Публикации


« ХАРИН А.О. / ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА: ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ  | В начало |  МУСАЕВ Н. / ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ В РОССИИ ТОВАРНЫХ БИРЖ »


САМОХИНА Е.А. / МЕРЫ КОНСТИТУЦИОННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРАВЕ

02.02.18 21:33


Самохина Е.А.,

юрисконсульт

АО «Мосметрострой»



Российское законодательство о выборах и референдуме находится в постоянной динамики и развитии. При этом существуют определенные пробелы, которые допускают ошибки эффективности тех или иных законов, в том числе и ответственность. Если не работает главный элемент законодательства — ответственность, то право становится неустойчивым и безнадежным, так как повышается уровень нарушенных прав и обязанностей не только человека, но и всего общества в целом.        

            Проведя определенный сравнительный анализ, можно заметить, что количество выборов в нашей стране снизилось, тем самым, снизив процент избирательных споров и правонарушений. Конституционно — правовая ответственность не может быть выделена в отдельный вид, так как в избирательном праве она не является самостоятельным видом ответственности. Главным и решающим условием применения мер конституционной ответственности является лишение или непредставление статуса участникам избирательного процесса.

            «Процесс» в современном мире широко используется в литературе и жизни. В юридической науке процесс используется только в словосочетании. В общем виде, используя словосочетание «избирательный процесс», мы понимаем, как подготовка и проведение выборов. Российское законодательство подробно регламентирует официальную сторону подготовки выборов. Определенные правовые нормы избирательного права закрепляют процесс подготовки, время и место проведения выборов государственной власти. Законодательно избирательный процесс устанавливает временной порядок этапов, которые состоят из процедур и действий определенных субъектов избирательных правоотношений. С помощью этого формируется представительство органов власти, происходит реализация избирательных правоотношений граждан, создается легитимности и завершенность выборов. Избиратель- гражданин, который обладает избирательным правом1. Помимо того, избирателем может стать также и иностранный гражданин, при условии, что он на постоянной основе живет на территории Российской Федерации.  Опираясь на законодательство, гражданин должен обладать правоспособностью и дееспособностью, то есть на момент голосования, субъект должен достигнуть 18 лет.   У избирателей существует ряд полномочий при составлении списков участников: включение его в список на определенном участке или заявить в комиссию о не включении его в список.

            Процесс исключения из списка происходит на основании официальных документов секретарем или представителем территориальной избирательной комиссии, полученные из соответствующих органов. При проведении сбора подписей в поддержку тех или иных кандидатов, избиратель имеет право поставить свою подпись под тем кандидатом, которого он выбрал. Необходимое условие для регистрации является: поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов. Каждый кандидат за нарушение избирательного законодательства должен нести конституционно — правовую ответственность, урегулированная Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Недавно, президент В.В. Путин2 подписал закон, который увеличивает в два раза штрафы за нарушение избирательного законодательства. Штраф колеблется от 100 тысяч до 500 тысяч рублей за фальсификацию избирательных документов, подсчет голосов и так далее. Основаниями для аннулирования регистрации того или иного кандидата служит: нарушение правил выдвижения, регистрации списков кандидатов, введение предвыборной агитации, финансирование кампаний и много другое.           Причиной для отмены регистрации служит виновное деяние, действие (бездействие) участника избирательных правоотношений, который нарушил условия норм избирательного законодательства о списке кандидатов. Нарушения могут выражаться в нарушениях правил сбора подписей для списков кандидатов или выдвижение их неуполномоченным общественным объединением3. Сбор подписей в местах выдачи заработной платы администрацией или учреждением запрещается.

            Существует еще одна причина аннулирования списка кандидатов – это нарушение соответствующих правил введения предвыборной агитации, урегулированных законами. В соответствии с вышеуказанным Федеральным Законом, аннулирование списка кандидатов происходит после того, как установилась вина за нарушение правил ведения предвыборной агитации участников избирательного процесса. Агитация может выступать в форме ненависти и вражды к государственному строю между обществом, пропаганды войны, призывы к захвату власти и многое другое4. В связи с этим, избирательная комиссия должна обратиться в суд с представлением списка кандидатов. Регистрация списка кандидатов может быть аннулирована также при нарушении правил финансирования избирательной кампании, которые соответствуют Федеральному Закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»5. К таким нарушениям можно отнести: не создание, формирование, неправомерное использование избирательного фонда кандидатом избирательного процесса.

