Концепция легализации криптоактивов как средств платежа в условиях агрессивного санкционного давления

18 марта 2022 года в Государственной Думе состоялось заседание Экспертного совета по развитию цифровой экономики, технологий и инноваций Молодёжного парламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Основной темой повестки заседания был принят актуальный на сегодня вопрос - «Финансовое суверенное цифровое пространство. Антикризисные меры».

В заседании приняли участие, выступив с докладами, члены комиссии по финансовому законодательству Московского отделения Ассоциации юристов России Н.Ю. Андреев и Е.Л. Венгеровский, а также ведущие эксперты и депутаты Государственной Думы.

На заседании Экспертного совета был представлен к рассмотрению концепт «Объединенной цифровой валюты Центральных банков для стран ЕАЭС И БРИКС – UCBDC».  Концепт направлен на формирование объединенного финансового поля для независимого от санкционного давления функционирования цифрового рубля.

Концепт «Объединенной цифровой валюты Центральных банков» предполагает создание универсальной и полностью независимой цифровой единицы, привязанной к совокупности драгоценных металлов и других реально обеспеченных активов. Также предложенная децентрализованная система UCBDC [ALPHA], предоставляет равные права всем странам участникам и независимость от внешних влияний. Выделены ряд ключевых преимуществ данного концепта UCBDC [ALPHA], таких как независимость, безопасность, стабильность, контролируемая эмиссия. 

 

По итогам заседания Экспертного совета под председательством члена Генерального совета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» А.А. Мостовщикова, были вынесены следующие решения: 

1. Необходимо совершенствование функционирования отдельных субъектов финансовых рынков:

1.1. Уточнение правового статуса операторов обмена, выпуска ЦФА и операторов инвестиционных платформ:

- конкретизировать способы и порядок распоряжения цифровыми финансовыми активами;

- определить статус обладателя ЦФА и порядок его приобретения;

- закон о ЦФА не позволяет определить какие отношения возникают между операторами и другими участниками отношений в сфере выпуска и оборота ЦФА и как они должны оформляться.

1.2. В целях повышения прозрачности, удобства и защищенности рынка ЦФА, а также его гармонизации с иными секторами финансового рынка разработать предложения, направленных на обеспечение использования механизмов депозитарного учета для учета прав на ЦФА.

1.3. Уточнение порядка допуска иностранных цифровых активов к обороту на площадках ООЦФА и ИП в новых экономических условиях.

1.4. Сформулировать предложения по налогообложению операций с УЦП и ЦФА в части уплаты НДС, НДФЛ и налога на прибыль организаций.

1.5. Разработать систему рейтингов ЦФА для неквалифицированных инвесторов.

2. Разработать правовую концептуальную модель использования криптовалют как средств платежа:

2.1. Сформировать предложения по бухгалтерскому учету ЦФА;

2.2. Уточнить нормы Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения ЦФА по УСН;

2.3. Сформулировать правовые критерии для упрощенного создания криптовалютных бирж.