Общее регулирование электронной торговли: международно-правовые аспекты

Кофейников Д.В., стажер Института государства и права Российской академии наук

В конце ХХ века перед человечеством встал целый ряд проблем, получившие название «общечеловеческие», то есть проблемы, порожденные достижениями технологического развития и поставившие под вопрос само существование человечества. Одной из таких проблем стала и необходимость регулирования деятельности в сети Интернет.

 Работа по подготовке к общественному обсуждению и поиску подходов к решению таких проблем была сосредоточена в офисе Генерального Секретаря Организации Объединенных Наций. Начало этой работе было положено Хавьером Пересом де Куэльяром в середине 1980-х годов, особенно плодотворно продолжена Кофи Аннаном, за что ему была вручена Нобелевская премия мира, но продолжается  и до настоящего времени под эгидой Пан Ги Муна.

         Самой угрожающей проблемой в то время казалось ухудшение окружающей среды, и в  1983 году была создана исследовательская группа под названием «Международная комиссия по окружающей среде» под руководством тогдашнего премьер-министра Норвегии г-жи Гру Харлем Брундтланд. Плодом нескольких лет работы Комиссии стал доклад «Наше общее будущее», получивший статус документа Генеральной Ассамблеи ООН[1]. В этом документе впервые была изложена идея «устойчивого развития»[2], которая легла в основу принятой в 2000 году «Декларации тысячелетия»[3]. 

В Декларации тысячелетия изложены цели:  интенсивный, но устойчивый экономический рост, сокращение голода и недоедания, снижение материнской и детской смертности, увеличение ожидаемой продолжительности жизни, обеспечение доступности образования, улучшение доступа к чистой питьевой воде и бытовым условиям, соответствующим санитарным нормам, экологическая устойчивость. Эти цели в основном касаются, как мы видим, прав человека, однако непременным условием достижения всех целей в Декларации названо формирование глобального партнерства.

         В том же 2000 году, во время саммита руководителей «большой восьмерки» на Окинаве (Япония) была принята Хартия информационного общества[4]. Статус Хартии – неофициальный, то есть официальным документом Хартия не является, как не является официальной межгосударственной организацией и сама так называемая «большая восьмерка»[5]. Главная мысль Хартии - предоставить всем людям без дискриминации доступ к обществу, основанному на знаниях.  Принятие Окинавской хартии было встречено с общим одобрением; и государства, и общественность выражали согласие с изложенными в ней идеями. Последующее осуществление и развитие Хартии проводилось при содействии Генерального Секретаря ООН. Вскоре после этого было проведено две международные конференции, которым был придан всемирный характер – к участию в них были привлечены представители государств, правительств, предпринимательских кругов, неправительственные организации самых широких интересов, так что на них был представлен как правительственный уровень международного управления, так и  гражданское общество.

Первая всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества состоялась в Женеве в 2003 году и приняла два важных документа: Декларацию принципов[6] и План действий[7].Двумя годами позднее, в 2005 году, в Тунисе состоялась всемирная конференция такого же характера, которая приняла более конкретизированные документы: так называемое Тунисское обязательство, в котором излагались намерения государств действовать определенным образом в целях формирования глобального информационного общества[8] и Программа действий – своеобразный план формирования информационного общества[9].

         Во исполнение Тунисской программы действий при содействии Генерального Секретаря ООН стали проводиться ежегодные сессии Форума по управлению Интернетом. Юбилейный, десятый форум состоялся в 2015 году вЖуан Пессоа (Бразилия)[10].

         Итоги каждого ежегодного форума доводились до сведения Генерального Секретаря ООН, который в своих ежегодных докладах Генеральной Ассамблее ООН сообщал о таких форумах, давал им краткую оценку и формулировал задачи на будущее[11].

