- носит рекомендательный характер;
- относится к кредитам, не связанным с предпринимательской деятельностью;
- закрепляет алгоритм досудебного урегулирования задолженности;
- предусматривает возможность применения медиации к кредитным спорам;
- содержит форму медиативного соглашения.