            Существует подкуп избирателей кандидатами или иными организациями, которые участвуют в избрании кандидатов. Подкупом считается предоставление имущественных выгод избирателям для реализации ими избирательных прав для определенного кандидата. Запрещается вручать избирателям денежные средства, подарки или другие материальные ценности, а также предоставлять услуги на льготных и безвозмездных условиях6. Важно отметить, лицам, которые участвуют в избирательном процессе или выступают от имени другого лица, запрещается заниматься благотворительностью. Часто это правило не особо соблюдается в современном обществе. Согласно статье 28 Федерального Закона основанием для аннулирования регистрации кандидата является также недостоверность данных кандидата, а также не погашение судимости (если имеется). Избирательная комиссия, а также суд обязаны сослаться на достоверность неверно указанных данных, и принять соответствующие итоги, заверив официально документами. В случаях, когда кандидаты, включенные в список кандидатов, допустили вышеуказанные нарушения, руководители избирательного объединения имеют все полномочия, чтобы аннулировать регистрацию списка. Избирательное объединение в таком случае выступает в виде коллективного субъекта ответственности по избирательному праву7. Такие нарушения можно интерпретировать не как санкции, а как меры пресечения, которые применяются к членам избирательной комиссии, а также к участникам избирательного процесса.  

             Указанные выше меры конституционно – правовой ответственности за нарушение прав граждан   при составлении избирательных списков, выдвижения    кандидатов в депутаты и их регистрации представляют важные гарантии обеспечения защиты порядка при проведении выборов. Что касается депутатов, то они обладают пассивным избирательным правом, и могут выдвинуть свою кандидатуру непосредственно или в составе списка кандидатов избирательного объединения. Кандидат может выдвинуться сам, либо избирательным объединением8.  В составе списка кандидатов, лицо может быть выдвинуто политической партией, которое имеет право участвовать в выборах. Важно отметить, что кандидат не может быть выдвинут одновременно по нескольким избирательным округам на одних выборах. Избирательную комиссию обязательно следует уведомить о выдвижении кандидата и списка кандидатов, соответственно законодательству.

            Таким образом, мы видим все факты правовых пробелов и недоработок в системе избирательного права, что показывает необходимость совершенствования и работы над элементами политической системы.

                                                                                                    

 

Список литературы:

 

1. Белоновский В. Н. М внесение поправок Конституции РФ: проблемы юридические и политические// журнал «Образование. Наука. Научные кадры» 2009. № 1, № 3.

2.  Путин В.В. - российский государственный и политический деятель, Президент Российской Федерации.

3. Габричидзе Б. Н., Эриашвили Н. Д., Белоновский В. Н. И др. Система органов государственной власти России: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», «Политология», «Государственное и муниципальное управление». 3-е изд. Переаб. И доп М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013.

4. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / отв. Ред. Иванченко А. В. С. 256.

5. Авакьян С. А. Выборы 99 депутатов Государственной Думы: правила и процедуры. М., 1999. С. 25.

6. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

7. БелоновскийВ.Н.Электориальное право Российской Федерации. М.:РГГУ, 2010.С. 38

8. Романенко О. Н. Информирование избирателей или скрытая агитация // Журнал о выборах. 2005. № 6. С. 60



[i]        Белоновский В. Н. М внесение поправок Конституции РФ: проблемы юридические и политические// журнал «Образование. Наука. Научные кадры» 2009. № 1, № 3.

[i]        Путин В.В. - российский государственный и политический деятель, Президент Российской Федерации.

[i]        Габричидзе Б. Н., Эриашвили Н. Д., Белоновский В. Н. И др. Система органов государственной власти России: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», «Политология», «Государственное и муниципальное управление». 3-е изд. Переаб. И доп М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013.

[i]          Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Отв. Ред. Иванченко А. В. С. 256.

[i]           Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

[i]        Авакьян С. А. Выборы 99 депутатов Государственной Думы: правила и процедуры. М., 1999. С. 25.

[i]        БелоновскийВ.Н.Электориальное право Российской Федерации. М.:РГГУ, 2010.С. 38.

[i]          Романенко О. Н. Информирование избирателей или скрытая агитация // Журнал о выборах. 2005. № 6. С. 60.





« ХАРИН А.О. / ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА: ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ  | В начало |  МУСАЕВ Н. / ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ В РОССИИ ТОВАРНЫХ БИРЖ »


1

© - Московское региональное отделение "Ассоциация юристов России"

Сайт создан WSS
Работает на: Amiro CMS