         Генеральная Ассамблея принимала по этим докладам резолюции[12]. Высокий статус этих документов показывает важное значение, которое придается международным сообществом проблемам создания информационного общества. Декларация принципов, принятых в ходе Женевской части Всемирного саммита по информационному обществу[13], была обрисована цель, к которой стремятся участники Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. Это:ориентированное на интересы людей общество, направленное на развитие; в нем каждый мог бы создавать информацию; каждый имеет доступ к знаниям, возможность пользоваться и обмениваться ими; каждый индивид, община и народ в полной мере реализуют свой потенциал; общество строится на основе целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций и Всеобщей декларации прав человека.

Эти идеи неизменно получали развитие в документах, принимавшихся последующими ежегодными всемирными конференциями по управлению деятельностью в Интернете, где неизменно присутствовали представители и правительств, и граждан, и неправительственных организаций. Конференции всегда назывались «форум по управлению Интернетом». Для каждого всемирного форума выдвигался собственный лозунг, который определял его содержание.

Лозунгом Форума 2006 года в Афинах было «Интернет для развития»; в 2008 году в Хайдарабаде это был «Интернет для всех»; в 2009 году в Шарм-эль-Шейхе – «Управление Интернетом – создавая возможности для всех»; в 2010 в Вильнюсе – «Форум по управлению Интернетом – строим будущее совместно»; в 2011 в Найроби – «Интернет как катализатор перемен: доступ, развитие, свобода и инновации»; в 2012 в Баку – «Управление Интернетом в целях устойчивого развития людей, экономики и социальной сферы»; в 2013 на о.Бали – «Строим мосты – укрепляем сотрудничество всех заинтересованных сторон»[14]; в 2014 в Стамбуле – «Соединяем континенты во имя управления Интернетом для всех»; в 2015 в Жуан Пессоа (Бразилия) – «Эволюция управления Интернетом – придавая силы устойчивому развитию». Дискуссии, проводившиеся в рамках форумов, и принимавшиеся документы соответствовали заявленным лозунгам.

Необходимо отметить неточность названия этих мероприятий. И в Окинавской хартии, и в документах Женевской и Тунисской конференций, а также и в документах последующих ежегодных форумов употребляются слова «управление Интернетом», которые используются и в названии российской части интернет-форума[15].

На неточность данного термина обращала внимание М.Б.Касенова. Она пишет, что «управление интернетом» - достаточно условный перевод термина «InternetGovernance»[16] и считает, что причина этого – в двойной природе Интернет. «С одной стороны, интернет – это «техническое изобретение» и, как таковое, объективно требует технической поддержки и технологического обеспечения его функционирования. С другой стороны, помимо технических аспектов управления интернетом есть ряд сфер, связанных с государственной политикой в сфере интернета, которые требуют участия правительств»[17].

Действительно, во многих международных документах проводится именно такое разделение сферы Интернет. Так, в 2011 году Экономическим и Социальным Советом ООН принята резолюция, где разделены вопросы, связанные с «повседневной деятельностью технического и эксплуатационного характера», и вопросы, относительно «деятельности правительств и их роли в выполнении своих обязательств в решении международных вопросов государственной политики, касающихся интернета»[18].

Интернет как техническое устройство, даже и чрезвычайно сложное, служит только инструментом. Как справедливо отметил А.А.Тедеев, глобальная компьютерная сеть Интернет выступает в качестве экономического инструмента процессов электронной коммерции[19]. Н.И.Соловяненко пишет, что сеть Интернет используется как универсальный канал сбыта товаров и услуг[20].

Всемирные форумы сыграли роль общей конференции, где вырабатывался единый подход к регулированию деятельности в сети Интернет. Начиная с первого форума, в  Афинах в 2006 г., на обсуждение выносились:  открытость сети Интернет, безопасность, разнообразие и доступ. Позднее к ним прибавились доверие и  экономика Интернета. Иногда формулировки тем обсуждения менялись, но суть в целом сохранялась.

