Мусаев Н.,
магистрант Института социально-гуманитарного образования (Республика Азербайджан)
Опыт показывает, что даже с учетом различных
специфических факторов биржевого товара организаторами аукциона продуктивная
биржевая деятельность на нефтяных рынках или нефтепродуктов не только в
Российской Федерации, но и в мире неосуществима без активного участия в этом
процессе государства и позитивного отношения в целом. Главной тенденцией в эволюции структуры
собственности в секторе нефти считается плавный уход от прямого вмешательства
государства в оперативное регулирование дел вертикально-интегрированных
нефтяных предприятий, то есть уход многих компаний от обладания контрольными
пакетами акций. Это обозначает переход к косвенным способам регулирования
отрасли с помощью введения норм, которые повышают прозрачность финансовых
потоков предприятий и объемов налоговых поступлений, гарантии справедливой
конкуренции на энергетическом рынке, внедрения процедур, которые обеспечивают
бесперебойность в снабжении справедливыми рыночными ценами экономики или
населения государства энергоносителями (баланс нефтяного сырья) и др.[1, c. 46-54]. Потому применение биржевых рынков разумно для
реализации мер по государственному регулированию из-за предельной концентрации
предложения и спроса, стандартизации и формализации операций, и также
информационной прозрачности в биржевом процессе, которая позволяет оперативно
оценивать итоги данных мер и при необходимости быстро вводить поправки.
Отмеченные факторы делают товарные биржевые рынки главным источником сведений о
рыночной конъюнктуре, которая необходима для контроля и прогнозирования. С иной
позиции, интересы отечественной экономики требуют определения объективных
рыночных цен на нефтепродукты и нефть, что особо актуально в связи принятия
Налогового кодекса. Требуется установление порядка выявления рыночных цен для
налогообложения на основании котировок биржевого рынка. Это даст возможность
обеспечить общий подход к начислению налогов [1, c. 46-54]. В силу вышеуказанных факторов автором в процессе
трудовой деятельности в Министерстве энергетики РФ вместе со специалистами
Министерства по поддержке предпринимательства и антимонопольной политике РФ и
биржевого союза России была выработана и представлена на рассмотрение в
правительство России «Концепция организации биржевой торговли на рынке
нефтепродуктов и нефти» [2]. Осуществление Концепции подразумевает активные
общие усилия частного сектора и государства в проекте образования топливной
биржи в Российской Федерации. Роль государства в этом случае состоит не только в
ликвидации более существенных препятствий для развития биржевого рынка
нефтепродуктов и нефти, но и формировании системы стимулов, достаточных для
интенсивного развития биржевой торговли топливом. При том, задачами страны
считаются: - гарантия
равного доступа участников к транспортной государственной инфраструктуре
поставок (ОАО «Транснефтепродукт», АК «Транснефть» и МПС); - образование
системы нормативного регулирования; - создание
системы стандартов (или спецификаций) по биржевым операциям на рынке
нефтепродуктов и нефти; - контролирование
за соответствием уровня цены биржевым котировкам внебиржевых сделок со стороны
налоговых органов; - стимулирование
независимых участников рынка к осуществлению экономическими методами биржевых
сделок; - внедрение
биржевых механизмов в государственные закупки нефтепродуктов. Основанием государственной политики по увеличению
ликвидности биржевого рынка нефтепродуктов и нефти должны стать мероприятия по
повышению емкости рынка, привлечению к операциям максимально допустимого числа
участников или капиталов на организованном рынке, и также мероприятия по
предотвращению деления рынка[1, c.
