Электронное правительство как фактор инновационного развития России

Монахов Д.Н., к.п. н., старший преподаватель кафедры методологии социологических исследований Социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Прончев Г.Б., доцент, кандидат физ.-матем. н., заместитель заведующего кафедрой методологии социологических исследований Социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Информационные технологии являются одной из основных движущих сил в современном мире. Успешность как отдельного человека, так и целого государства во многом зависит от своевременного доступа к необходимой информации [1].

Цифровое неравенство - это новый вид социальной дифференциации, вытекающий из разных возможностей использования новейших информационных и телекоммуникационных технологий.

Информационное равенство, на наш взгляд, это социальная ситуация, когда значительная часть населения получает возможность доступа к информации о деятельности публичных органов и публичным услугам, выражения своего мнения по тем или иным вопросам при помощи информационно-коммуникационных технологий.

Так, в рамках оценки результатов реализации государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации  от 20 октября 2010г. № 1815-р, в октябре 2013 г. было опрошено около 69 тысяч человек, что составляет 0,06% населения в возрасте 15-72 лет [7]. Данное статистическое исследование показало, что используют ИКТ в домашних хозяйствах 65, 8 % (город - 72,7%, а село - 53, 4%): самыми активными пользователями интернета по возрастным группам являются группы населения 20-24 и 25-29 лет. [4]

Рисунок 1. Доля населения, использующего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, по типам поселения и половозрастным группам (октябрь 2013)

Исходя из определения понятия «электронное правительство» как способа предоставления информации и оказания сформированного набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам (минимизация личного взаимодействия между государством и заявителем и максимальное использование информационных технологий), вытекают ряд задач, которые оно обязано решать, связанные с оптимизацией предоставления правительственных услуг населению и бизнесу; поддержкой и расширением возможностей самообслуживания граждан; ростом технологической осведомленности и квалификации граждан; повышением степени участия всех граждан в процессах руководства и управления страной; со снижением воздействия фактора географического местоположения; с обеспечением более эффективного администрирования; с трансформацией взаимоотношений между обществом и правительством.

Электронное правительство определяет новый способ взаимодействия чиновников с гражданами в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг (не является дополнением или аналогом традиционного правительства).

Создание электронного правительства предполагает построение системы общественного управления, реализующей решение масштабных задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки. Оно должно обеспечить более эффективное и менее затратное администрирование, кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. Все это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом, позволит преодолеть цифровое неравенство населения России и будет способствовать  развитию нашего государства. Но развитие и принятие населением электронного правительства невозможно без соответствующей подготовки кадров, всех слоев населения в области информационно-коммуникационных технологий.

«Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года» [6] предусматривает к 2015 году выйти на следующие контрольные показатели в сфере образования:

- доля преподавателей, использующих ИКТ в учебной работе, - не менее 50% в средних школах и 70% в вузах;

- доля электронных каталогов от общего объема каталогов фондов библиотек - не менее 30%;

- обеспеченность рынка труда специалистами по информационной безопасности - 100%.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) требует решения новых задач в области информатизации учебного процесса:

«образовательные программы должны обеспечиваться учебно-методическими комплексами с возможностью доступа к ним через сеть Интернет;

формирование информационной компетентности по всем направлениям подготовки бакалавров и магистров;

предоставление доступа каждого обучающегося к электронным образовательным ресурсам, каталогам библиотек, вузовским, российским и зарубежным базам данных;

создание электронных сред обучения с использованием дистанционных образовательных технологий для обеспечения самостоятельной работы студентов».

Согласно «Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы» [7] стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики. В число приоритетных задач включены, в частности, следующие:

«- внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;

- подготовка кадров по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России;

- оснащение современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением образовательных учреждений, организация стажировок и обучение специалистов в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах, с привлечением к этой работе объединений работодателей;

- организация подготовки специалистов в области информационно-телекоммуникационных технологий, повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений профессионального образования в области использования ИКТ».

Итак, из всего вышесказанного видно. что большинство документов, определяющих стратегические цели развития Российской Федерации, указывают на необходимость качественного улучшения системы обучения в области ИКТ.

Подготовка кадров в области информационно-коммуникационных технологий определяется следующими факторами:

характером информационно-коммуникационных технологий, масштабы применения и роль которых неуклонно возрастают во всех сферах жизнедеятельности, экономики и государственного управления;

зависимостью успешного развития всех отраслей экономики и государственного управления от своевременного овладения персоналом необходимыми наборами компетенций в области ИКТ;

зависимостью развития отрасли информационных технологий и связи, а также реализации государственной политики Российской Федерации от овладения компетенциями в области ИКТмаксимально широкими слоями населения Российской Федерации;

упорядочивания овладения компетенциями в области ИКТ государственными служащими и работниками бюджетной сферы в целях повышения эффективности государственного управления и бюджетной сферы;

интересом широких слоев населения Российской Федерации к овладению компетенциями в области ИКТ.

