Избирательный процесс как объект государственного управления в Российской Федерации

Чистобородов И.Г., старший преподаватель кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка, кандидат юридических наук, подполковник полиции (Академия управления МВД России)

Влияние выборов на жизнь современного Российского общества чрезвычайно велико. Процесс образования органов публичной власти посредством выборов, влекущих трансформацию власти народа в публичную власть, прочно вошел в практику государственного строительства и местного самоуправления в современной России. Сегодня выборы можно охарактеризовать как реально действующий механизм репродукции народовластия.

Однако, понятие «выборы» как исследовательская категория не раскрывает структуры процесса формирования органов власти и управления. В проводимом исследовании целесообразным для научного анализа представляется понятие «избирательный процесс», оно отражает установленный порядок приобретения государственно-властных полномочий.

Законодатель в большинстве случаев старается избегать употребления данного термина, что обусловлено отсутствием единого подхода к его пониманию. Одновременно различные ученые-правоведы предлагают множество выработанных на основе исследований понятий термина «избирательный процесс», который, безусловно, имеет место быть, но не определен в нормативных правовых актах. Проведя анализ правовой и научной литературы, возможно, выделить два основных подхода к определению понятия «избирательный процесс».

Первый подход предполагает, что «избирательный процесс» - это форма реализации избирательных прав граждан, совокупность стадий, процедур, последовательность которых определена законом. Поэтому его можно трактовать как технологическую инфраструктуру, которая берет свое начало с момента назначения выборов и заканчивается объявлением итогов голосования.

Второй подход предполагает, что «избирательный процесс» охватывает не только действия, совершенные в рамках избирательной кампании, но и выходит за ее пределы, охватывает так называемый межвыборный период. Например, к избирательному процессу относят процедуру создания, учреждения и регистрации политической партии, избирательного объединения. В этот же период осуществляется формирование избирательных комиссий всех уровней,политическими партиями предоставляются финансовые отчеты о результатах их деятельности.

В проводимом исследовании необходимо отдать предпочтение второму подходу, так как огромное значение для отправления народовластия имеют процедуры, совершаемые в межвыборный период. Например, регистрация политической партии в период между избирательными кампаниями позволяет ей участвовать в предстоящих выборах, выдвигать своих кандидатов, список кандидатов.

Возможно, привести и другие примеры, такие как использование иностранных финансовых инструментов, гражданином Российской Федерации. Их использование гражданином не запрещено во время подготовки и проведения избирательной кампании и в межвыборный период. Но в случае если гражданин посчитает необходимым зарегистрироваться в качестве кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, ему необходимо к моменту своей регистрации осуществить отчуждение ценных бумаг иностранных эмитентов.

Эти факты говорят о важности и необходимости исследования избирательного процесса не только в рамках избирательной кампании но и в совокупности с процедурами осуществляемыми в межвыборный период. Совершенно очевидно, что в избирательном процессе огромное значение имеют установленные законодательством процедуры, ограничения, сроки и его документальное сопровождение. Технологическая компонента избирательного процесса включает в себя не только стадии избирательной кампании, но и совершаемые участниками избирательного процесса юридически значимые действия в межвыборный период.

Таким образом, можно сделать вывод, что применительно к теме исследования «избирательный процесс» необходимо понимать как сложную по своей сути собирательную категорию, которая охватывает порядок реализации избирательных прав граждан. Представляет собой совокупность стадий и процедур, выполняемых во время избирательной кампании, и совершаемых участниками избирательного процесса в межвыборный период юридически значимых действий.

При рассмотрении избирательного процесса в качестве объекта государственного управления становится очевидным, что он имеет характерные признаки. Эти признаки позволяют отобразить суть управленческих отношений между субъектами и объектом государственного управления избирательным процессом:

Во-первых, на общественные отношения, складывающиеся во время реализации избирательных прав граждан, оказывается управляющее воздействие со стороны органов государственной власти (субъектов государственного управления);

Во-вторых, избирательный процесс представляет собой публичную целенаправленную деятельность участников избирательного процесса, которая подлежит государственному управлению;

В-третьих, избирательный процесс запрограммирован на достижение конкретного результата (избрание представительного органа, должностного лица);

В-четвертых, государственное управление избирательным процессом направленно на обеспечение легитимности и суверенитета власти, приобретаемой с помощью выборов;

