С 1 января в России действует закон, обязывающий крупных зарубежных ИТ-гигантов открывать представительства в стране для более тесного взаимодействия с Роскомнадзором и выполнения требований российских властей. Александр Журавлев, Председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России и один из инициаторов закона, в интервью "Интерфаксу" рассказал, какие правовые лазейки закрывают новые требования
Закон, подписанный президентом еще в июле прошлого года, обязывает зарубежные IT-компании с ежедневной аудиторией в РФ от 500 тыс. человек создать в России полноценные представительства (филиалы), зарегистрировать личный кабинет на сайте РКН и разместить на своем ресурсе электронную форму для обратной связи с российскими гражданами или организациями.
Кроме того, компании должны установить у себя на сайтах рекомендованный РКН счетчик посещаемости, а также ограничивать доступ к информации, которая нарушает российское законодательство.
В случае неисполнения требований закона РКН может применить к нарушителю одну или сразу несколько мер: информирование пользователей через поисковики о нарушении им закона, запрет на распространение рекламы этой компании, запрет на размещение рекламы на ресурсе этой компании, ограничение осуществления денежных переводов и приема платежей, запрет на поисковую выдачу, запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных, частичная или полная блокировка ресурса в рунете.
На вопрос о реализации недавно вступившего в силу закона о “приземлении” и вероятном открытии в России представительств таких крупных таких крупных компаний как Meta или Google, Александр ответил, что это вопрос времени. До принятия закона иностранные компании могли пользоваться удобным для них положением официального отсутствия на нашем рынке (отсутствие представительства позволяет не исполнять российское законодательство), или руководствоваться политическим курсом американского правительства относительно нашей страны. Отчасти этими факторами объясняется, что Meta и Google соблюдают европейское законодательство и взаимодействуют с местными регуляторами, а у нас, зачастую, позволяли себе игнорировать РКН.
Но как показывает практика, с момента действия закона уже многие иностранные компании начали выполнять его требования – Likee, Viber, Apple, Spotify и даже TikTok с Twitter. IT-гиганты заинтересованы в том, чтобы цивилизованно вести дела и зарабатывать на российском рынке, но у них есть определённые сложности. Например, эти сложности могут быть связаны с организацией юридического лица, временными рамками, другими процедурными моментами внутри компании.
Закон о "приземлении" учитывает международный опыт, заполняет существовавшие в нашем законодательстве пробелы. Он формирует чёткие, понятные и весьма цивилизованные правила поведения иностранных технологических компаний в России. Кроме того, он предусматривает последовательные санкции, если установленные требования не будут соблюдаться. Александр Журавлев уверен, что в Google и Meta это прекрасно понимают, но не торопятся, анализируют, просчитывают риски.
Кроме того, компании наплодили штрафов, которые придётся выплатить. Те же оборотные штрафы. До вступления в силу закона о "приземлении" государство не могло применить к иностранным компаниям механизм принудительного взыскания. Например, вы совершаете какое-то правонарушение в России, но сами находитесь за её пределами, на территории страны у вас нет никакого имущества, нет юрлица, то есть с вас нечего взыскивать. Приведение же в исполнение судебного акта на территории других стран возможно в ограниченных случаях. Если это гражданские иски, то зависит от страны. У России есть разные соглашения, которые позволяют приводить в исполнение решения судов в других юрисдикциях. С США, конечно, такого соглашения нет - у них нет подобного соглашения даже с ближайшим своим союзником - Великобританией. Отсутствие таких соглашений и конвенций затрудняет приведение в исполнение судебного акта.
Что касается административных правонарушений, то есть так называемые конвенции, которые позволяют приводить в исполнение взаимные требования. Но сейчас такие соглашения заключены только в отношении налогов. По поводу административных штрафов, связанных с деструктивным контентом, нарушением законодательства о персональных данных, подобных соглашений практически нет. Значит, фактически отсутствует механизм взыскания штрафов, которые назначает суд. Как только компании "пропишутся" в нашей юрисдикции, они не смогут безнаказанно игнорировать судебные акты.
Ещё одна причина - равные условия ведения бизнеса с отечественными компаниями: равноприменимость не только штрафов, но и налогообложения и остальных правил игры для всех игроков. Если иностранный бизнес не локализовался, то он может уклоняться от исполнения законов. Закон это неравноправие убрал.
Подробнее: https://www.interfax.ru/interview/818793