Некоторые аспекты уголовной ответственности за нарушение избирательных прав

Воронцова Н.В., студентка 2 курса, специальности 40.05.01, ФГБОУ ВО Московский Технологический Университет

Миненко К.С., Студент 2 курса, специальности 40.05.01, ФГБОУ ВО Московский Технологический Университет

Прежде чем раскрывать конкретные составы преступлений за нарушение избирательного законодательства остановимся на общетеоретических вопросах. Уголовная ответственность является одним из элементов юридической ответственности. Известно, что юридическая ответственность включает в себя качественные характеристики социальной ответственности, которая является своеобразным регулятором общественных отношений.

Под юридической ответственностью, в большинстве случаев, учёные-юристы понимают такие меры государственного принуждения, при которых происходит осуждение виновного лица, принятие принудительных мер личного и имущественного характера, но только предусмотренных нормами права.[1] В рамках науки теории государства и права выделяют негативную и позитивную ответственность. Если позитивная  основана на ответственности за будущее поведение, то негативная, или ,как её иначе называют, ретроспективная, основана на ответственности за прошлое правонарушение.

Если переходить к юридической ответственности за нарушение избирательных прав, то в России этот вид  имеет глубинные истоки. Первые санкции за нарушение процедуры выборов были применены ещё в XVIII веке, и вплоть до конца XX века данный институт переживал постоянные видоизменения. Только начиная с конца 80-х годов прошлого века, юридическая ответственность за нарушение избирательного законодательства стала совершенствоваться в большей степени. Были раскрыты такие вопросы как принципы и способы реализации ответственности за нарушения в избирательном законодательстве, выделены конкретные составы правонарушений, развивались различные меры ответственности. В рамках данного процесса были приняты следующие нормативно-правовые акты:

Федеральный закон «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации»;

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательного права»;

Федеральный закон «О политических партиях»  и др.

В рамках науки конституционного права, а мы рассматриваем избирательное право как подотрасль конституционного права, выделяют три вида ответственности за нарушение избирательного законодательства:

Конституционная ответственность;

Уголовная ответственность;

Административная ответственность.

Уголовной ответственности за нарушение избирательного законодательства (в рамках юридической ответственности) уделяется большое место. В Уголовном кодексе существуют 4 статьи, посвященные данным составам преступлений. Для реализации уголовной ответственности за нарушение избирательных прав в России важное место отводится решениям Конституционного Суда по данным вопросам, а также обобщение практики судов общей юрисдикции. Но ведущее положение занимают конституционные принципы и нормы, которые и образуют определённый «каркас», «базис» для данного вида ответственности при нарушении избирательных прав. Уголовная ответственность носит негативный (ретроспективный) характер, выражающаяся в форме ответственности лица за совершенное преступление в избирательной сфере, при которой следуют меры государственного воздействия в соответствии с нормами уголовного законодательства[2].

       На современном этапе государство при наложении уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан исходит из фундаментальных принципов всего уголовного законодательства, а именно на том, что уголовная ответственность может быть применена только при наличии вины (ст.5 УК РФ)[3].

       Одной из актуальных проблем в избирательном законодательстве является вопрос о правах лиц, которые в соответствии с Конституцией РФ не имеют права избирать и быть избранными. К таким гражданам в соответствии с ч. 3 ст. 32 Конституции РФ относят граждан, которые признаны  судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы. Данная проблема возникла в России ещё с момента принятия первой Конституции РСФСР, а также была выявлена во всех последующих Конституциях РСФСР. Даже сейчас, когда наша страна идёт по пути построения демократического общества, отмечается тот факт, что лица находящиеся в местах лишения свободы, не могут воспользоваться своим правом голоса. Хотя в соответствии с логикой Основного закона нашей страны никто не может лишить избирательного права лиц, которые находятся в местах лишения свободы. Другое дело, если бы данная норма предписывала ограничение избирательного права[4]. Норма Конституции о лишении права избирать и быть избранными противоречит другой норме, а именно, части 2 статьи 55, которая указывает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, которые отменяют права и свободы человека, а ч.3 ст. 55 предписывает, что ограничение может быть установлено только федеральным законом. Поэтому было бы разумно вести норму, в которой бы были отражены следующие идеи: «Граждане, признанные судом виновными в совершении преступлений и содержащиеся в местах лишения свободы на основании приговора, ограничиваются в своих избирательных правах, но только на время нахождения в местах лишения свободы».

