Публикации


« МУСАЕВ Н. / ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПРОВЕДЕНИЕ ТОРГОВ В НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ  | В начало |  СОКОЛОВА А.И. / ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНСТИТУТА СУДА ПРИСЯЖНЫХ »


ВОРОНЦОВА Н.В., МИНЕНКО К.С. / ПРОБЛЕМЫ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

12.06.17 14:50

Воронцова Н.В.,

студентка 2 курса, специальности 40.05.01,

ФГБОУ ВО Московский Технологический Университет

89256336578, Email: 

11.07.1998, г. Новомосковск, Тульская область

 Миненко К.С.,

Студент 2 курса, специальности 40.05.01,

ФГБОУ ВО Московский Технологический Университет

89680286870, Email: 

07.12.1997, г. Новозыбков, Брянская область


Понятие юридической безопасности как вида общественной безопасность является одним из актуальнейших вопросов современности, поскольку данное социально-правовое явление имеет своей главной целью обеспечение стабильности существования и устойчивости развития общественных отношений. То есть это гарантия, обеспечение и защита жизненно важных интересов субъектов права в сфере правовых отношений. По своей сути и значению, юридическая безопасность – неотчуждаемый элемент государства, характеризующегося как демократическое и правовое, каким Россия в Конституции и провозглашается.

Суть юридической безопасности сводится к защите граждан, социальных групп и населения страны в целом от отрицательных явлений и их правовых последствий в обществе путем минимизации негативных факторов, то есть таких состояний, которые могут при определенных условиях трансформироваться в опасные[1]. Поэтому необходимо искоренить детерминанты таких явлений, факторов. Это возможно путем разрешения существующих в обществе проблем и актуальных вопросов.

В складывающихся в обществе политико-социальных отношениях, взаимоотношений между государствами, представление страны на международной арене, все большую роль в обеспечении и гарантии юридической безопасности играет политическая сфера жизнедеятельности общества. Политика – самая дискуссионная область, полная «острых» столкновений политических интересов личностей, партий, государств. В контексте обеспечения юридической безопасности хотелось бы рассмотреть проблемы парламентаризма в Российской Федерации.

Парламент России имеет многовековую историю, истоки зарождения данный законодательный орган берет еще в Древней Руси, постепенно формируясь как ныне существующий и действующий представительный законодательный орган государственной власти, Парламент России приходит к современному своему облику. Помимо этого, Парламент обладает большим спектром полномочий, разделенных на компетенции его палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Таким образом, Парламент играет значительную роль не только непосредственно в функционировании государства, но и в существовании и жизнедеятельности общества, страны. Поэтому так необходимо рассмотрение и разрешение существующих проблемных аспектов, которые оказывают огромное влияние на обеспечение юридической безопасности в государстве.

Во-первых, хотелось бы начать с анализа проблемы места и роли Федерального Собрания (т.е. Парламента) в системе органов государственной власти. Ссылаясь на статью 10 Конституции, отмечаем, что в России устанавливается разделение власти на три ветви: исполнительную, законодательную, судебную. Меры по укреплению вертикали исполнительной власти, в том числе участие в Парламенте представителей от региональной исполнительной власти. То есть наблюдается «дисбаланс» сил в пользу исполнительной власти. Его выравниванию способствуют такие институты как свободная пресса, независимое правосудие, гласность.

Во-вторых, на наш взгляд, самой острой и дискуссионной проблемой является порядок формирования палат Парламента. Итак, как мы знаем из Конституции, Парламенту России свойствен бикамерализм, то есть двухпалатная структура: «верхняя» палата – Совет Федерации, «нижняя» палата – Государственная Дума. Конституция РФ закрепляет различный порядок формирования палат. Совет Федерации формируется путем включения по два представителя от каждого субъекта (один от законодательного, второй от исполнительного органа власти субъекта), Государственная Дума избирается на установленный срок (5 лет). Такие варианты формирования усиливают угрозу потери социального и политического назначения такого института как народное представительство. Это можно аргументировать следующими фактами:

1.           Практически не реализуются пассивные и активные избирательные права граждан при процедуре формирования Совета Федерации. Электорат получается полностью отстраненным от данного порядка[2]. Решение этой проблемы, возможно, связано с необходимостью отказом от регулирования процедуры рассмотрения кандидатур в состав верхней палаты регламентами органов власти субъектов, это придаст большую гласность порядку формирования. Помимо этого, при формировании Совета Федерации необходимо учитывать численность населения субъектов. На наш взгляд, количественная составляющая порядка формирования должна быть пропорциональна численности населения субъекта Федерации;

2.           В законодательстве, регламентирующем выборы в Думу, нет термина «информирование избирателей», в следствие этого органы государственной власти и органы местного самоуправления могут влиять на результаты выборов путем большего информирования избирателей тех районов, где предпочтительный кандидат пользуется популярностью, и наоборот. Существование данной проблемы отмечается рядом ученых[3]. Но нельзя и согласиться с предложением о том, чтобы информированием избирателей занимались кандидаты или политические партии. Данную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления необходимо законодательно ограничить – установить, например, механизмы равномерного информирования.

3.            В нашем видении, главным проблемным аспектом в деятельности и организации Думы, является учет мнения избирателей. Во-первых, население избирает напрямую только половину депутатов Государственной Думы, остальные попадают в Парламент через партийные списки, в большинстве случаев ту самую остальную часть избиратели даже не знают, поскольку им известны только те политики, которые «на слуху». Во-вторых, после завершения голосования есть возможность изменения партийных списков при отказе, например, депутата от мандата. Это обуславливает проблему депутатской ответственности переде избирателями.

Таким образом, мы рассмотрели и проанализировали лишь некоторые проблемные моменты в организации и деятельности Российского Парламента. Помимо них еще не менее важными являются вопросы требований к кандидатам в депутаты Государственной Думы, профессионализм депутатов и т.д. Эффективное и правильное разрешение этих вопросов позволят не только стабилизировать политическую систему и способствовать ее более продуктивной работе, но и, в первую очередь, обеспечить правовую защищенность в государстве, то есть поддерживать юридическую безопасность на должном уровне.

 

Список использованной литературы:

1)           Марино И. Порядок формирования Федерального Собрания РФ: проблемы и противоречия. // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - № 1. – 2008. – С.28.

2)           Романенко О.Н. Информирование избирателей или скрытая агитация. // Журнал о выборах. – 2005. - № 6 . – С. 60.

3)           Фомин А.А. Юридическая безопасность и правовая защищенность: соотношение и взаимосвязь. // Журнал Российского права. - № 11 (107). – 2005. – С. 101.



[1]См.: Фомин А.А. Юридическая безопасность и правовая защищенность: соотношение и взаимосвязь. // Журнал Российского права. - № 11 (107). – 2005. – С. 101.

[2]См.: Марино И. Порядок формирования Федерального Собрания РФ: проблемы и противоречия. // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - № 1. – 2008. – С.28.

[3] См.: Романенко О.Н. Информирование избирателей или скрытая агитация. // Журнал о выборах. – 2005. - № 6 . – С. 60.





« МУСАЕВ Н. / ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПРОВЕДЕНИЕ ТОРГОВ В НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ  | В начало |  СОКОЛОВА А.И. / ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНСТИТУТА СУДА ПРИСЯЖНЫХ »


1

© - Московское региональное отделение "Ассоциация юристов России"

Сайт создан WSS
Работает на: Amiro CMS