         Следует отметить, что на форумах регулярно подтверждался единообразный подход к формированию правил управления Интернетом. В частности, всегда подчеркивалась необходимость самого широкого участия государств и общественности. Общий подход был сформулирован в ходе Первого Форума в Афинах в 2006 году и с тех пор оставался неизменным: «Задача создания и развития информационного общества не может быть решена каким-либо одним органом, а представляет собой общенациональную задачу, выполняемую многими учреждениями, партнерствами между государственными и частными органами, общинами и всеми заинтересованными сторонами на основе сотрудничества».

         Таким образом, при всем разнообразии участников всемирных форумов управления Интернетом, они разделяли идею возможно большего разнообразия субъектов этого общества. Необходимо отметить также, что кроме централизованных мероприятий под эгидой Генерального Секретаря ООН, действует множество рабочих групп, национальных и международных. Созданы также национальные форумы информационного общества. Как указывалось выше, в России также действует Российский форум по управлению Интернетом, который проводит ежегодные сессии. Очередная, Седьмая сессия состоится 7 апреля 2016 года.

         Таким образом, формирование регулирования деятельности в сети Интернет отличается всеми признаками построения демократического общества, основанного на обмене знаниями и технологиями.

е) процесс регулирования в рамках Организации экономического сотрудничества и развития

         Не только ООН, но и многие другие международные организации принимают участие в разработке норм управления Интернетом. Но особое место в этом процессе занимает Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В эту организацию входит 34 страны, которые считают себя приверженными демократической форме правления и рыночной экономике. На их долю приходится около 80% мирового валового продукта[21].

Организация, которая имеет тесные связи с более чем 70 странами, неправительственными международными организациями и общественными организациями многих стран, является довольно влиятельной силой в современном мире. ОЭСР не имеет формальной структуры, и в основе ее не лежит международный договор; она действует на основе неформальных соглашений. Эта организация является существенной частью механизма, обеспечивающего свободу международной торговли, поскольку занимается анализом и статистической информацией в мировой торговле, в каждой стране, а также формулирует рекомендации и указывает на те затруднения, которые могли бы быть решены с помощью международных договоренностей[22].

         В 1997г.  в рамках ОЭСР была впервые создана группа экспертов по электронной торговле, которая составила первый доклад о перспективах ее развития и правовых рамках, которые должны быть для этого созданы. В дальнейшем такие доклады создавались регулярно. В 1998 году был сформулирован первый План действий в электронной коммерции, в котором были предложены принципы и условия налогообложения электронной коммерции. В дальнейшем рамки политики в отношении регулирования электронной коммерции постоянно дорабатывались и уточнялись[23].

         Для содействия созданию правовых рамок для траста, страхования, защиты прав потребителей, в рамках ОЭСР в 1999 году сформулированы «Основные направления защиты прав потребителей в контексте электронной коммерции»[24]. За этим последовали разработки по отдельным элементам электронной коммерции, например, предложения по независимым механизмам разрешения споров, а также модельные проекты законов о политике в отношении электронной торговли; в 2002 году приняты «Основные направления защиты потребителей от мошеннической и обманной трансграничной коммерческой практики»[25].

         О внимании ОЭСР к проблемам электронной коммерции говорит число аналитических материалов, произведенных этой организацией. В 1999 году опубликован доклад «Экономические и социальные последствия электронной коммерции»[26], который послужил основой для дебатов на Конференции министров с повесткой дня «Мир без границ: реализация потенциала глобальной электронной коммерции»[27]. Другими важными саммитами ОЭСР были «Использование цифровых технологий для сокращения бедности» в 2001 году[28] и «Форум растущих рыночных экономик по вопросам электронной коммерции»[29] также в 2001 году. В 2006 году в Камеруне был проведен региональный саммит с повесткой дня «Максимизация возможностей для развития в процессе развития торговли»[30]. Эти последние мероприятия в определенной степени компенсировали провал Раунда переговоров, начатых в городе Доха членами ВТО.

