Иванова С.А.
Существенные преобразования государственного управления, начавшиеся в связи с переходом России к рыночным отношениям, затронули практически все сферы жизни общества и государства. Не стала исключением и система образования.
Говоря об управлении высшими учебными заведениями, различают его в узком и широком смысле.Как отмечает С.В. Анюшин, «управление высшим учебным заведением необходимо рассматривать, с одной стороны, как управление организацией, а в широком плане - как часть государственного управления»[1].
Необходимо подчеркнуть, что обе системы управления находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, поэтому в общем «управление образованием можно представить как сложноструктурированную, многофункциональную, специально организованную деятельность органов государственной власти совместно с общественными институтами, направленную на повышение эффективности функционирования системы образования страны, в целом образования как социального института в соответствии с целями и задачами развития общества и государства на конкретном историческом этапе их развития»[2].
Далее будут рассмотрены механизмы системы управления высшего профессионального образования в широком смысле.
В этом аспекте управление и организация деятельности вузов находят свое место в формировании комплексной государственной политики по оптимизации высшей школы на основе составленных краткосрочных и долгосрочных программ развития образования, поиска структурно-управленческой системы, действующей в рамках конкретного высшего учебного заведения и в целом вузов как единиц системы[3].
При этом механизм административно-правового регулирования системы управления высшего профессионального образования в обобщенном виде можно представить как взаимосвязанную совокупность элементов, которые воздействуют на общественные отношения в сфере высшего профессионального образования, организуя их в соответствии с задачами государства и общества[4].
Структурными элементами этого механизма на федеральном уровне являютсяследующие.
1. Субъект управления (управляющий объект). Необходимо заметить, что субъектный состав управления высшим образованием довольно широк и включает в себя Федеральное Собрание РФ, Президента РФ, Правительство РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство финансов РФ и другие министерства и ведомства. Характерно, что функции непосредственного управления высшими учебными заведениями сохраняются не только у Министерства образования и науки РФ[5].
В Российской Федерации действуют федеральные ведомственные органы управления образованием, которые управляют подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления. Например, Генеральная прокуратура осуществляет руководство семью вузами и филиалами[6], Министерство иностранных дел – двумя[7], Федеральное агентство по рыболовству – семью[8]. Как правило, эта деятельность осуществляется подразделениями соответствующих ведомств (главные управления, отделы и др.), которые могут быть специализированными и управлять подведомственными образовательными учреждениями либо осуществлять такие функции наряду с другими функциями[9].
Представляется, что такое обстоятельство не целесообразно, так как затрудняет проведение единой направленной политики в области образования, способствуетбюрократизации и нарушению норм управляемости, требует выделения дополнительных ресурсов Министерства образования и науки РФ для контроля за процедурой лицензирования, аттестации и аккредитации. В связи с указанным представляется верным суждение А.П. Егоршина о том, что сохранение такого подхода оптимально только для ограниченного числа учебных заведений в силу их специфики (МО, МВД, ФСБ), остальные в целях устранения ведомственности, которая является остаточным явлением командной системы управления, необходимо передать в подчинение Министерства образования и науки РФ[10].
Кроме того, государство в лице компетентных органов делегирует часть полномочий по управлению вузом как «единицей» системы их руководителям. Ректор вуза выполняет целый ряд организационно-распорядительных функций, не являясь при этом должностным лицом какого-либо государственного органа. В структуре внутриорганизационных отношений ректор выполняет в части руководства вузом общие задачи государственной политики в сфере управления образованием[11].
2. Объект управления (управляемый объект), в качестве которого выступает сфера высшего профессионального образования. Высшее профессиональное образование в этой связи можно рассматривать в нескольких смыслах. Во-первых, как процесс удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования[12]; во-вторых, как сети вузов и научных организаций; в-третьих, как объединения юридических лиц, общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.[13]
3. Цели и задачи управления.
4. Методы и концепции управления.
Анализ действующей модели системы управления высшего профессионального образования позволяет выделить следующие группы механизмов:
1) правовой механизм;
2) экономический механизм;
3) мотивационный механизм;
4) организационный механизм;
5) социальный механизм.
