29 сентября - 2 октября 2023 года в рамках Международной парламентской конференции «Россия – Латинская Америка», организованной Государственной Думой, Мария ЕГОРОВА, Председатель комиссии по международным делам и научному сотрудничеству и директор международного научно-образовательного центра сравнительного правоведения Московского регионального отделения Ассоциации юристов России, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конкурентного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), член Российского совета по международным делам (РСМД), эксперт Российской академии наук (РАН) приняла участие в работе круглого стола «Развитие гуманитарных связей между Россией и Латинской Америкой: вклад парламентов», доклад на тему: «Основные векторы сотрудничества парламентов России и Бразилии в контексте решения климатических проблем».
Основные тезисы доклада:
Российская Федерация ведет активную работу по выработке современного законодательства, обеспечивающего контроль за эмиссией углерода и стимулирующего её сокращение.
В условиях введения в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера весьма актуальным представляется пересмотр стратегий и планов разных стран в области изменениях климата с учетом российских национальных интересов.
В целях эффективной адаптации и смягчения антропогенного воздействия на климат в рамках социально-экономического развития Российской Федерации принят Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов». Указанным федеральным законом создана законодательная база для реализации климатических проектов, обеспечивающих сокращение выбросов парниковых газов или увеличение поглощения парниковых газов. Также принят Федеральный закон от 06.03.2022 № 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации», который вводит в оборот единицы выполнения квоты, то есть сэкономленные квоты выбросов парниковых газов, установленные в рамках эксперимента по достижению углеродной нейтральности.
Результаты реализации климатических проектов, а именно – углеродные единицы или единицы выполнения квоты, предприятия могут использовать, в том числе для снижения углеродного следа своей продукции, предотвращения штрафов за перевыполнение квот или для продажи.
Одним из самых значимых законов, прямо связанных с проблемами загрязнения воздуха и климатом, является ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ, где сформулировано понятие «загрязняющее вещество» и другие определения, связанные с климатом. Но климатические проблемы требуют модернизацию законодательства об охране атмосферного воздуха в части корректировки нормативов качества атмосферного воздуха, уровня производственного воздействия на атмосферный воздух, технических нормативов загрязнения воздуха.
Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» дает право и возможность зачисления углеродных единиц, выпущенных в обращение в результате реализации климатического проекта на счет исполнителя.
Аналогичные вопросы при решении климатических проблем стоят и перед Бразилией.
В настоящее время Бразилия занимает седьмое место в мире по объему выброса газов, вызывающих изменения климата. Выброс СО2 составил 2 млрд. т.
В 2012 г. был обновлен Лесной кодекс. По сравнению со своим предшественником он отличается разделами, касающимися сохранения растительности в районах хозяйственной деятельности, а также предварительного разрешения на вырубку леса для землепользования.
Однако правоприменение свидетельствует о том, что далеко не все проблемы лесного хозяйства решены. Планировалось, что к 2020 году площадь уничтожаемых лесов должна была сократиться на 80% по сравнению с предыдущим десятилетием и составить 3900 км2 в год. На самом же деле, этот показатель составляет 9800 км2. Кроме того, выполнение обязательства свести к нулю незаконное уничтожение лесов в Амазонке к 2030 году также находится под угрозой: на сегодняшний день 90% уничтожаемых лесов является результатом незаконной деятельности.
Вместе с тем Бразилии удалось сократить вредные выбросы до 407 млн. т. углекислого газа в год. Это пример для остальных стран. С учетом положительного опыта Бразилии можно было бы рассмотреть в России вопрос о создании Национального фонда по борьбе с изменением климата. В его может входить финансирование мероприятий в рамках борьбы с загрязнением окружающей среды, обезлесиванием, опустыниванием и т.п.
Кроме того, и в России, и в Бразилии новым источником экономического роста высокоразвитых стран должны стать цифровые технологии.
Использование инновационных технологий имеет первостепенное значение для ускоренного развития экономики стран России и Бразилии. Важную роль при этом может сыграть взаимовыгодное сотрудничество наших стран, в том числе и научное. Уже сегодня ученые из России и Бразилии участвуют в совместных проектах по изучению Мирового океана и проводят исследования в Антарктиде, исследуют разномасштабные гидрофизические и биогеохимические процессы, происходящие в приустьевой зоне Амазонки, и их сравнение с аналогичными процессами в приустьевых зонах Оби, Енисея и Лены.
Все это позволяет найти общие подходы, в том числе и эколого-правовые, в решении глобальных проблем современности, а также активизировать российско-бразильское экологическое сотрудничество. Важную роль в этом призваны сыграть парламентарии обеих стран. Полагаю, что рабочие встречи, в том числе в режиме on-line способствовали бы обмену опытом для решения этих жизненно важных для всего человечества проблем.
В рамках мероприятий форума Мария Егорова участвовала во встречи с представителями латиноамериканских стран из Бразилии, Аргентины, Перу, Мексики и Колумбии , обсуждались вопросы международного научного сотрудничества.