ж) регулирование транзакций

         Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)[31]приступила к подготовке модельных нормативных актов уже в самом начале использования сети Интернет для торговли. Уже в 1996 году вышел модельный закон об электронной коммерции[32], в котором предложены проекты положений о заключении контрактов в данной сфере, их содержании и исполнении. В нем уделено внимание и таким аспектам, как подлинность цифровой подписи, юридическое признание и защита передаваемых данных.

         Разработка данного модельного закона была попыткой в международном плане гармонизировать юридические положения, которые могут быть включены в национальное законодательство разных стран, предоставив законодателю основные наметки, по которым может строиться законодательство. Такой подход не связывает законодателю руки и предоставляет ему значительную свободу действий. И действительно, целый ряд стран использовал этот модельный закон в ходе разработки законодательства, в других странах были применены его принципы[33].

         Необходимо также упомянуть рекомендации под названием  Стандарты ООН по обмену электронными данными в административных, коммерческих и транспортных целях»[34], принятые Экономической комиссией ООН для Европы.

з) Конвенция Организации Объединенных Наций об использовании электронных сообщений в международных договорах

         Конвенция об использовании электронных сообщений в международных договорах была подготовлена в рамках рабочей группы экспертов, которая вела переговоры под эгидой ЮНСИТРАЛ в течение нескольких лет и была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 23 ноября 2005 года[35].

         Конвенция невелика по объему, она состоит 25 статей, поделенных на четыре главы: сфера применения, общие положения, использование электронных сообщений, заключительные положения. Конвенция регулирует частно-правовые отношения, поскольку в ст.1 сказано, что она применяется к отношениям в связи с заключением или исполнением договоров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах, а именно к транзакциям B2B. Согласно ст.20, Конвенция применяется и к отношениям, оформленным в соответствии с более давними Конвенциями, так что письменная форма договора приравнивается к электронной форме.

         Некоторые замечания следует сделать относительно понятия «место ведения бизнеса». По ст. 4(h) это «любое место, в котором сторона сохраняет не носящее временного характера предприятие для осуществления иной экономической деятельности, чем временное предоставление товаров или услуг из конкретного места». Очевидно, что здесь имеется в виду физический, а не виртуальный адрес предприятия. Другими словами, Конвенция опирается на информацию, предоставленную заинтересованной стороной, а не на расположение технического оборудования или места доступа к информации. Доменное имя или электронный адрес, привязанный к конкретной стране, таковыми быть не могут. Ясно, что в случае сомнений судья должен будет устанавливать наличие наиболее тесной связи стороны с соответствующим электронным контрактом. В Пояснительной записке ЮНСИТРАЛ к рассматриваемой Конвенции прямо сказано, что она не применяется к чисто виртуальным компаниям, которые существуют только в Интернете и не имеют физического основания[36].

         Конвенция касается самых важных вопросов.

         При толковании Конвенции должны приниматься во внимание принципы добросовестности в международной торговле, а также общепризнанные международные положения;

         Что касается юридического признания электронных сообщений — договор не может быть лишен действительности или исковой силы на том лишь основании, что он составлен в форме электронного сообщения (с. 8); условия признания формы в ст.9 излишне усложнены; если электронные средства правомерно заменяют традиционную письменную форму, необходимо удостоверение того, что сообщение всегда может быть воспроизведено и прочитано, как письменный документ.

         В принципе, подпись не требуется для установления письменной формы, однако решающая роль здесь отводится национальному законодательству. Отметим, что формулировка Конвенции отличается от той, что включена в Модельный закон ЮНСИТРАЛ об электронной подписи[37], потому что отсылает скорее к цели, а не к доказательству содержания. Но данное положение сформулировано дольно в общем виде, а потому ограничение видов электронной подписи не имеет особого значения[38]. Вопрос о «подлинности» электронного документа иногда дебатируется очень горячо; однако, преувеличивать его значение не стоит, поскольку подлинность имеет значение для сертификатов о страховании, о качестве и объеме[39].

         Обычно понятие подлинности связывается с методом аутентификации на том основании, что подлинник должен соответствовать критерию целостности, который в электронных документах остается полным и неизменным.