Следует подчеркнуть, что указанная классификация весьма условна, так как определить какие-либо «чистые» механизмы, которые были бы лишь экономическими или только организационными, очень сложно. Так, использование государственных образовательных стандартов можно рассматривать как механизм координации деятельности субъектов хозяйствования в процессах жизненного цикла оказания образовательных услуг и формирования специалиста, т.е. как организационно-правовой механизм. Однако устанавливаемые образовательными стандартами параметры отражают и потребности общества, включают в себя требования к основным образовательным программам, в том числе к обязательному содержанию программ высшей школы. Следовательно, в этом смысле стандартизацию можно рассматривать и как социальный механизм[14].
Правовой механизмуправления системы управления высшего профессионального образования призван осуществлять регулирование правоотношений между субъектами образовательной деятельности в процессе воздействия на сферу образования. Его основу составляют:
1. Международно-правовые акты, обязательства Российской Федерации, принятие которыхспособствует вхождению России в единое международное образовательное пространство. В этом смысле показательно признание Российской Федерацией документов Болонского процесса[15], которые, несмотря на их рамочный характер, значительно видоизменили структуру российского образования, привели к появлению новой стратегииего развития.
Что касается международных договоров, Россией был подписан ряд соглашений о сотрудничестве в области науки и образования, например Соглашение между Правительством РФ и Правительством Йеменской Республики о сотрудничестве в области культуры, науки, образования, спорта и туризма (Москва, 17 декабря 2002 г.)[16], Соглашение между Правительством РФ и Правительством Алжирской Народной Демократической Республики о сотрудничестве в области культуры, науки, образования, спорта, туризма и архивов (Москва, 4 апреля 2001 г.)[17].
2. Конституция РФ, которая, являясь основой всей государственной правовой системы, содержит ряд норм, регулирующих общие вопросы высшего образования, в том числекасающихся государственного управления. Так,ст. 72 Конституции РФ относит вопросы образования к общему ведению Российской Федерации и ее субъектов[18].
3. Федеральные законы, Законы РФ. В первую очередь вопросы управления высшим профессиональным образованием регулируют Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в ред. от 13 февраля 2009 г.) «Об образовании»[19] и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (в ред. от 13 февраля 2009 г.) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[20]. Кроме того, отдельные положения, регулирующие конкретные аспекты в сфере управления учреждениями высшего профессионального образования, осуществляют Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и т.д.[21]
«Непрофильные» законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в сфере высшего образования. Большое количество таких законов, их разнообразность, частые случаи столкновений норм законов с нормами, содержащимися в основных законах об образовании, - эти и ряд других причин делают весьма актуальной задачу систематизации законодательства в сфере образования[22].
4. Подзаконные нормативные правовые акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств. Указанными актами оперативно регулируются многие актуальные вопросы, определяются конкретные средства воздействия на сферу образования. Например, в целях повышения качества образовательных программ высшего профессионального образования в области юриспруденции, усиления контроля деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров в Российской Федерации, издан Указ Президента РФ от 26 мая 2009 г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации»[23].
5. Важнейшими средствами механизма административно-правового регулирования являются индивидуальные акты. Эти акты определяют на основе административно-правовой нормы права и обязанности конкретных участников правоотношений[24].
При этом индивидуальный образовательно-правовой акт можно определить как правовой акт-документ, принятый уполномоченным государственным органом, осуществляющим функции в сфере образования, или судом в пределах предоставленной им законом компетенции, адресованный конкретным субъектам образовательного права и влекущий возникновение, изменение или прекращение правоотношения, выражающий волю принявших его лиц, с соблюдением специальной формы и соответствующий требованиям закона[25].
Примером индивидуально-правового акта при указанном понимании является лицензия наведение образовательной деятельности по образовательным программам высшего профессионального образования, которая в соответствии с п. 4 ст. 10Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии, которая формируется с участием представителей органов исполнительной власти, органа местного самоуправления, на территории которого расположено высшее учебное заведение, представителей образовательных учреждений, научных организаций, экспертов из числа лиц, прошедших соответствующую подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Именно на этом правовом уровне возникают значительные сложности в применении всего комплекса правовых актов в сфере высшего профессионального образования, связанные с их неоднозначным толкованием, пробельностью, дающей возможность к злоупотреблению полномочиями. Указанное - еще одно основание необходимости систематизации законодательства в области образования.
Библиографический список
1. Административное право: Учеб. / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2005.
2. Анисимов А.Л. Комплексное управление образовательными услугами вузов:Автореф. дис. ... канд. экон. наук.Екатеринбург, 2004. С. 12.
3. Анюшин С.В. Управление высшими учебными заведениями (Новые тенденции). М.: Академия труда и социальных отношений, 2000. С. 4.