46-54]. Для увеличения совокупной емкости биржевого
(организованного) рынка нефтепродуктов и нефти требуется: 1) стимулирование
перехода всех сделок на биржевой сегмент рынка; 2) рациональное
налогообложение операций страхования рисков (или хеджирование); 3) увеличение
продуктивности инфраструктуры биржевой торговли, которое направлено на
понижение операционных издержек; 4) стимулирование
прибыли спекулятивного капитала. Созданный биржевой рынок нефтепродуктов и
нефти может стать продуктивным инструментом для совершения закупок
нефтепродуктов для государственных нужд. Биржевые государственные закупки могут
содержать закупки, осуществляемые за счет федерального бюджета, закупки
государственных унитарных организаций, и также иные закупки, список которых
определит правительство России [3]. В Концепции указано, что продажа нефтепродуктов в
биржевой торговле будет содействовать формированию условий для рыночного
ценообразования, бесперебойного обеспечения регионов топливными ресурсами,
будущему формированию малого предпринимательства в секторе добычи нефти, и
розничном обеспечении нефтепродуктов, увеличению эффективности и прозрачности
компаний топливно-энергетического комплекса с помощью определения экономически
обоснованного ценового уровня, создания продуктивного механизма уменьшения
рисков или условий для аргументированного исчисления налогооблагаемой базы,
продуктивного расходования средств бюджета[4]. Для развития в Российской Федерации эффективного
биржевого рынка нефтепродуктов и нефти требуется: - установить
базовые условия деятельности биржевого рынка нефтепродуктов и нефти; -
гарантировать основание института организаторов биржевых торгов на нефтяном
рынке; - выработать
стандарты и правила реализации биржевых операций на нефтяном рынке; - обеспечить
гарантии осуществления биржевых сделок; - совершить
комплекс мероприятий по стимулированию операций на биржевом нефтяном рынке [1, c. 46-54]. Необходимость принятия доктрины развития биржевого
нефтяного рынка на уровне правительства России определена государственным
значением проблемы обеспечения управляемого и оперативного перехода
хозяйствующих субъектов к организованным видам торговли в этом секторе
экономики. Третья группа вопросов содержит практические
аспекты осуществления установленных Концепцией задач и целей. Как было уже раньше отмечено, сегмент
нефтепродуктного рынка имеет больше предпосылок для формирования биржевой
торговли по критериям свободного ресурсного потенциала, и по факторам
инфраструктуры, чем рынок нефти. Согласно ранее отмеченному, формирование
фьючерсных товарных бирж в мире на сегодняшний день определяется, главным
образом, видоизменением функциональной ориентированности работы на финансовое
обеспечение товарооборота, определение уровня цен, страхование рисков. В
настоящее время движение реального товара совершается вне биржи. Другой важнейшей тенденцией считается расширение
масштабов взаимодействия некоторых товарных бирж. Это выражается в активных
процессах поглощения, слияния, образования соединенных систем торговли, единых
расчетно-клиринговых систем и др., имеющих цель в обеспечении непрерывного
круглосуточного режима торговли, и также оперативного и свободного
распределения средств среди сегментов фьючерсного рынка. Подобная тенденция
развития находится в процессе глобализации мировой экономики [4]. С позиции ценообразования ситуация определяется
ростом значения фьючерсной цены, ее обратным действием на цены реальных товаров
в отдельных сделках. Необходимо подчеркнуть, что развивается комплекс факторов,
которые действуют на уровень цен срочных договоров и опосредованно на цены
физических товаров. Для установления динамики и уровня реальных
рыночных цен в Российской Федерации, увеличения конкурентоспособности и
эффективности российских производителей энергоресурсов на мировом рынке
необходимо ориентироваться на становление в Российской Федерации, главным образом,
рынка биржевых фьючерсных и опционных контрактов на нефть и нефтепродукты в
качестве места установления независимыми субъектами рынка равной цены на
энергоносители, которая отражает баланс различных факторов в определенный
момент времени, и также механизма ценообразования, установления ценовых
ориентиров, которые задаются самим рынком на обозримую перспективу с
характерными ему средствами страхования ценовых рисков (или хеджирования). Для чего требуется применять действующую
инфраструктуру отечественных ведущих бирж, соединенных в консорциум для
осуществления проектов по организации биржевой нефтяной торговли [3]. К осуществлению проектов разумно подключить
профильные государственные предприятия: ОАО АК «Транснефтепродукт» и ФГУП ЦДУ
ТЭК - по рынку нефтепродуктов, и АК «Транснефть» - по рынку сырой нефти. Для
начала деятельности торговые сессии по рынку нефти рекомендуется производить по
аукционному принципу, и лишь при серьезном повышении оборотов по торгам
возможно переходить к торгам в режиме в реальном времени. При формировании нового рынка необходимо
предоставить возможность государственным органам цивилизованно воздействовать
на порядок ценообразования для предотвращения попытки манипулирования с ценами.