         Электронная оферта — один из самых горячо обсуждаемых вопросов в электронной торговле, в частности, считается ли деловая оферта на вебсайте обязывающей или просто приглашением к заключению контракта. Большинство ученых указывают на то, что бизнес-оферта составляет не обязывающее приглашение к контракту для потенциальных покупателей, если электронный продукт не может быть непосредственно использован[40] в конкретных обстоятельствах[41]; на таком же подходе основана директива ЕС[42].

         В Конвенции тот же подход: в ст.11 установлено, что предложение заключить договор, адресованное не одной или нескольким сторонам, а общедоступное для всех пользователей Интернет, считается  приглашением представлять оферты, если только в нем не выражено ясно обратное намерение. Правда, не совсем ясно положение интерактивного вебсайта, особенно если он требует предварительной регистрации. Но высказывается мнение о том, что специальная адресация индивидуальным лицам должна признаваться только в том случае, если это ясно из соответствующих обстоятельств: продавец намерен поместить обязывающую оферту[43]. Ясно, что вебсайты нельзя не рассматривать как приглащения потенциальным покупателям размещать оферту, которая будет приниматься поставщиком продукта.

         Время и место заключения контракта прямо не установлено Конвенцией, значит, они могут определяться положениями международного частного права каждого государства. Правда, в Конвенции  есть указания на время и место отправления и получения электронных сообщений, под которыми, в принципе, можно подразумевать   место ведения предпринимательской деятельности. Так, временем отправления электронного сообщения по ст.10 является время, когда оно покидает электронную систему, находящуюся под контролем составителя или момент получения электронного сообщения. Трудность в данном случае может возникнуть из-за сложных преград (firewalls) или если только информационная система фиксирует послание.

         Электронная ошибка, которая может возникнуть из-за обмена информацией между незапрограммированными машинами, поспешной передачи или слишком отдаленного пути, трактуется в ст.14. О случайной ошибке следует незамедлительно уведомить партнера, но право отозвать ошибочное сообщение не предоставляется той стороне, которая уже получила выгоду от транзакции (например, уже скачан софт). В Конвенции не предусмотрен отлагательный срок для отозвания сообщения.

         Сфера действия Конвенции — транзакции, заключенные на интерактивныхвебсайтах, так что пассивные сайты не покрываются положениями ст.14. Кроме того, исправление ошибки допускается, если она совершена индивидом. В целом же ст.14 может быть полезна только покупателям, а не продавцам.

         Кроме того, есть два явных пробела: 1)Конвенция не обязывает поставщика электронных продуктов применять методы фиксации и исправления ошибок, несмотря на  то, что некоторые торговые обычай уже существуют в данной сфере, и 2)Конвенция никак не регулирует юридические последствия получения или отправления ошибочного сообщения. Это может значить, что в случае спора вопрос будет решаться на основе национального права.

         Конвенция об электронных соглашениях — это один из важнейших договоров относительно электронной торговли. Ее главный положительный аспект — широкая сфера ее применения, поскольку она охватывает и электронные товары, и электронные услуги. Ее составители пошли дальше в регулировании электронных услуг, чем более ранние документы, и это очень важно, потому что экономическое значение услуг будет со временем возрастать.

         Важно и то, что благодаря Конвенции можно с большей уверенностью судить о возможных юридических последствиях тех или иных предпринимательских действий. Например, в Конвенции зафиксированы правила признания юридической валидитарности электронных сообщений и онлайновых контрактов, что означает также возможность признания валидитарности транзакций в Интернете. Таким образом, Конвенция устраняет многие барьеры для электронной торговли. Например, презумпция относительно необязательного характера коммерческой оферты, изложенной на веб-сайте , вполне соответствует нуждам бизнеса.

         Однако необходимо также отметить некоторые недоработки в Конвенции. Прежде всего, многие ее положения недостаточно ясно изложены и сформулированы сложно, громоздко и непонятно. Например, это касается ст.9 относительно формальных требований, а также положений ст.11 об оферте.

