Член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики МО АЮР поделился экспертным мнением по поводу идеи разработки Инфокоммуникационного кодекса

В Минцифры, похоже, решили вдохнуть новую жизнь в идею разработки Инфокоммуникационного кодекса (Инфокодекс). Единый документ, создание которого заморозили еще в 2018 году, призван устранить пробелы и коллизии текущего законодательства в сфере связи и IT, не отвечающего развитию технологий, систематизировать и обновить его согласно нынешним реалиям.

«Стратегия развития отрасли связи в РФ до 2035 года», с предварительной версией которой ознакомился Forbes, предлагает разработать Инфокодекс, который станет «системообразующим актом законодательства в отрасли связи и правовой основой для взаимодействия» ее участников. Рост проникновения интернета, массовая востребованность услуг по передаче данных, развитие информационных онлайн-сервисов привели к повышенному вниманию государства к этой сфере, говорится в «Стратегии».

Сейчас сфера связи и IT регулируется разрозненными актами. Среди них — законы «Об информации», «О СМИ», «О персональных данных», «О естественных монополиях», «О безопасности критической информационной инфраструктуры» и другие документы. Авторы «Стратегии» выделяют целый ряд характерных для госрегулирования проблем. В частности, большое число документов ведет к запутанности и низкому качеству юридической техники, их бессистемному и непредсказуемому изменению, а их несвоевременное принятие влияет на развитие отрасли и внедрение новейших технологий. В качестве примера приводится вопрос выделения наиболее приемлемых полос радиочастот для развертывания современных сетей связи.

Идея кодекса периодически возникает уже несколько лет, замечает юрист, преподаватель образовательной платформы Moscow Digital School Борис Едидин. Границы деятельности операторов, медиа- и IT-компаний, по его словам, все сильнее размываются, и необходимость обеспечения комплаенса по нескольким законодательным актам создает дополнительные издержки. В качестве примера такой противоречивости он приводит ранее существовавшую обязанность операторов соблюдать требования СОРМ и одновременно хранить информацию о сообщениях, передаваемых через интернет (в рамках мер поддержки индустрии обязанность недавно отменили).

По мнению Бориса Едидина, кодекс мог бы упорядочить процедуры взаимодействия как между отраслями, так и между государством и предпринимателями. «Могут быть уточнены правила деятельности зарубежных компаний, условия доступа на российский рынок, процедуры применения санкций к нарушителям, включая расширение мер и инструментов воздействия, — перечисляет он. — Кроме того, под законодательное регулирование могут попасть и новые субъекты, например владельцы рекомендательных сервисов, блогеры, хостинг-провайдеры и другие».

Издержки участников отрасли связаны скорее не с «лоскутностью» законодательства, а с большим количеством возложенных обязательств, например, по хранению информации в течение определенного времени, определению средств для хранения и передачи и т. д., считает член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Александра Орехович. «В этом смысле принятие Инфокодекса не сможет привести к сокращению этих обязательств, а лишь к их четкой систематизации, но, по сути, к дублированию», — считает она. При этом Кодекс, по ее мнению, помог бы гармонизировать ряд положений, например решить вопрос, связанный с обладателями информации и операторами информационных систем: кто в какой мере определяет возможности и пределы использования тех или иных сведений. «Сейчас, действительно, в силу «лоскутности» правового регулирования в этой сфере все приходится решать каждый раз case by case», — заключает Орехович.