О государственном регулировании сельского хозяйства в Российской Федерации и Республике Казахстан: понятие, проблемы, особенности

Дюсюпова А.Д., к.ю.н., заведующая кафедрой теории государства, политики и права ВКГУ им. С. Аманжолова

В ХХI веке вопрос об участии государства в регулировании аграрной экономикой не является предметом дискуссии. Вопрос сводится к тому, как и каким образом, с помощью каких механизмов и методов можно обеспечить наиболее эффективное осуществление государством своих регулирующих функций [1,c.17].

      В различных странах подходы к государственному регулированию формировались в отдельные годы в зависимости от условий ведения сельского хозяйства, особенностей землевладения, уровня концентрации производства, потребительского спроса и предпочтений на рынке продуктов питания.

       Основу деятельности государства в отношении регулирования землепользования в странах с развитой рыночной экономикой составляет, с одной стороны, признание уникальной роли земли в производстве сельскохозяйственной продукции, а с другой – признание основы ее в имущественном владении производителя сельскохозяйственной продукции.

С переходом экономики в начале 90-х годов на рыночные условия в агропромышленном комплексеРосии и Казахстана стали развиваться негативные процессы, приведшие к неравным экономическим отношениям между промышленными и сельскохозяиственными отраслями производства, резкому ухудшению финансового состояния сельхозтоваропроизводителей и обвальному падению производства практически всех видов сельскохозяйственной продукции.

       Кризисные  явления в сельском хозяйстве России и  Казахстана привели к необходимости осуществления глубоких экономических реформ. В процессе углубления экономических реформ и формирования рынка,  определяющее значение имеет разработка новых подходов по созданию системы государственного регулирования сельскохозяйственного производства.

        Международный опыт показывает, что активная поддержка аграрного сектора, оказываемая со стороны государства, способствует его устойчивому и эффективному функционированию. Так, благодаря поддержке условий производства и защите внутреннего рынка, высокоразвитые страны (в частности страны Западной Европы, США) усилили свое лидерство в развитии отраслей аграрного сектора. Сегодня агропромышленный комплекс (АПК) в этих странах представляет собой технологическую цепочку, которая начинается в научных лабораториях и заканчивается сбытом готовой продукции через торговую сеть [2, c.218].

      Рассматривая процесс эволюции аграрной политики в странах с рыночной экономикой, можно обнаружить ряд закономерностей в отношении роли государства в развитии аграрного сектора. Здесь можно выделить два качественных этапа – до и после 30-х годов ХХ в. Годы Великой депрессии (1929-1933) в корне изменили роль государства на аграрном рынке. Это отчетливо видно на примере США - страны с высокоразвитой рыночной экономикой, впервые в капиталистическом мире применившей методы государственного регулирования своей экономической системы [3, c.20].  

В США сложился целый комплекс законодательств по регулированию сельского хозяйства с учетом его специфических особенностей, в том числе по пользованию землей, обеспечивающий достаточно высокий экономический и социальный результат воздействия государства. Он касается таких аспектов, как ограничение на иностранное и корпоративное землевладение, льготное получение кредитов и многое другое.

      Государственное регулирование сельского хозяйства не может осуществляться вне права,  вне регулирующего воздействия правовых норм, поскольку только упорядоченная, подчиненная неукоснительному соблюдению установленных государством правил деятельность управомоченных органов,может обеспечиь продовольствием население страны. Вместе с тем,  сами по себе правовые нормы без механизма их реализации не могут решить те задачи, которые стоят перед производителями сельскохозяйственной продукции. Необходима организующая воля государства,  реализуемая через механизм управления, основой которого является право.

         При командно-административной системе, государство брало на себя все функции хозяйствования, где сельскохозяйственный сектор экономики не был исключением. Этот процесс был осложнен экономическим, финансовым, правовым, административным кризисом. Непоследовательность земельной реформы определялось также трудностью изменения экономической идеологии самого сельского хозяйства и прежде всего необходимостью его приватизации, появления частного сельскохозяйственного производства.

       Отказ  России и Казахстана от системы жесткого административно-командного управления, ставит перед исследователями целый ряд задач концептуального плана, в том числе определения понятийного аппарата, уяснении содержания используемых ранее понятий и терминов.

         Исследование понятия «государственное регулирование сельского хозяйства» играет важное методологическое значение для науки аграрного права. Достаточно широко применяемая в теории сельскохозяйственной экономики,   правовая природа  государственного регулирования аграрных правоотношений, до сих пор мало исследована.

         Например,   в Законе Республики Казахстан «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» от 8 июля 2005 года и Федеральном  законе  от 29 декабря 2006 г № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»[4] указаны цели и принципы государственного регулирования развития агропромышленного комплекса и сельских территорий, основные направления и мероприятия в данной области, однако, самого определения он не содержит.