Раскрыв одну из актуальных проблем избирательного права, перейдём к анализу состава преступлений, предусмотренных статьями 141, 141.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Анализируя ст. 141 УК РФ, видим, что при в данном преступлении объектом является Конституционные принципы и норм, которые включают в себя гарантированность гражданам их избирательных прав, прав на участие в референдумах, комиссиях референдумов, деятельности избирательных комиссий. Дополнительным объектом является жизнь и здоровье граждан, их неприкосновенность и безопасность. При данном преступлении потерпевшим может быть гражданин РФ, чьи избирательные права были нарушены. Объективная сторона выражается в совершении следующих действий: воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав; нарушение тайны голосования; воспрепятствование деятельности избирательной комиссии. В качестве обязательного квалифицирующего признака данный состав включает себя следующие элементы: подкуп; обман; принуждение; применение насилия; угроза применения насилия. К объективным признакам данного состава преступления относят: 1) вмешательство в осуществление избирательной комиссии; 2) неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации. Анализируя данную статью, видим, что состав преступления здесь формальный. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Часть 3 данной статьи чётко прописывает цель преступления – повлиять на решение избирательной комиссии. Объектом данного преступления может быть как лицо,  достигшее 16 лет и признанное судом вменяемым, так и лицо, которое использует своё должностное положение. Теперь рассмотрим далее. Статья 141.1 была введена в 2003 году. Данный состав преступления не имеет аналогов в истории нашей страны. «Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума и иной группы референдума». Анализируя данную статью, наблюдаем, что одним из объектов  преступления является установленный порядок финансирования избирательной кампании. Предмет в данном составе выступает в качестве обязательного признака и им являются денежные средства и материальные ценности. Объективной стороной является использование в крупных размерах незаконной финансовой поддержки, а также расходование в крупных размерах различных видов пожертвований и перечислений на избирательный счёт. В примечание к данной статье указано, что именно относится к признакам крупного размера. Субъективная сторона  характеризуется виной в форме прямого умысла. Также в данной статье мы видим специальные цели, а именно, создание различных благоприятных условия и преимуществ, при проведении избирательной кампании и референдума, направленные на получение желаемого результата. Субъектом данного преступления является представитель по финансовым вопросам избирательных объединений и финансовых групп по проведению референдума, а также иной группы участников референдума.[5]

Также в Уголовном кодексе есть ещё две статьи, которые касаются избирательных прав граждан. Статья 142 предусматривает ответственность за фальсификацию  избирательных документов, докуметации референдума, а также неправильный подсчёт голосов. Само по себе понятие «фальсификация» является относительно новым в избирательном праве. Как правило, под ней понимаются действия, направленные на искажение результатов волеизъявления граждан при проведении выборов и референдумов. Статья 142.1 является относительно новой в уголовном праве. Она предусматривает ответственность за фальсификацию итогов голосования. Признаки объективной стороны преступления являются исчерпывающими в содержании самой статьи, поэтому надо исходить из буквального толкования текста закона. Субъективная сторона выражается только в виде вины в форме прямого умысла. Объектом данного преступления может быть  только лицо, которое обладает статусом члена избирательной комиссии или комиссии референдума [6].

Отметим тот факт, что согласно ст. 151 УПК РФ все дела, возбужденные по ст. 141, 141.1, 142, 142.1, относятся только к подведомственности органов прокуратуры.

Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства претерпевает период изменений и дополнений. На современном этапе, когда идёт процесс построения демократического общества, введение в УК РФ ст. 141.1,142.2 оказалось очень продуктивным и эффективным. Большое количество дел по фальсификации выборов и нарушение избирательной кампании было раскрыто.

С уверенностью можно сказать, что политика государства, направленная на защиту законного волеизъявления народа, вполне оправдывает себя. Уголовная ответственность является необходимым элементом такой политики. Именно благодаря ей  уменьшается процент преступлений в области нарушений избирательного законодательства. С течением времени на законодательном уровне будет принята уголовная ответственность за клевету и оскорбления против зарегистрированного кандидата, что в целом повысит состояние избирательного права в нашей стране.

 

 

Научный руководитель – Шеяфетдинова Н.А.

 

 

Библиографический список:

 

 

"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2)                "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.12.2016).

3)                А.В. Бриллиантова Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Проспект, 2016. – 1184 С.

4)                Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский Юридическая ответственность: Учеб. Пособие. М., 2005. - 686 С.

К.К. Гасанов. А.С.Прудников, В.А. Виноградова Избирательное право: учеб. пособие.- 3изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. 2016. - 655 С.

6)                А.И. Рарог Комментарий к Уголовному кодексу Российской федерации. 10-еизд., перераб. и доп. – Москва : Проспект. 2016. – 944 С.

Б.С. Эбзеев Актуальные проблемы избирательного права: учебник для магистров. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 671 С.

 

[1] См.: К.К. Гасанов. А.С.Прудников, В.А. Виноградова Избирательное право: учеб. пособие.- 3изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. 2016. - С.500.

[2] См.: Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Юридическая ответственность: Учеб. Пособие. М., 2005. - С.525.

[3] См.:А.И. Рарог Комментарий к Уголовному кодексу Российской федерации. 10-еизд., перераб. и доп. – Москва : Проспект. 2016. – С. 7.

[4] См.: Эбзеев Б.С. Актуальные проблемы избирательного права: учебник для магистров. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – С.415.

[5] См.: А.В.Бриллиантова Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Проспект, 2016. – С.424.

[6] См.: А.И. Рарог Указ.соч. – С. 333.