В-пятых, избирательный процесс сопровождается необходимыми юридическими процедурами, которые документируются и отражаются в официальных документах, это позволяет оказывать на него управляющее воздействие;

В-шестых, избирательный процесс детально регламентируется законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами, которые оказывают на него управляющее воздействие и одновременно позволяет осуществлять контроль и надзор за строгим соблюдением установленных законом правил проведения выборов;

В-седьмых, государственное управляющее воздействие оказывается не на результат выборов, а на стадии и процедуры, которые делают избирательный процесс прозрачным, честным, открытым и отражающим интересы большинства граждан.

В данном контексте избирательный процесс необходимо рассматривать как самостоятельный объект государственного управления. Управление им осуществляется не только ЦИК России, но другими органами государственной власти, в том числе главой государства, законодателем, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в системе субъектов государственного управления избирательным процессом обеспечивает организацию и подготовку свободных выборов, как высшего непосредственного выражения власти[1].

Все причисленное позволяет с уверенностью утверждать, что избирательный процесс является объектом государственного управления, а к субъектам управления возможно отнести перечисленные органы государственной власти. Управление избирательным процессом целесообразно рассматривать с позиции управления общественными отношениями. Другими словами, субъекты государственного управления оказывают управляющее воздействие на общественные отношения складывающимися в рамках избирательного процесса. В то же время, эти общественные отношения, направленные на реализацию избирательных прав граждан, возможно, классифицировать на две основные группы. Первая группа общественных отношений складывающиеся в рамках избирательной кампании, вторая группа общественные отношения, складывающиеся в межвыборный период. К первой группе отнесем:

- общественные отношения, складывающиеся во время назначения выборов;

- общественные отношения, складывающиеся во время регистрации (учета) избирателей, образования избирательных округов и избирательных участков;

- общественные отношения, складывающиеся во время выдвижения кандидатов и их регистрации;

- общественные отношения, складывающиеся во время информационного обеспечения выборов и предвыборной агитации;

- общественные отношения, складывающиеся во время голосования и определения итогов голосования;

- общественные отношения, складывающиеся во время повторных выборов;

- общественные отношения, складывающиеся во время повторного голосования;

- общественные отношения, складывающиеся во время выборов депутатов вместо выбывших.

Ко второй группе необходимо отнести:

- общественные отношения, возникающие во время создания и регистрации политической партии, избирательного объединения;

- общественные отношения, складывающиеся во время формирования избирательных комиссий;

- общественные отношения, складывающиеся во время обжалования нарушений избирательных прав граждан;

- общественные отношения, складывающиеся во время финансирования политической партии;

- общественные отношения, складывающиеся во время реорганизации политической партии;

- общественные отношения, складывающиеся во время приостановления деятельности политической партии.

Таким образом, рассматривая избирательную кампанию в качестве управляемых государственными органами общественных отношений складывающихся с целью избрания органов власти и управления, а также с целью реализации избирательных прав граждан, возникает два вопроса. Первый вопрос, – каким образом оказывается управляющее государственное воздействие на общественные отношения, складывающиеся в рамках избирательной кампании? Второй вопрос – на кого оказывается управляющее воздействие?

Отвечая на первый вопрос, необходимо причислить основные способы оказания управляющего государственного воздействия на общественные отношения, возникающие в рамках избирательного процесса. Другими словами, определить с помощью каких рычагов субъекты государственного управления администрируют избирательный процесс:

- осуществляя нормативное правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в рамках избирательного процесса (издавая нормативные правовые акты, детально регламентирующие порядок реализации избирательных прав граждан);

- реализуя правоприменительную практику, осуществляемую органами исполнительной власти, направленную на исполнение установленных законом правил, процедур избирательного процесса;

- реализуя административно-юрисдикционные, уголовно-процессуальные и оперативно-розыскные полномочия с целью обеспечения законности и правопорядка во время реализации избирательных прав граждан;

- осуществляя разрешение судебными инстанциями юридических споров о праве, которые возникают в процессе реализации избирательных прав граждан;

- посредством специально создаваемых органы (избирательных комиссий) осуществляют организацию и подготовку выборов, детализацию и исполнение избирательных процедур, обеспечивают необходимыми средствами избирательный процесс в целях реализации избирательных прав граждан;

- осуществляя государственный надзор над всеми участниками избирательного процесса с целью обеспечения законности и правопорядка.