Аудитория жителей России, в том числе и студентов, исследовалась по уровню навыков работы с информацией многими центрами по различным программам и проектам, а также отдельными авторами в рамках диссертационных исследований (например, отраслевая система мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности [3]).

Статистика проведенных в октябре 2013 года веб-тестирований следующая: общее количество респондентов - 972, из них только 45% прошли тестирование, 55% - недобрали нужного количества баллов. При этом справившихся с тестированием респондентов, которые показали отличный результат (высокий уровень ИКТ - компетентности) лишь 19%, средний результат 23%, низкий уровень ИКТ компетентности 3%.

Выводы данного исследования свидетельствуют о недостаточном уровне ИКТ - компетентности, но потребность познакомиться с новыми образовательными программными продуктами и повысить уровень владения современными ИКТ возрастает (причем как показывают статистические данные, студентки стали проявлять в этом направлении почти в 6 раз большую активность, чем студенты).

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел 30-31 марта 2013 года опрос 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. По мере роста проникновения Глобальной Сети мнение россиян об Интернете улучшается, тем не менее, каждый четвертый усматривает в Сети больше вреда, чем пользы. Доля пользователей Интернета в России продолжает расти: к апрелю 2013 года их стало уже 66% (в сентябре 2012 года - 60%), причем особенно заметно увеличивается группа активных - ежедневных пользователей (с 36 до 41% за год). Ежедневно выходят в Сеть прежде всего 18-24-летние (76%), высокообразованные граждане (59%).[1, 4]

За последнее десятилетие уверенность в том, что развитие Глобальной Сети идет на пользу обществу, заметно окрепла: если в 2002 году так считали 43%, то сегодня - уже 54%. Это мнение характерно прежде всего, для тех, кто им ежедневно пользуется (75%). Этой же позиции придерживаются чаще остальных 18-24-летние (72%), высокообразованные граждане (64%), столичные жители (63%).[2]

Сравнение этих данных с ранними опросам позволяет увидеть отношение россиян к социальным сетям и степень их вовлеченности в динамике.

Результаты опроса всероссийского проекта «Мониторинг Интернета» [3, 5] показали, что российская интернет-аудитория достаточно интенсивно погружена в социальные паутины. Восемь из десяти российских пользователей Интернета старше 18 лет пользуются социальными сетями, причем стаж присутствия в социальных сетях у большинства опрошенных (свыше 70%) составляет более трех лет. В подавляющем большинстве случаев (93%) россияне используют социальные сети для общения с друзьями, в каждом пятом случае (18%) они используют сети еще и для работы, 60% пользователей проводят в сетях до часа в день, еще четверть - от часа до трех. А один из 25 пользователей (4%) находится в социальном доступе все время, которое подключен к Интернету.

Только 8% опрошенных никогда не пользовали социальными сетями. 80% пользуются ими сейчас, а 12% - пользовались раньше, но теперь от присутствия в сетях отказались. Следует отметить, что активность присутствия в сетях несколько выше среди женщин (87%), чем среди мужчин (73%). Исследование также показало, что с возрастом респондентов среди них несколько понижается доля пользователей социальных сервисов: 90% среди 18 - 24 летних и 73% среди россиян старше 45 лет.

В девяти случаев из десяти (93%) россияне в социальных сетях просто общаются с друзьями и знакомыми. Для хобби и увлечений сети используют почти половина опрошенных - 46%. Причем значительно чаще такой ответ дают молодые люди 18-24 лет - 63%. 42% респондентов ищут или распространяют информацию через социальные сети. А для работы их используют 18% опрошенных. Несколько чаще такой ответ давали россияне 25-35 лет. [1]

Интересно, что высокую активность присутствия в социальных сетях (от 3 до 5 часов в день) показали девушки до 25 лет. В полтора раза чаще, чем в среднем по выборке, ответ о присутствии в сетях все время нахождения онлайн давали опять же девушки до 25 лет. Чаще всего в социальные сети пользователи заходят с домашних компьютеров (93%). Почти треть респондентов (31%) признались, что используют рабочие компьютеры для подключения к сетям. Мобильные устройства (телефоны, смартфоны, планшеты) для этого используют 41% опрошенных. Среди молодежной аудитории такой вариант ответа указали 74% респондентов. [2]

Таким образом, на современном этапе развития информатизации экономики профессиональная подготовка должна быть направлена на обучение студентов комплексному использованию стандартного и специального программного обеспечения, формированию готовности использования информационных технологий не только в образовательной или профессиональной, но и в социальной деятельности.