Это можно сделать в пределах специального договора, который заключается между
биржей и органом, который представляет государство. Подобный договор
гарантирует сохранение прозрачности и стабильности нового рынка, и также
предоставит возможность контроля за рыночными рисками, что в итоге, обеспечит доверие
к рынку и определяемым им котировкам. Такое направление разумно укрепить разработкой
методики использования котировок организованного рынка фьючерсных договоров для
установления рыночных цен на нефтепродукты и нефть. В работе предложен список
главных положений и принципов данной методики, и также процедура ее принятия. В общем, предлагаемые Концепцией проекты
принципиально различаются от действий зарубежных бирж повышением роли
государства, включая в качестве торгового посредника из-за участия в биржевой
торговле подконтрольных государству компаний. Формирование российского рынка производных
инструментов (опционных и фьючерсных - договоров) на нефть и нефтепродукты даст
возможность создать в Российской Федерации институты котирования ключевых
товаров и превращения подобных котировок в признанные индикаторы конъюнктуры
рынка. Формируемый рынок обеспечит[4]: - выявление справедливой и объективной цены на
отечественные нефть и нефтепродукты, обращающиеся на внешнем и внутреннем
рынке; - предоставление
механизма управления ценовыми рисками участникам рынка, включая посредством
хеджирования сделок с реальными товарами; - поддержка
развития единого и открытого информационного поля в отрасли нефти. Осуществление проектов Концепции даст возможность
привлечь существенные финансовые капиталы или инвестиции в реальный сектор
отрасли нефти: - нефтегазовых
компаний, рассматривающих возможности участия в проектах СРП на территории
Российской Федерации, что будет содействовать увеличению уровня нефтедобычи и
производственной загрузки российской системы магистральных трубопроводов; - зарубежных
банков, которые занимаются хеджированием собственных операций с отечественными
предприятиями и предэкспортным кредитованием операций по реализации
нефтепродуктов и нефти в дальнем зарубежье; - зарубежных
капиталов портфельных инвесторов, которые будут приобретать акции компаний
нефтяной сферы. Последовательное осуществление таких проектов, и
также последующее формирование биржевого сектора торговли нефтепродуктами и
нефтью дадут возможность обеспечить: - увеличение
налоговых поступлений в бюджеты субъектов и федеральный бюджет России; - внедрение
норм, которые повышают прозрачность финансовых потоков компаний; - рост
инвестиционной привлекательности отечественной нефтяной сферы для зарубежных и
российских инвесторов; - внедрение
рыночных механизмов в процессе государственного регулирования нефтяной сферы
согласно меняющейся конъюнктуре мировых фондовых и энергетических рынков; - формирование
здоровой конкуренции на внешних и внутренних энергетических рынках. Основным результатом станет увеличение
инвестиционной привлекательности отечественной экономики в целом и
конкурентоспособности российских производителей на энергетическом мировом
рынке, и также последующая интеграция Российской Федерации в экономическую
мировую систему. Список литературы: 1.Гаврилина Е.А., Лахно П.Г. Правовое обеспечение
становления и развития энергетических рынков в России (нефти, нефтепродуктов и
природного газа). // Предпринимательское право. 2009. № 3. С. 46 - 54. 2.Лахно
П.Г. Правовые вопросы становления и трансформации нефтегазового рынка в
условиях финансового кризиса и после него. // Право и бизнес в условиях
экономического кризиса: опыт России и Германии. / Отв. ред. Е.П. Губин, Е.Б.
Лаутс. М.: Юрист, 2010. 3.Гаврилина Е.А., Лахно П.Г. Правовое
обеспечение становления и развития энергетических рынков в России (нефти,
нефтепродуктов и природного газа). // Предпринимательское право. 2009. № 3. С.
46 - 54. 4.Романова В.В. Правовые вопросы,
возникающие при заключении договоров на торгах, проводимых предприятиями
энергетического комплекса с использованием электронных торговых площадок. //
Третейский суд. 2009. № 3. 5.Гатаулина Л.Ф. Правовое
регулирование организации и проведения торгов: Автореф. дисс. ... канд. юрид.
наук. Краснодар, 2007.
|
Оставайтесь с нами на связи