Отвечая на второй вопрос, необходимо определить участников общественных отношений, складывающихся в рамках избирательного процесса. Требуется классифицировать участников рассматриваемых общественных отношений, при этом основанием должны послужить складывающиеся управленческие взаимоотношения.

Очевидно, что ряд участников общественных отношений, складывающихся в рамках избирательного процесса, являются «управляемыми». Другими словами, на них оказывается управляющее воздействие со стороны субъектов государственного управления, а они, в свою очередь, обязаны выполнять установленные правовые предписания. Главной целью данной группы участников общественных отношений является реализация избирательных прав.

Одновременно существует и другая категория это управляемые, которые синхронно могут оказывать управляющее воздействие. Назовем их «управляемые управленцы». Например, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации оказывает управляющее воздействие на избирательный процесс и является субъектом государственного управления в рассматриваемой сфере общественных отношений. Одновременно члены и служащие избирательной комиссии являются участниками общественных отношений, и они подчинены нормативным правовым предписаниям которые издаются другими субъектами государственного управления (представительным органом).

Имеет место быть и третья группа участников общественных отношений, которые в обычных условиях реализуют избирательные права и являются «управляемыми», но в определенных условиях приобретают особый правовой статус (например, судьи при разрешении дел о нарушениях избирательных прав граждан).

К первой группе «управляемых» участников общественных отношений, складывающихся в рамках избирательного процесса, относятся:

- граждане Российской Федерации, обладающие активным и пассивным избирательным правом;

- иностранные граждане, наделенные в установленном законом Российской Федерации порядке активным и пассивным избирательным правом;

- политические партии и иные общественные объединения граждан;

- кандидаты, зарегистрированные кандидаты в депутаты и на иные выборные должности;

- доверенные лица избирательных объединений, отдельных кандидатов, выдвинутых и баллотирующихся по одномандатным (многомандатным) избирательным округам;

- уполномоченные представители избирательных объединений, отдельных кандидатов;

- наблюдатели, назначенные в установленном законом порядке;

- организации, выпускающие средства массовой информации (телерадиокомпании, редакции периодических печатных изданий);

- командиры воинских частей, капитаны судов, начальники полярных станций, руководители дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации;

- сборщики подписей избирателей в поддержку выдвинутого кандидата, списка кандидатов;

- группы избирателей, образуемые в установленном законом порядке в поддержку самовыдвижения кандидата.

Прежде чем приступить к рассмотрению второй группы участников общественных отношений складывающихся в рамках избирательного процесса, - «управляемые управленцы», - необходимо подчеркнуть их двойственный статус. Важно понимать, что рассматривая данных участников общественных отношений с позиции государственного управления, можно отметить, что они имеют двойственную природу: во-первых, это должностные лица органов государственной власти (субъектов государственного управления) которые оказывают управляющее воздействие на избирательный процесс; во-вторых, это участники общественных отношений, которые подчинены правовым предписаниям и на них оказывается управляющее воздействие со стороны других субъектов государственного управления. К ним относятся:

- служащие избирательных комиссий;

- члены избирательных комиссий с правом решающего и совещательного голосов;

- должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления;

- депутаты и служащие представительных органов.

К третьей группе участников общественных отношений с «особым» правовым статусом относятся:

-  судьи;

- должностные лица органов прокуратуры, следствия и дознания.

Подводя итог проведенного исследования можно с уверенностью утверждать, что избирательный процесс, необходимо рассматривать в качестве объекта государственного управления. Управляющее воздействие оказывается на общественные отношения, складывающиеся в рамках избирательного процесса. Другими словами, избирательный процесс можно представить в виде матрицы, в которой действуют множество участников. Влияя на деятельность перечисленных в исследовании участников общественных отношений, осуществляется государственное управление избирательным процессом в целом. Важно отметить, что управляющее воздействие оказывают и сами участники общественных отношений, которые одновременно могут являться должностными лицами субъектов государственного управления или участниками с особым правовым статусом.

Список литературы

1.                Чуров В.Е. Эбзеев Б.С. Демократия и управление избирательным процессом: отечественная модель // Российское право 2011. №11.