         Многие положения Конвенции содержались в более ранних документах. Однако Конвенция идет гораздо дальше.

         Многие авторы считают основным недостатком Конвенции то, что в ней не нашли отражения торговые обычаи и обыкновения, широко распространенные в обычной торговле и в значительных количествах перенесенные в электронную  торговлю[44]. Обычаи играют важную роль и их не следует недооценивать; они могут также содействовать лучшему учету принципов информационного права в регулировании электронной торговли.

д) новые контракты в электронной торговле

         Активизация и расширение предпринимательской деятельности в сети Интернет вызывает к жизни новые формы бизнес-моделей и бизнес-контрактов. Эти новые модели зачастую не касаются способов предоставления электронных товаров и электронных услуг как таковых, но, особенно в отношении электронных товаров, составляют предварительную стадию поставки продуктов. Фактической поставке в физическом виде какого-либо товара может предшествовать контакт с потенциальным покупателем.

         Уже можно отметить появление следующих моделей.

1.Аффилированные программы: владелец сайта позволяет поставщику товара или услуги размещать баннер или иную ссылку на своем сайте, которая отсылает к коммерческой оферте поставщика; детальная информация о продукте становится доступной только после активации ссылки.

2.Торговые порталы: владелец сайта может предложить электронное пространство поставшику товаров или услуг, заинтересованному в помещении некоторой ключевой информации о своем бизнесе на данном сайте. Информация становится приглашением для потенциального покупателя начать деловые отношения путем активации ссылки.

3.Торговые ячейки: поставщик услуг может предложить потенциальному покупателю ориентир, который будет действовать как поисковик; у такой ячейки фактически функция навигации.

4.Онлайн аукцион: эта форма бизнеса в последние годы стала наиболее успешной, потому что позволяет участвовать в аукционе гораздо большему числу клиентов; отсюда — их ценовая эффективность, товары приобретаются по более низкой цене.

5.Аутсорсинговые услуги:  бизнес-услуги, предоставляемые онлайн в последние годы оцениваются многими авторами как полезные для населения не только развитых, но и развивающихся стран, как показывает пример Индии[45].

         Необходимо обеспечить эти новые формы электронной торговли  надежным правовым регулированием.

 

[1] Развитие и международное экономическое сотрудничество: проблемы окружающей среды. Док. ООН А/42/427 4 August 1987.

[2] «sustainabledevelopment»

[3]Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Принята резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml

[4]Окинавская Хартия глобального информационного общества. 22 июля 2000 года//Дипломатический вестник,N 8, август 2000 года

[5]Это регулярная конференция лидеров ведущих  промышленно   развитых государств (это США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада и Италия). В саммитах обычно принимают участие представители международных организаций – Всемирного банка, Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда[5]. До 2014 года в работе «восьмерки» принимала участие Россия.

[6] Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества (Женева). Декларация принципов. Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии. Документ WSIS-03/GENEVA/DOC/4-R  от 12 декабря 2003 г.  [Электронный ресурс]. – URL: http://www.itu.int/wsis/docs/geneva/official/dop.html (11.09.2014)

[7] Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества (Женева). План действий. Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии. Документ WSIS-03/GENEVA/DOC/5-R от 12 декабря 2003 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.itu.int/wsis/docs/geneva/official/dop.html (11.09.2014)

[8] Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества (Тунис). Тунисское обязательство. Документ WSIS-05/TUNIS/DOC/7-R от 18 ноября 2005 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.itu.int/wsis/docs2/tunis/off/7-ru.doc (11.09.2014)

[9] Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества (Тунис). Тунисская  программа для информационного общества. Документ WSIS-05/TUNIS/DOC/6(Rev.1)-R 18 ноября 2005 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.itu.int/wsis/docs2/tunis/off/7-ru.doc (11.09.2014)