         Следует отметить, что в  условиях формирования на постсоветском пространстве рыночной экономики,произошел отказ от многих установленных правовых категорий. В настоящее время перед учеными стоит далеко не бесспорный вопрос – сохраняется ли такой правовой институт, как государственное управление? Меняется ли сущность данного института при замене его институтом государственного регулирования или имеет место только терминологическая реформация?

         Теоретики административного права, всесторонне исследуя природу «управления» разделяют понятия «правовое регулирование» и «административно-правовое регулирование».  «В чисто юридическом смысле регулирование являясь элементом (функцией) управленческого процесса, находит свое выражение в установлении правил поведения в управляемой сфере, т.е в правовом регулировании. В нашем случае имеется в виду административно-правовое регулирование» [5, c.13].

           А.П. Алехин  придерживается мнения, что «между государственным управлением и государственным регулированием нет принципиальных различий по целевому назначению. Фактически речь может идти о различном (большем или меньшем) удельном весе участия государства в экономических и иных процессах» [6, c.21].

           В научной юридической литературе А.Х. Хаджиев отмечает,  что  «изложенная тенденция дала основание некоторым авторам говорить о необходимости перехода от государственного управления, как явления, присущего тоталитарному государству, к государственному регулированию земельных отношений. По многим параметрам и признакам эти два понятия взаимосвязаны,  и они дополняют друг друга [7, c. 182].

       С такой позицией не согласны А.С. Стамкулов и  Г.А. Стакулова. По их мнению, автор «еще больше запутал институты земельного права, относящиеся к праву регулирования земельных отношений с институтом управления земельными ресурсами» [8, c. 277].

          По мнению Н.А. Прохоровой, государственное регулирование земельных отношений является более широким понятием,  чем государственное управление земельными ресурсами. Ведь государственное регулирование включает в себя и нормотворческую деятельность [9, c. 94].

        В «современных условиях развития нашего общества недостаточно, а самое главное не совсем правильно говорить лишь о государственном руководстве и управлении сельским хозяйством. Да и сами понятия «государственное руководство сельским хозяйством» и «государственное управление сельским хозяйством»  в условиях формирования правового государства и перехода к рыночной экономике должно быть довольно существенно переосмыслены. Более того, сегодня лучше всего говорить об аграрной функции государства и об эффективном ее осуществлении»  [10, c 73].

         Особая  сложность осуществляемой структурной перестройки экономики России и Казахстана заключается в том,  что ее приходится проводить одновременно с институциональными преобразованиями с целью трансформации  централизованной экономики в рыночную систему смешанного типа.  В этих условиях для смягчения неизбежных социально-экономических трудностей и ускорения масштабных преобразований  необходимо стремиться в максимальной степени использовать имеющийся экономический потенциал Росссии и Казахстана, в том числе и потенциал внешнеэкономического сотрудничества.

        Таким образом, в период проведения земельной и аграрной реформы, возрастает роль государства и права в регулировании аграрных правоотношений. В условиях рыночных отношений государственное вмешательство имеет место, оно необходимо для создания благоприятных экономических, правовых, организационных  и иных необходимых условий для завершения начатых реформ.

 

  Список использованной литературы  

1         Быстров Г.Е. Правовое регулирование аграрных, земельных отношений, природопользования и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве в России, Украине,  Белоруссии,  Казахстане,  других странах СНГ и государств ЕС:  состояние, проблемы,  пути совершенствования. –  Москва. –  2009. –  576 с.

    2. Казахстан в системе мировых экономических процессов -  Алматы:  КИСИ при Президенте РК, 2008. – 272 c.

  3. Аграрная политика / А.П. Зинченко,  В.И. Назаренко, В.В. Шайкин и др.:  Под ред. А.П. Зинченко.-  М.:  КолосС, 2004. – 300 c.

4. Республика Казахстан. О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий: Закон от 8 июля 2005 г. № 66-III ЗРК // Казахстанская правда. 2005. - 12 июля; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006.- № 264.

5. Административное право:  Учебник. – 2-е изд.,  перер и доп. – М.: Юрист, 2003. – 200 с.

6. Алехин А.П. и др.  Административное право Российской Федерации 1997.  – 180 с.

7. Хаджиев А.Х.  Земельное право Республики Казахстан (общая часть):  Учебное пособие / Под редакцией доктора юридических наук, профессора Мухитдинова Н.Б. 2-е издание, переработанное и дополненное. – Алматы:  ЮРИСТ. 2002. – 376 с.

8. Стамкулов А.С.,  Стамкулова Г.А.  Земельное право Республики Казахстан (общая часть):  Учебное пособие . – Алматы,  2004. – 407 с.

9. Прохорова Н.А. Понятие управления в земельном праве  // Государство и право. -  2003. -  № 6. - С.90-95.

10.  Культелеев С.Т. Аграрное право Республики Казахстан. Общая часть:  Учебник.  – Алматы.  «НАS». 2005.  – 320 с.