Член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики МО АЮР Борис Едидин рассказал о проблемах, которые могут возникнуть при противодействии телефонному мошенничеству

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ предлагает обязать операторов связи устанавливать системы противодействия телефонному мошенничеству. Абоненты смогут жаловаться на спам и мошенничество, а номера, с которых поступают такие звонки, после проверки должны быть заблокированы.

Операторов связи предлагается обязать устанавливать технические средства для противодействия мошенничеству (фроду) с использованием телефонных номеров и установления источника трафика, следует из законопроекта Минцифры (есть у “Ъ”). Его планируется обсудить 16 ноября на совещании межведомственной рабочей группы с участием Минцифры, МВД, ФСБ, Роскомнадзора, Центробанка (ЦБ), крупных банков и операторов связи, следует из материалов к совещанию. В Минцифры подтвердили, что проект будет обсуждаться на этой неделе.

В соответствии с документом под фродом на сетях связи предлагается понимать трафик, при котором вызов абонента происходит с использованием подменных номеров, специальных технических средств и софта или несанкционированного доступа к операторскому оборудованию, что приводит к нарушению прав третьих лиц и безопасности сети. Телефонным спамом предлагается считать вызовы или сообщения с целью распространения рекламы без согласия абонента.

Предполагается, что абонент сможет обратиться с жалобой на конкретный номер к оператору, который передаст заявление в специальную систему проверки. Ее порядок работы определит правительство. В случае подтверждения факта спама или фрода оператор будет обязан заблокировать номер.

За третий квартал 2020 года ЦБ передал операторам информацию о 9,6 тыс. номеров, выявленных по подозрению в совершении мошенничества, следует из материалов, переданных в Минцифры (есть у “Ъ”). Из них было заблокировано всего 66 номеров. Кроме того, только во втором квартале было выявлено 29 тыс. банковских операций, совершенных без согласия клиентов. По данным ЦБ, 87% из них совершались с использованием мобильного телефона.

Проблема актуальна, но технические и программные решения меняются гораздо быстрее законов, поэтому закрепление новых понятий и введение требований к установке специальных технических средств явно избыточны, считает член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Борис Едидин. 

Средства противодействия спаму и фроду используют все компании, а требование об их установке в соответствии с новыми условиями похоже на попытку передела рынка»,— отмечает он.

Подробнее: https://www.kommersant.ru/doc/4573971