[10]См.: Annual Internet Governance Forum  Meeting.  (Athens 2006) [Электронныйресурс]. – URL: http://www.intgovforum.org/cms/athensmeeting; Annual Internet Governance Forum  Meeting.  (Rio de Janeiro 2007) [Электронныйресурс]. – URL: http://www.intgovforum.org/cms/secondmeeting; Annual Internet Governance Forum  Meeting.  (Hyderabad 2008) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ifap.ru/pr/2008/n081201 a.pdf

Annual Internet Governance Forum  Meeting.  (Sharm El Sheikh 2009) [Электронныйресурс]. – URL: http://www.intgovforum.org/cms/2009-igf-sharm-el-sheikh; Annual Internet Governance Forum  Meeting.  (Vilnius 2010) [Электронныйресурс]. – URL: http://www.intgovforum.org/cms/2010-igf-vilnius; Annual Internet Governance Forum  Meeting.  (Nairobi 2011) http://www.intgovforum.org/cms/2011-igf-nairobi; Annual Internet Governance Forum  Meeting.  (Baku 2012) [Электронныйресурс]. – URL: http://www.intgovforum.org/cms/2012-igfbaku; Annual Internet Governance Forum  Meeting.  (Bali 2013) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.intgovforum.org/cms/2013-bali;

Annual Internet Governance Forum  Meeting.  (Istanbul  2014) [Электронныйресурс]. – URL: http://www.intgovforum.org/cms/igf-2014-istanbul; Annual Internet Governance Forum  Meeting.  (JoãoPessoa 2015) [Электронный ресурс]. – URL:  http://www.intgovforum.org/cms/igf-2015-JoãoPessoa

[11] См., например: Док ООН  А/66/152 «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» Доклад Генерального секретаря. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.un.org/disarmament/HomePage/ODAPublications/DisarmamentStudySeries/PDF/DSS_33_Russian.pdf  (05.09.2014); Док ООН  А/65/154 «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» Доклад Генерального секретаря. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.un.org/disarmament/HomePage/ODAPublications/DisarmamentStudySeries/PDF/DSS_33_Russian.pdf(05.09.2014) 

[12] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Использование информационно-коммуникационных технологий в целях развития» от 21 декабря 2009 г. /UNDoc. A/RES/64/25.  [Электронный ресурс]. – URL: http://www.un.org/ru/development/ict/res.shtml ; Резолюция A/RES/64/187 Генеральной Ассамблеи ООН «Использование информационно-коммуникационных технологий в целях развития» от 9 февраля 2010 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N09/473/07/PDF/N0947307.pdf?OpenElement (11.07.2014 г.); Резолюция 63/37 Генеральной Ассамблеи ООН «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» от 19 декабря 2009 г. /UNDoc. A/RES/65/141.  [Электронный ресурс]. – URL: http://www.un.org/disarmament/HomePage/ODAPublications/DisarmamentStudySeries/PDF/DSS_33_Russian.pdf(11.07.2014 г.) ; Резолюция E/2010/INF/2/Add.1 ЭКОСОС № 2010/2 «Оценка прогресса, достигнутого в осуществлении решений и последующей деятельности по итогам Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества», от 19 июля 2010 г. [Электронный ресурс]. – http://www.un.org/ru/ecosoc/docs/2010/r2010-2.pdf (11.07.2014 г.)

[13]World Summit on the Information Society (WSIS). Geneva 2003, Tunis 2005. Document WSIS- 03/GENEVA/DOC/4-E. 12 December 2003. Declaration of Principles. Building the Information Society: a global challenge in the new Millennium

[14]‘Building Bridges - Enhancing Multistakeholder Cooperation for Growth and Sustainable Development’.Английское слово  Multistakeholder не имеет точного русского эквивалента и обычно означает«множество разных участников».

[15] Седьмой Российский форум по управлению Интернетом. 7 апреля 2016. «Лотте-отель». www. http://rigf.ru/.