Образовательная среда в информационном обществе изменяется за счет появления новых возможностей. Для студентов «цифрового поколения» сетевое пространство становится виртуальной реальностью, в которой они проводят большую часть своего времени, получая необходимую информацию, осуществляя интерактивное взаимодействие с другими пользователями сети.

Образовательная среда с использованием современных мобильных коммуникационных средств дает возможность нелинейный процесс восприятия студентом нового материала или коррекции ранее изученного сделать более динамичным и интенсивным.

Область компетенций, позволяющая человеку активно использовать средства информационных технологий в своей деятельности – не только умение работать с компьютерной техникой, пользоваться офисными программами, электронной почтой и Интернетом, но и умение самому добывать необходимую информацию и получать знания с помощью современных информационных ресурсов. Информационное общество не случайно называют «обучающимся обществом», обществом, эволюционирующим в общество знаний.

Новые информационные технологии стимулируют когнитивные аспекты обучения, помогают  в формировании более глубокого понимания учебного предмета.

В современном понимании информационная технология обучения - это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией. Итак, активное включение новых информационных технологий в образовательный процесс будет способствовать реализации социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества (подготовка кадров в области информационно-коммуникационных технологий); интенсификации всех уровней учебного процесса за счет применения ИКТ; активизации когнитивной деятельности; углублению межпредметных связей в результате использования разнообразных современных средств обработки информации.

Сегодня «облачные» технологии находят активное применение во всех развитых странах и в России, обеспечивая новые, экономически эффективные возможности для образования и научных исследований. Это модель обеспечения повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к общим информационным ресурсам, которые могут быть оперативно предоставлены.

Достоинством обучения в сети является его индивидуализация, которая каждому студенту обеспечивает возможность работать в генетически заданном темпе; возможность индивидуально опосредованной обратной связи, когда обучающийся имеет возможность задавать вопросы в режиме реального времени. В процессе работы в сети студент является активным объектом обучения.

Новые реалии требует технологий овладения не готовыми знаниями, а методиками, которые помогают создавать новое знание, учить обобщенным способам деятельности, мышлению, использованию в личной, образовательной и профессиональной деятельности современных информационно -коммуникационных технологий.

Интернет и мобильная связь являются важным фактором в образовательном пространстве вуза. Мобильные информационно - коммуникационные средства связи (сотовые телефоны, смартфоны, коммуникаторы (iPhone); портативные карманные компьютеры (ПКП), планшетные компьютеры (IPad)), доступные практически всем современным студентам превращаются в мобильные средства обучения, которые дают возможность получать/предоставлять учебную информацию в любое время и в любом месте. Таким образом, современные мобильные средства связи дают возможность преобразовать процесс обучения в более гибкий, доступный и персонализированный. Можно сказать, что в этом случае образовательный процесс становится персонально мобильным, а учебно-познавательная деятельность студентов - более продуктивной. [2]

Развитие мобильного обучения в России, по оценкам специалистов, отстает на 5-7 лет по сравнению с другими странами. Эволюция рынка мобильных коммуникационных средств подталкивает  развитие мобильного обучения.

Внедрение новых образовательных технологий на основе инновационной методологической платформы современного высшего образования связано с глобальным переходом к сетевым механизмам познания окружающей действительности и эволюцией средств коммуникации.

Таким образом, внедрение электронного правительства в жизнь общества является фактором стимулирующим развитие ИКТ-компетентности российского населения, экономики, социальной сферы, а , следовательно, фактором инновационного развития.

 

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект 12-03-00431) и РФФИ (проект 13-01-00392-а).

 

Литература

Докторович А.Б., Монахов Д.Н., Монахова Г.А. Роль социальных сетей в развитии общества и экономики России// Пространство и Время. 2013. № 3 (13). С. 103-112.

Монахова Г.А., Монахов Д.Н. Влияние сетевых технологий на информационную культуру личности и общества // Социология образования. №2. 2014.С. 101-107.

Режим доступа: http://icttest.edu.ru/(21.12.2013)

Режим доступа: http://www.gks.ru/ (20.02.2014)

Режим доступа: http://www.webground.su/(02.12.2013)

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года // Информационное общество, 2000, вып. 3, с. 3-21.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. Режим доступа: http://www.fcpro.ru/(12.12.2013)