4. Грудцына Л.Ю. Сотрудничество государства и профессиональных юридических сообществ // Экономика и право. XXI век. 2013. № 2.
5. Дементьев И.В. Индивидуальные налогово-правовые акты: Дис. … канд. юрид. наук. Воронеж, 2005. С. 8.
6. Егоршин А.П. Перспективы развития образования России в XXI в. // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 4.
7. Кирилловых А.А. Административно-правовое регулирование управления в высшем образовательном учреждении // Административное и муниципальное право. 2008. № 12.
8. Комментарий к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Постатейный) / Под ред. А.Н. Козырина // СПС «КонсультантПлюс». 2007.
9. Коренев А.П. Административное право России. Ч. 1. Государственное управление и административное право. М.: Щит-М, 2002. С. 41.
10. Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Под ред. А.Н. Козырина, В.В. Насонкина // СПС «КонсультантПлюс». 2005.
11. Филиппов В.М., Агранович Б.Л., Арсеньев Д.Г. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. Аналитический доклад. М.: Логос, 2005. С. 78.
12. Ягофаров Д.А. Правовое регулирование системы образования. М.: Юрист, 2005.
13. Ягофаров Д.А., Хридина Н.Н., Васильченко Е.А. Образовательное нормотворчество и кодификация российского законодательства об образовании: Екатеринбург, 2006 // Федеральный центр образовательного законодательства // http://www.lexed.ru/pravo/theory/normotvorchestvo
[1]Анюшин С.В. Управление высшими учебными заведениями (Новые тенденции). М.: Академия труда и социальных отношений, 2000. С. 4.
[2] См.: Ягофаров Д.А. Правовое регулирование системы образования. М.: Юрист, 2005.
[3] См.: Филиппов В.М., Агранович Б.Л., Арсеньев Д.Г. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. Аналитический доклад. М.: Логос, 2005. С. 78.
[4] См.: Коренев А.П. Административное право России. Ч. 1. Государственное управление и административное право. М.: Щит-М, 2002. С. 41.
[5] См.: Концепция участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования // http://www.rsr-online.ru/doc/05/03.doc
[6] См.: Научные и образовательные учреждения // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ // http://genproc.gov.ru/structure/scientific/district-7/
[7] См.: Учебные заведения МИД России // Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ // http://www.mid.ru/bul_newsite.nsf/kartaflat/03.15
[8] См.: Высшие учебные заведения // Официальный сайт Федерального агентства по рыболовству //http://www.fishcom.ru/page.php?r=39&id=1
[9] См.: Административное право: Учеб. / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2005.
[10] См.: Егоршин А.П. Перспективы развития образования России в XXI в. // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 4.
[11] См.: Кирилловых А.А. Административно-правовое регулирование управления в высшем образовательном учреждении // Административное и муниципальное право. 2008. № 12.
[12] См.: Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Под ред. А.Н. Козырина, В.В. Насонкина // СПС «КонсультантПлюс». 2005.
[13]См.: Грудцына Л.Ю. Сотрудничество государства и профессиональных юридических сообществ // Экономика и право. XXI век. 2013. № 2.
[14] См.: Анисимов А.Л. Комплексное управление образовательными услугами вузов:Автореф. дис. ... канд. экон. наук.Екатеринбург, 2004. С. 12.
[15] Болонский процесс представляет собой серию европейских встреч и конференций, на которых сформулированы ориентации по созданию единого европейского пространства высшего образования в период до 2010 г.
[16] См.: Бюллетень международных договоров. 2004. № 6.
[17]См.: там же. 2004.№ 7.
[18] Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
[19] См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1797.
[20] См.: СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.
[21] См.: Ягофаров Д.А., Хридина Н.Н., Васильченко Е.А. Образовательное нормотворчество и кодификация российского законодательства об образовании: Екатеринбург, 2006 // Федеральный центр образовательного законодательства // http://www.lexed.ru/pravo/theory/normotvorchestvo
[22] См.: Комментарий к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Постатейный) / Под ред. А.Н. Козырина // СПС «КонсультантПлюс». 2007.
[23] См.: Росс.газ. 2009. 29 мая.
[24] См.: Коренев А.П. Указ.соч.С. 41.
[25] См.: Дементьев И.В. Индивидуальные налогово-правовые акты: Дис. … канд. юрид. наук. Воронеж, 2005. С. 8.