[16]Касенова М.Б. К вопросу формирования международно-правовой модели управления интернетом (Итоги Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества)//Московский журнал международного права. 2013. № 1. С.93

[17] Там же. С. 94

[18]Док. ООН . Е/2011/INF/2, от 26 июля 2011 года

[19]Тедеев А.А. Электронная коммерция: правовое регулирование и налогообложение. –   М. : ПРИОР, 2002. С.5.

[20]Соловяненко Н.И. Правовые вопросы электронного обмена данными при заключении договора//Российская электронная библиотека:  http://www.erudition.ru/ref/id.28713_1.html

[21] См. Официальный сайт ОЭСР: http://www.oecd.org/

[22]OECD. Information Technology Outlook 2006, http://www.oecd.org/sti/ito.

[23]OECD. Are the Current Treaty Rules for Taxing Business Profits Appropriate for E-Commerce?, available at http://www.oecd.org/dataoecd/2/38/20655083.pdf.

[24]    OECD Guidelines for Consumer Protection in the Context of Electronic Commerce

[25]Guidelines for Protecting Consumers from Fraudulent and Deceptive Commercial Practices Across Borders

[26]OECD.Economic and Social Impact of E-Commerce.

[27]OECD. A Borderless World: Realising the Potential of Global Electronic E-Commerce.

[28]OECD.Exploiting the Digital Opportunities for Poverty Reduction.

[29]OECD. Emerging Market Economy Forum on Electronic Commerce

[30]OECD.Maximising the Developmental Benefits of Trade Facilitation

[31]UNCITRAL - United Nations Commission on International Trade Law.

[32]UNCITRAL Model Law on Electronic Commerce with Guide to Enactment 1996,available at http://www.uncitral.org/pdf/english/texts/electcom/05-89450_Ebook.pdf

[33]UNCITRAL, Status: Model Law on Electronic Commerce, http://www.uncitral.org/uncitral/en/unci-tral_texts/electronic_commerce/1996Model_status.html

[34]United Nations Economic Commission for Europe [UNECE], United Nations Directories for Electronic Data Interchange for Administration Commerce and Transport, http://www.unece.org/trade/untdid/welcome.htm

[35]Конвенция Организации Объединенных Наций об использовании электронных сообщений в международных договорах  от 23 ноября 2005 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справ.правовая система. – Версия Проф. – Электрон.дан. – М., 2014.

[36]UNCITRAL. Legal Aspects of Electronic Commerce: Explanatory Note on the Convention on the Use of Electronic Communications in International Contracts, 75, A/CN.9/608/Add 1 (Mar. 22, 2006).

[37]UNCITRAL Model Law on Electronic Signatures

[38]UNCITRAL. Report of the United Nations Commission on International Trade Law on the Work of Its Thirty-Eighth Session, 61, A/60/17 (Jul. 4-15, 2005).

[39]Соловяненко Н.И. Правовое регулирование электронной торговли и электронной подписи (международный опыт и российская практика)//Хозяйство и право. 2003. № 1.

[40]Электронный продукт может быть скачан (например, софт) или прямо употреблен (например, чтение журнала онлайн)

[41]Toshiyuki Kono, Selected Legal Issues of E-Commerce, Internet Auction and its Critical Analysis From The Viewpoint of Contract and Commercial Law// Selected  Legal Issues of E-commerce. Toshiyuki Kono, Christoph G. Paulus, Harry Rajak eds., 2002. P.138-140.

[42] EC-Directive on Electronic Commerce of June 2000// AB1 2000 L 178/1 (Jul. 17, 2000), art. 11.

[43]Grewal D. Internet Retailing: Enablers, Limiters and Market Consequences// Journal of Business Research, v.57, 2004, p.703.

[44]См.,например: Weber R. H. International E-Trade //The International Lawyer, v.41 Fall, 2007, p. 868.

[45]Klein S. Introduction to Electronic Auctions// Journal of Electronic Marketplaces, v.7, 1997, p.8.