Председатель и Заместитель председателя Комиссии МО АЮР по высшему юридическому образованию поделились экспертным мнением по вопросам дальнейшего развития юридического образования в России

Дискуссии на тему, что лучше — бакалавриат или специалитет, продолжаются. Но неопределенность в этом вопросе не единственная проблема образования в целом и обучения юристов в частности. Возможная переработка программ из-за текущей ситуации в мире, отставание дисциплин от практики и ее недостаточное количество — эти и другие проблемы выделили преподаватели и недавние студенты ведущих вузов.

В мае 2022-го министр образования и науки Валерий Фальков высказал намерение уйти от двухуровневой Болонской системы. «Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», — заявил Валерий Фальков. 

Процесс получения юридического образования тоже разделен на бакалавриат и магистратуру. Эксперты оценивают разделение по-разному. 

На проблемы в бакалавриате обращает внимание Илья Сокольщик, декан юридического факультета Государственного академического университета гуманитарных наук, Председатель Комиссии по высшему юридическому образованию Московского отделения Ассоциации юристов России. По его мнению, юридическому бакалавриату у нас не совсем удалось стать именно бакалавриатом, а не сжатым специалитетом. «Бакалавриат — это довольно свободная, незарегулированная ступень высшего образования. Там студенту должны предоставить право на основе определенной им траектории выбирать из палитры дисциплин те, что ему наиболее интересны и при этом позволяют переходить на смежные направления без потери курса. Все это сегодня крайне затруднено в бакалавриате по праву», отмечает Илья Сокольщик.

Булат Назмутдинов, Заместитель Председателя Комиссии по высшему юридическому образованию Московского отделения Ассоциации юристов России, директор бакалаврской программы «Юриспруденция: междисциплинарные исследования» РАНХиГС, перечисляет несколько болевых точек:

  • Кризис юридического образования как узкоспециализированного

К юристу все чаще предъявляют требования знать что-то еще помимо права, например основы знаний социальных наук — социологии, психологии, экономики; иметь первичные цифровые компетенции; владеть навыками письма и не только юридического. Но с учетом перехода от пятилетнего к четырехлетнему обучению времени стало еще меньше. Возрастает роль самообразования и тех внеюридических предметов, которые студент изучает в университете. «Набор таких предметов не должен быть случайным или навязанным. Студент должен определять их исходя из своих предпочтений, особенно на старших курсах», — отмечает Булат Назмутдинов.

  • Требование практикоориентированности

От юридического образования требуют практических знаний. И некоторые считают провалом, что студентам их не дают. Но это не задача университета, по крайней мере, не только его, считает Назмутдинов: «Университет закладывает основу, а практический опыт студент должен получить уже самостоятельно. Цель университетского образования — создать панорамное видение мира, «научить учиться», создать основы самостоятельного поиска». Университет — это не завод и не мастерская, заточенные под конкретный результат, объясняет Булат Назмутдинов.

 

Илья Сокольщик обращает внимание, что текущие события повлияют на российское юридическое образование, прежде всего, в связи с выходом России из Совета Европы (обращаться в ЕСПЧ российским гражданам разрешено только по фактам, которые произошли до 16 сентября 2022 года). По многим дисциплинам придется перерабатывать программы, курсы о Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ) и ЕСПЧ могут со временем и вовсе отменить. «Происходящие события окажут колоссальное влияние на преподавание междисциплинарных предметов, где переплетены право и экономика. Например, право ВЭД, правовое регулирование рынка ценных бумаг, банковского сектора».

Говоря о Болонской системе, Илья Сокольщик предлагает, кроме прочего, вернуть пятилетнее юридическое образование на первой ступени, а вторую ступень сократить до одного года и посвятить ее углублению знаний в узкой научно-практической сфере. Такая однолетняя магистратура с обязательной дипломной работой могла бы, по мнению эксперта, помочь выработать научно-практические навыки и послужить хорошей проверкой способностей перед аспирантурой. Ее легче организовать и реализовать, она будет более понятна и доступна обучающимся, которые зачастую и так устали учиться после бакалавриата. Важно, чтобы такая магистратура перестала быть самостоятельным юридическим образованием, как сейчас, когда без бакалаврского диплома выпускник магистратуры имеет те же права, что и бакалавр, отмечает Илья Сокольщик.

Булат Назмутдинов предлагает:

  • Создать две модели юробразования. Юридическое образование могло бы дать базу для дальнейшего развития управленцам, предпринимателям, философам и даже социологам. По мнению Булата Назмутдинова, было бы хорошо создать две траектории: монопрофессиональную и междисциплинарную. В рамках первой юристы готовились бы к практической деятельности, в рамках второй — была бы возможность получить представление о смежных дисциплинах.
  • Сохранять и развивать научные связи. В связи с реформой университетской структуры — усилением роли менеджеров, ослаблением кафедр и иных академических институтов — Булат Назмутдинов отмечает важность сохранения научной составляющей. 
  • Независимо оценивать знания. Булат Назмутдинов отмечает, что его коллеги выдвигают идею независимой оценки качества юридического образования сообществом юристов. Эксперту эта идея кажется здравой. «Думаю, эта оценка может существовать параллельно с итоговыми внутриуниверситетскими экзаменами», — считает Булат Назмутдинов.

 

Подробнее: https://pravo.ru/story/240866/

Подробнее о Комиссии по высшему юридическому образованию