Комиссия по вопросам правового регулирования в сфере здравоохранения московского отделения Ассоциации юристов России в связи с официальным размещением для целей оценки регулирующего воздействия проекта Постановления Правительства РФ «О методике определения размера компенсации, выплачиваемой̆ патентообладателю при принятии решения об использовании изобретения, полезноӗ модели или промышленного образца без его согласия, и порядке ее выплаты» (далее – Проект Методики) представляет свою позицию по данному проекту в отношении доработанной разработчиком версии проекта.
Проектом Методики предлагается порядок определения размера компенсации, выплачиваемой̆ патентообладателю при принятии Правительством РФ решения об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без его согласия, и порядок выплаты такой компенсации.
Разработчиком Проекта предусматривается установление Правительством РФ компенсации в размере 1 млн. руб. – для патентообладателей, выручка от реализации изобретения, полезной модели или промышленного образца которых на территории РФ за календарный год, предшествующий принятию Правительством РФ решения об использовании такого изобретения, составила менее 1 млрд руб. Если выручка составила от 1 млрд до 5 млрд руб., то компенсация составит 2,5 млн руб., если более 5 млрд, то 5 млн руб. Выплата компенсации предлагается разработчиком однократной за весь период действия разрешения Правительства РФ. В случае если лиц, которые воспользовались данным правом несколько, то компенсация выплачивается каждым лицом отдельно.
Необходимо отметить, что действующей нормой статьи 1360 Гражданского кодекса РФ не предусмотрено полномочие Правительства РФ по утверждению методики определения размера компенсации, выплачиваемой патентообладателю при принятии решения об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без его согласия, как и порядок ее выплаты.
Таким образом, в настоящее время отсутствует правовое основание разработки и принятия Постановления Правительства Российской Федерации «О методике определения размера компенсации, выплачиваемой патентообладателю при принятии решения об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без его согласия, и порядке ее выплаты».
Одновременно представляется необходимым обозначить следующие замечания к Проекту Методики:
1. Разработчик проекта не учел те факторы, которые должны приниматься во внимание при определении разумного и целесообразного размера компенсации и оказывающие влияние на инновационное развитие российского фармацевтического рынка в интересах пациентов и общества в целом. К таким факторам, среди прочего, относятся высокая социальная ценность лекарственных препаратов в различных терапевтических областях, значительные инвестиции в разработку, клинические исследования, вывод лекарственных препаратов на рынок.
Ограничение в Проекте размера компенсации тремя фиксированными суммами, определяемыми на основе реализации запатентованного продукта за прошлый год патентообладателем, а не итоговой выручки лица, которое использует запатентованный продукт, не позволяет говорить о соразмерной компенсации, пропорциональной капиталовложениям правообладателей.
Данное утверждение подтверждается и в заключении об оценке регулирующего воздействия Министерства экономического развития РФ (по проекту ID 02/0 /02-16/000 65 6), которое указывает, что «средняя стоимость разработки нового лекарственного средства может достигать 2,6 млрд. долл.». В данном заключении Минэкономразвития России признает, что получение и использование патента позволяет правообладателю компенсировать затраты на разработку лекарственного препарата и создает возможность для инвестирования в новые разработки.
2. Проект не соответствует общепринятым мировым моделям определения размера компенсаций, которые в своем большинстве основываются на прибыли от реализации воспроизведенного продукта, а выручка патентообладателя, как правило, лишь принимается во внимание.
3. Компания, получившая право на производство и реализацию воспроизведенного препарата без разрешения патентообладателя, фактически может устанавливать цену на свой продукт по предусмотренным законодательством рыночным механизмам, то есть с учетом затрат на себестоимость производства продукта, а также возможных завышенных норм прибыли.
По смыслу статьи 1360 ГК РФ, компания может получить право на использование изобретения без согласия патентообладателя исключительно в интересах национальной̆ безопасности, а не с целью ведения бизнеса и извлечения прибыли от продажи продукта, произведенного с использованием чужого изобретения. Поэтому представляется, что цена воспроизведенного продукта должна быть установлена на определенном уровне, компенсирующем затраты на производство и прочие расходы производителя. Порядок расчета отпускной цены производителя, исходя из соответствующих бюджетных ограничений, должен быть также предусмотрен в рамках законодательства. В том числе, с учетом Постановления Правительства РФ от 29 октября 2010 г. №865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов», отпускная цена на лекарственный препарат должна быть не более определенного процентного соотношения к предельной отпускной цене на референтный лекарственный препарат.
4. Стоит отдельно выделить пункт 5 Проекта Методики, согласно которому «выплата компенсации патентообладателю в размере, установленном Правительством РФ в соответствии с пунктом 3 настоящей методики, производится каждым лицом, которое воспользовалось правом использования соответствующего изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг».
По смыслу статьи 1360 ГК РФ конкретным лицу (лицам) предоставляется Правительством РФ право использования изобретения без согласия патентообладателя, в ответ на которое они несут обязанность перед государством и обществом удовлетворить потребность в определенном товаре, необходимом для целей национальной безопасности. Тем самым выражение «лицо, которое воспользовалось правом без согласия патентообладателя» может толковаться расширительно, что входит в противоречие со статьей 1360 ГК РФ.
В связи с вышеизложенным, Комиссия не может поддержать проект методики в текущей редакции, которая нуждается в концептуальном пересмотре и значительной переработке, и просит учесть позицию профессионального сообщества при подготовке заключения об оценке его регулирующего воздействия.